© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанкСегодня, 7 августа, исполняется 155 лет со дня рождения Федора Шехтеля, великого русского архитектора. Его работы являются уникальным украшением облика Москвы, а за самим зодчим закрепилось прозвище "отец русского модерна". Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить о самых знаковых постройках, выполненных по проектам Шехтеля в российской столице.
Являясь одним из самых ярких представителей модерна в русской архитектуре конца XIX – начала ХХ века, первые свои работы периода 80-90-х годов Шехтель выполнял в стиле эклектики с чертами неорусского и готического стилей. Так, архитектурный почерк молодого архитектора можно изучить по фасаду театра "Парадиз" на Большой Никитской (ныне Театр Маяковского – на фото), оформленного по его чертежам.
Являясь одним из самых ярких представителей модерна в русской архитектуре конца XIX – начала ХХ века, первые свои работы периода 80-90-х годов Шехтель выполнял в стиле эклектики с чертами неорусского и готического стилей. Так, архитектурный почерк молодого архитектора можно изучить по фасаду театра "Парадиз" на Большой Никитской (ныне Театр Маяковского – на фото), оформленного по его чертежам.
Сегодня, 7 августа, исполняется 155 лет со дня рождения Федора Шехтеля, великого русского архитектора. Его работы являются уникальным украшением облика Москвы, а за самим зодчим закрепилось прозвище "отец русского модерна". Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить о самых знаковых постройках, выполненных по проектам Шехтеля в российской столице.
Являясь одним из самых ярких представителей модерна в русской архитектуре конца XIX – начала ХХ века, первые свои работы периода 80-90-х годов Шехтель выполнял в стиле эклектики с чертами неорусского и готического стилей. Так, архитектурный почерк молодого архитектора можно изучить по фасаду театра "Парадиз" на Большой Никитской (ныне Театр Маяковского – на фото), оформленного по его чертежам.
Являясь одним из самых ярких представителей модерна в русской архитектуре конца XIX – начала ХХ века, первые свои работы периода 80-90-х годов Шехтель выполнял в стиле эклектики с чертами неорусского и готического стилей. Так, архитектурный почерк молодого архитектора можно изучить по фасаду театра "Парадиз" на Большой Никитской (ныне Театр Маяковского – на фото), оформленного по его чертежам.
1 из 8
© РИА Новости / Александр Поляков | Перейти в медиабанкХотя Шехтеля и называют отцом русского модерна, некоторые ученые убеждены, что готику в русское искусство ввел именно он. Так, эстетика английской неоготики легла в основу проекта особняка Саввы Морозова на Спиридоновке, где сейчас располагается Министерство иностранных дел РФ. Это был первый столь масштабный и самостоятельный проект архитектора. Впрочем, стоит заметить, что Шехтель предложил Морозову на выбор еще два варианта проекта, выполненных в стиле французского ренессанса и рококо.
Хотя Шехтеля и называют отцом русского модерна, некоторые ученые убеждены, что готику в русское искусство ввел именно он. Так, эстетика английской неоготики легла в основу проекта особняка Саввы Морозова на Спиридоновке, где сейчас располагается Министерство иностранных дел РФ. Это был первый столь масштабный и самостоятельный проект архитектора. Впрочем, стоит заметить, что Шехтель предложил Морозову на выбор еще два варианта проекта, выполненных в стиле французского ренессанса и рококо.
2 из 8
© РИА Новости / Андрей ВолковНесколько прекрасных домов в Москве были построены Шехтелем для своей семьи. Из них особое внимание привлекает псевдосредневековый особнячок в Ермолаевском переулке. Многие искусствоведы считают этот проект Шехтеля переходным. Декор здания достаточно скромен, и в нем по-прежнему ярко прослеживаются готические черты, однако уже дают о себе знать нотки модерна.
Несколько прекрасных домов в Москве были построены Шехтелем для своей семьи. Из них особое внимание привлекает псевдосредневековый особнячок в Ермолаевском переулке. Многие искусствоведы считают этот проект Шехтеля переходным. Декор здания достаточно скромен, и в нем по-прежнему ярко прослеживаются готические черты, однако уже дают о себе знать нотки модерна.
3 из 8
© РИА Новости / Марина ЗаблудовскаяПервым же зданием, построенным в стиле модерн, стал комплекс "Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона" в Трехпрудном переулке (1900), хотя и здесь еще видна любовь архитектора к готике. Потому административная часть скоропечатни напоминает средневековый замок, но уже с эффектными и щедрыми деталями декора, присущими модерну, например, лепниной с растительными мотивами.
Первым же зданием, построенным в стиле модерн, стал комплекс "Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона" в Трехпрудном переулке (1900), хотя и здесь еще видна любовь архитектора к готике. Потому административная часть скоропечатни напоминает средневековый замок, но уже с эффектными и щедрыми деталями декора, присущими модерну, например, лепниной с растительными мотивами.
4 из 8
© РИА Новости / Борис Приходько | Перейти в медиабанкНо в полной мере модерн заиграл в архитектуре и внутреннем декоре особняка Рябушинского на Малой Никитской (ныне дом-музей Горького), который признан классическим образчиком этого стиля. Фриз дома декорирован мозаикой и глазурованным кирпичом. Эффектным здание делает ассиметричный фасад с изящными и разными по форме окнами. Интерьер дома украшают цветные витражи и мозаика с растительными узорами, изображениями различных земных и морских животных.
Но в полной мере модерн заиграл в архитектуре и внутреннем декоре особняка Рябушинского на Малой Никитской (ныне дом-музей Горького), который признан классическим образчиком этого стиля. Фриз дома декорирован мозаикой и глазурованным кирпичом. Эффектным здание делает ассиметричный фасад с изящными и разными по форме окнами. Интерьер дома украшают цветные витражи и мозаика с растительными узорами, изображениями различных земных и морских животных.
5 из 8
© РИА Новости / Иван Денисенко | Перейти в медиабанкМодерн с нотками неорусского стиля прослеживается в декоре Ярославского вокзала в Москве. В начале ХХ века Шехтель разработал проект нового фасада здания, напоминающего русский терем, декорированный цветным панно с растительными орнаментами.
Модерн с нотками неорусского стиля прослеживается в декоре Ярославского вокзала в Москве. В начале ХХ века Шехтель разработал проект нового фасада здания, напоминающего русский терем, декорированный цветным панно с растительными орнаментами.
6 из 8
© РИА Новости / Андрей ВолковВ 1910 году Шехтель строит на Большой Садовой еще один собственный и уже последний дом в неоклассическом стиле. В декоре здания угадываются черты, присущие московскому ампиру начала XIX века.
В 1910 году Шехтель строит на Большой Садовой еще один собственный и уже последний дом в неоклассическом стиле. В декоре здания угадываются черты, присущие московскому ампиру начала XIX века.
7 из 8
© РИА Новости / Марина ЗаблудовскаяВ этот же период в творчестве Шехтеля проявляются черты еще пока зарождающегося конструктивизма. Этот стиль угадывается, в частности, в строгих чередованиях вертикальных и горизонтальных членений, а также рядах больших одинаковых окон торгового дома Московского купеческого общества, выстроенного на углу Малого Черкасского переулка и Новой площади по проекту зодчего в 1909-1911 годах.
В этот же период в творчестве Шехтеля проявляются черты еще пока зарождающегося конструктивизма. Этот стиль угадывается, в частности, в строгих чередованиях вертикальных и горизонтальных членений, а также рядах больших одинаковых окон торгового дома Московского купеческого общества, выстроенного на углу Малого Черкасского переулка и Новой площади по проекту зодчего в 1909-1911 годах.
8 из 8