© Евгения ПетроваВ этот день, 1 июля 1889 года, родилась выдающийся скульптор ХХ века Вера Игнатьевна Мухина. Она появилась на свет в Риге, воспитывалась в Феодосии, изучала живопись в Париже и во время путешествий по Италии, но любовь, дом и слава ждали ее в Москве. Мухина является одной из основоположников социалистического реализма в скульптуре. Она видела в своих скульптурах мужественных русских рабочих, трудолюбивых женщин, то, что вдохновляло людей искусства советского времени. Ее работы и по сей день украшают известные площади, улицы и парки столицы. Сайт "РИА Недвижимость" вспоминает самые известные произведения скульптора в Москве.
В самом центре столицы, в Пречистенском переулке, сохранилась частичка Веры Игнатьевны – ее дом-мастерская (на фото), возведенный ею лично для жизни и работы. В нем Мухина жила и творила с 1947 по 1953 год. Сейчас состояние дома не такое идеальное, каким было при жизни скульптора, но все же здесь все напоминает о ней: большое окно мастерской, оранжерейная стеклянная крыша, небольшой дворик в жилой части дома. Здание и по сей день разделено на "рабочую" и жилую части: в одной располагается отдел Государственного научно-исследовательского института реставрации, в другой проживают наследники скульптора – внучка Марфа Замкова и ее муж Игорь Веселовский. Прохожие часто интересуются домом, а родственники Мухиной не скупятся на рассказы о нем и его авторе. Одних привлекает красота небольшого, но слегка неухоженного сада, другие обещают прийти за яблоками к середине лета. Кстати, как рассказал РИА Новости муж внучки Мухиной Игорь Веселовский, яблоня была посажена Верой Игнатьевной в 1949 году.
В самом центре столицы, в Пречистенском переулке, сохранилась частичка Веры Игнатьевны – ее дом-мастерская (на фото), возведенный ею лично для жизни и работы. В нем Мухина жила и творила с 1947 по 1953 год. Сейчас состояние дома не такое идеальное, каким было при жизни скульптора, но все же здесь все напоминает о ней: большое окно мастерской, оранжерейная стеклянная крыша, небольшой дворик в жилой части дома. Здание и по сей день разделено на "рабочую" и жилую части: в одной располагается отдел Государственного научно-исследовательского института реставрации, в другой проживают наследники скульптора – внучка Марфа Замкова и ее муж Игорь Веселовский. Прохожие часто интересуются домом, а родственники Мухиной не скупятся на рассказы о нем и его авторе. Одних привлекает красота небольшого, но слегка неухоженного сада, другие обещают прийти за яблоками к середине лета. Кстати, как рассказал РИА Новости муж внучки Мухиной Игорь Веселовский, яблоня была посажена Верой Игнатьевной в 1949 году.
В этот день, 1 июля 1889 года, родилась выдающийся скульптор ХХ века Вера Игнатьевна Мухина. Она появилась на свет в Риге, воспитывалась в Феодосии, изучала живопись в Париже и во время путешествий по Италии, но любовь, дом и слава ждали ее в Москве. Мухина является одной из основоположников социалистического реализма в скульптуре. Она видела в своих скульптурах мужественных русских рабочих, трудолюбивых женщин, то, что вдохновляло людей искусства советского времени. Ее работы и по сей день украшают известные площади, улицы и парки столицы. Сайт "РИА Недвижимость" вспоминает самые известные произведения скульптора в Москве.
В самом центре столицы, в Пречистенском переулке, сохранилась частичка Веры Игнатьевны – ее дом-мастерская (на фото), возведенный ею лично для жизни и работы. В нем Мухина жила и творила с 1947 по 1953 год. Сейчас состояние дома не такое идеальное, каким было при жизни скульптора, но все же здесь все напоминает о ней: большое окно мастерской, оранжерейная стеклянная крыша, небольшой дворик в жилой части дома. Здание и по сей день разделено на "рабочую" и жилую части: в одной располагается отдел Государственного научно-исследовательского института реставрации, в другой проживают наследники скульптора – внучка Марфа Замкова и ее муж Игорь Веселовский. Прохожие часто интересуются домом, а родственники Мухиной не скупятся на рассказы о нем и его авторе. Одних привлекает красота небольшого, но слегка неухоженного сада, другие обещают прийти за яблоками к середине лета. Кстати, как рассказал РИА Новости муж внучки Мухиной Игорь Веселовский, яблоня была посажена Верой Игнатьевной в 1949 году.
В самом центре столицы, в Пречистенском переулке, сохранилась частичка Веры Игнатьевны – ее дом-мастерская (на фото), возведенный ею лично для жизни и работы. В нем Мухина жила и творила с 1947 по 1953 год. Сейчас состояние дома не такое идеальное, каким было при жизни скульптора, но все же здесь все напоминает о ней: большое окно мастерской, оранжерейная стеклянная крыша, небольшой дворик в жилой части дома. Здание и по сей день разделено на "рабочую" и жилую части: в одной располагается отдел Государственного научно-исследовательского института реставрации, в другой проживают наследники скульптора – внучка Марфа Замкова и ее муж Игорь Веселовский. Прохожие часто интересуются домом, а родственники Мухиной не скупятся на рассказы о нем и его авторе. Одних привлекает красота небольшого, но слегка неухоженного сада, другие обещают прийти за яблоками к середине лета. Кстати, как рассказал РИА Новости муж внучки Мухиной Игорь Веселовский, яблоня была посажена Верой Игнатьевной в 1949 году.
© Евгения Петрова
1 из 9
© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанкМонумент "Рабочий и колхозница" был создан Верой Игнатьевной в 1937 году специально для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. "Главные герои" скульптуры – юноша и девушка, которые олицетворяют рабочий класс и крестьянское пространство. Молодые и сильные, они вздымают ввысь эмблему Страны Советов – серп и молот. После триумфа во Франции было принято решение установить скульптуру у входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ставшую впоследствии ВДНХ СССР и ВВЦ. В середине 40-х она стала эмблемой киностудии "Мосфильм", а в 2003 году монумент разобрали на 40 частей и отправили на реставрацию, которая продлилась 6 лет. Торжественное открытие состоялось 4 декабря 2009 года. С 2010 года в павильоне работает музейно-выставочный центр "Рабочий и колхозница", в котором посетители могут познакомиться с историей создания памятника.
Монумент "Рабочий и колхозница" был создан Верой Игнатьевной в 1937 году специально для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. "Главные герои" скульптуры – юноша и девушка, которые олицетворяют рабочий класс и крестьянское пространство. Молодые и сильные, они вздымают ввысь эмблему Страны Советов – серп и молот. После триумфа во Франции было принято решение установить скульптуру у входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ставшую впоследствии ВДНХ СССР и ВВЦ. В середине 40-х она стала эмблемой киностудии "Мосфильм", а в 2003 году монумент разобрали на 40 частей и отправили на реставрацию, которая продлилась 6 лет. Торжественное открытие состоялось 4 декабря 2009 года. С 2010 года в павильоне работает музейно-выставочный центр "Рабочий и колхозница", в котором посетители могут познакомиться с историей создания памятника.
2 из 9
© РИА Новости / Алексей Бушкин | Перейти в медиабанкОдной из известных работ Мухиной в 30-е годы стала скульптура "Хлеб" (на фото) , исполненная в большом размере для выставки "Пищевая индустрия" в 1939 году. Первоначально, по просьбе архитектора Алексея Щусева, скульптор готовила четыре эскиза композиций для Москворецкого моста, но работа была прервана. Скульптура "Хлеб" стала единственной, к эскизам которой автор вернулась и воплотила идею в жизнь. Мухина изобразила фигуры двух девушек, передающих друг другу сноп пшеницы. По мнению искусствоведов, в композиции "звучит" музыка труда, но труда свободного и гармоничного. Заслуживает внимание и скульптура "Плодородие", которая была установлена уже после смерти Мухиной. В настоящее время композиция "Урожай" Мухиной украшает Парк Дружбы на севере Москвы.
Одной из известных работ Мухиной в 30-е годы стала скульптура "Хлеб" (на фото) , исполненная в большом размере для выставки "Пищевая индустрия" в 1939 году. Первоначально, по просьбе архитектора Алексея Щусева, скульптор готовила четыре эскиза композиций для Москворецкого моста, но работа была прервана. Скульптура "Хлеб" стала единственной, к эскизам которой автор вернулась и воплотила идею в жизнь. Мухина изобразила фигуры двух девушек, передающих друг другу сноп пшеницы. По мнению искусствоведов, в композиции "звучит" музыка труда, но труда свободного и гармоничного. Заслуживает внимание и скульптура "Плодородие", которая была установлена уже после смерти Мухиной. В настоящее время композиция "Урожай" Мухиной украшает Парк Дружбы на севере Москвы.
3 из 9
© РИА Новости / А. Жиляков | Перейти в медиабанкМечтой Мухиной, которую реализовали после ее смерти, стали так же скульптуры "Земля" (на фото) и "Море". Они были установлены на Центральном стадионе имени Ленина, в современных "Лужниках", в 1957 году.
Мечтой Мухиной, которую реализовали после ее смерти, стали так же скульптуры "Земля" (на фото) и "Море". Они были установлены на Центральном стадионе имени Ленина, в современных "Лужниках", в 1957 году.
4 из 9
© РИА Новости / Алексей Бушкин | Перейти в медиабанкФигуры композиции "Земля и Вода" изготовлены из алюминиево-цинкового сплава. Долгое время они (на фото "Вода") находились в плачевном состоянии, им грозило разрушение. Реставрация была проведена в 2010 году.
Фигуры композиции "Земля и Вода" изготовлены из алюминиево-цинкового сплава. Долгое время они (на фото "Вода") находились в плачевном состоянии, им грозило разрушение. Реставрация была проведена в 2010 году.
5 из 9
© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанкКонкурс на создание памятника писателю Максиму Горькому выиграл скульптор Иван Шадр. Проект был разработан им в 1939 году, а завершен в 1951 году Верой Игнатьевной. Дело в том, что перед смертью Шадр взял с Мухиной обещание закончить скульптуру по его проекту. Он скончался в 1941 году, а Вера Игнатьевна добросовестно исполнила его просьбу. Памятник русскому писателю, с которым автор была знакома лично, был установлен на площади Белорусского вокзала. Там он простоял, встречая и провожая гостей столицы, вплоть до 2005 года. Затем его положили, в прямом смысле этого слова, в парке "Музеон", где он находился под открытым небом без ухода и присмотра целых 2 года. В 2007 году Горького привели в вертикальное положение и отреставрировали. В настоящее время он имеет статус памятника монументального искусства федерального значения.
Конкурс на создание памятника писателю Максиму Горькому выиграл скульптор Иван Шадр. Проект был разработан им в 1939 году, а завершен в 1951 году Верой Игнатьевной. Дело в том, что перед смертью Шадр взял с Мухиной обещание закончить скульптуру по его проекту. Он скончался в 1941 году, а Вера Игнатьевна добросовестно исполнила его просьбу. Памятник русскому писателю, с которым автор была знакома лично, был установлен на площади Белорусского вокзала. Там он простоял, встречая и провожая гостей столицы, вплоть до 2005 года. Затем его положили, в прямом смысле этого слова, в парке "Музеон", где он находился под открытым небом без ухода и присмотра целых 2 года. В 2007 году Горького привели в вертикальное положение и отреставрировали. В настоящее время он имеет статус памятника монументального искусства федерального значения.
6 из 9
© РИА Новости / Н. Гранов | Перейти в медиабанкПамятник молодому Максиму Горькому красуется в сквере у здания Института мировой литературы имени А.М. Горького на Поварской улице. Он был открыт через три года после смерти Веры Мухиной, 11 января 1956 года.
Памятник молодому Максиму Горькому красуется в сквере у здания Института мировой литературы имени А.М. Горького на Поварской улице. Он был открыт через три года после смерти Веры Мухиной, 11 января 1956 года.
7 из 9
© Марина ЗаблудовскаяСкульптура "Наука" Веры Мухиной хорошо известна всем учащимся МГУ имени М. В. Ломоносова, а также другим представителям студенчества. Она украшает фасад главного здания университета.
Скульптура "Наука" Веры Мухиной хорошо известна всем учащимся МГУ имени М. В. Ломоносова, а также другим представителям студенчества. Она украшает фасад главного здания университета.
© Марина Заблудовская
8 из 9
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкПамятник великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому был открыт уже после смерти Веры Игнатьевны. Он установлен в 1954 году у здания Московской консерватории на Большой Никитской улице. Над созданием образа композитора автор работала ни один год. Ее идеи то принимались высокопоставленными лицами, то отвергались. Например, в одном из вариантов в памятнике была двухфронтальная композиция. Мухина изобразила вдохновленного Чайковского и олицетворяющего его пастушка, играющего на свирели. По задумке, композитор был повернут лицом к улице, мальчик – к знанию консерватории. Позднее Мухиной пришлось переделать пьедестал: сначала фигура юнца была заменена на старого крестьянина, а затем от нее и вовсе пришлось отказаться. Сейчас памятник окружает мраморная скамья с бронзовой решеткой в виде нотного стана с фрагментами музыкальных фраз известных произведений, ажурными вензелями с инициалами и датами жизни Чайковского. Решетка завершена бронзовыми арфами, художественно декорированными драпировкой.
Памятник великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому был открыт уже после смерти Веры Игнатьевны. Он установлен в 1954 году у здания Московской консерватории на Большой Никитской улице. Над созданием образа композитора автор работала ни один год. Ее идеи то принимались высокопоставленными лицами, то отвергались. Например, в одном из вариантов в памятнике была двухфронтальная композиция. Мухина изобразила вдохновленного Чайковского и олицетворяющего его пастушка, играющего на свирели. По задумке, композитор был повернут лицом к улице, мальчик – к знанию консерватории. Позднее Мухиной пришлось переделать пьедестал: сначала фигура юнца была заменена на старого крестьянина, а затем от нее и вовсе пришлось отказаться. Сейчас памятник окружает мраморная скамья с бронзовой решеткой в виде нотного стана с фрагментами музыкальных фраз известных произведений, ажурными вензелями с инициалами и датами жизни Чайковского. Решетка завершена бронзовыми арфами, художественно декорированными драпировкой.
9 из 9