Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Возвращение к основам: что можно увидеть на архитектурной биеннале в Венеции

© Институт "Стрелка"Участники экспозиции российского павильона на венецианской биеннале
Участники экспозиции российского павильона на венецианской биеннале
XIV Архитектурная биеннале в Венеции под лозунгом Fundamentals ("Основы") откроется для посетителей в субботу, 7 июня, но в этом году на ней не увидеть каких-либо новых архитектурных решений или проектов. Вместо этого архитектурные эксперты из разных стран попробовали при помощи разных визуальных средств представить свое видение того, как развивалась архитектура в прошлом столетии и что нам теперь с ней делать.

ВЕНЕЦИЯ (Италия), 6 июня – Александр Лексаков, РИА Новости. XIV Архитектурная биеннале в Венеции под лозунгом Fundamentals ("Основы") откроется для посетителей в субботу, 7 июня, но в этом году на ней не увидеть каких-либо новых архитектурных решений или проектов. Вместо этого архитектурные эксперты из разных стран попробовали при помощи разных визуальных средств представить свое видение того, как развивалась архитектура в прошлом столетии и что нам теперь с ней делать.


Куратором биеннале, которая проходит раз в два года и в этот раз продлится до 23 ноября, стал известный голландский архитектор, теоретик деконструктивизма и лауреат Притцкеровской премии Рем Колхас. Тему выставки он объявил достаточно рано, предложив национальным павильонам высказаться на единую тему – "Absorbing Modernity: 1914-2014" ("Поглощающая Современность: 1914-2014"). Новшеством для биеннале является то, что организаторам павильонов предложили рассмотреть не современную архитектуру, а заглянуть в прошлое и оценить, как глобальный модернизм сумел за сто лет заменить уникальные национальные стили.


Как и на венецианском кинофестивале, на биеннале раздают "золотых" и "серебряных" львов в нескольких номинациях.


Русские продают идеи

Всего в основном конкурсе биеннале приняли участие 65 национальных команд. Экспозицию России в этом году готовил институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" во главе с кураторами Дарьей Парамоновой, Антоном Калгаевым и Бренданом  МакГетриком. Вначале комиссаром павильона был известный архитектурный критик Григорий Ревзин, однако в буквально накануне выставки, в апреле 2014 года, его уволил министр культуры Владимир Мединский без объяснения причин.


Формат решения россиянами поставленной Колхасом задачи оказался нетривиальным. "Мы предлагаем в нашем павильоне коммерческой торговое шоу - это фактически экспо", - сказала Парамонова в ходе презентации экспозиции для прессы, добавив, что экспо  является "инструментом, который распространил глобализированный язык по всему миру".


Русский экспозиция под названием Fair Enough и правда заставил вспомнить "Экспоцентр" или любую другую выставочную площадку в дни крупных выставок. Множество однотипных стендов, построившихся в ряд. Внутри - консультанты, причем некоторые из них, тоскуя по клиенту, весьма аутентично раскладывают пасьянс на планшете.


В качестве товара, по замыслу организаторов, здесь выступают наиболее важные идеи русской архитектурной мысли за последние 100 лет, а продают их выдуманные компании.


"Мы не просто предлагаем вспомнить историю, мы предлагаем эти идеи как способ решения архитектурных проблем. Мы производит реактивацию прошлого", - подчеркивает Парамонова.


Некоторые проекты выглядят вполне реальными – например, "компания" U-VDNKH предлагает схему управления выставочным центром, благодаря которой территория станет коммерчески и культурно успешной. А "фирма" Lissitzky готова использовать идеи выдающегося представителя русского авангарда Эля Лисицкого для презентаций крупных компаний вроде Google, напоминая об участии знаменитого архитектора в выставке 1928 года в Кельне. Почему бы и нет, в самом деле.


Другие же идеи звучат по меньшей мере курьезно. Например, одна из "компаний", представленных на выставке, оказывает услуги по созданию копий Дома Наркомфина под самые разные функциональные назначения – вплоть до размещения в них тюрем для юных преступников. А представитель "бюро"  Shchusev Architects рассказывает, что их основателем является сам проектировщик Мавзолея на Красной площади Алексей Щусев, и, сохраняя верность традициям, они готовы взяться за работу практически любой стилистике.

Самый разный модерн


Прочие участники погони за золотым венецианским львом также продемонстрировали свое видение эпохи модерна в архитектуре.

Канадцы в своем павильоне рассказывали об истории покорения модернистской архитектурой своего крайнего севера - района Нунавут, который был присоединен только в 1990-х годах, так что его жители переезжали в буквальном смысле из иглу в современные дома.
Американцы посвятили павильон работам архитектурных фирм из США, которые те реализовывали за рубежом.


Голландцы отметили заслуги архитектора Якоба Бакемы, который работал над идеями открытого общества и получил известность по проектированию общественных зданий и участию в реконструкции Роттердама после Второй мировой войны.


У испанцев после режима Франко осталось большое количество зданий эпохи модерна, с которыми связаны не самые лучшие воспоминания. Их павильон иллюстративно напоминает о важности использования правильного подхода к интерьеру для создания комфортной среды при проживании даже в мрачных бетонных коробках.


Стоит отметить, что в Венеции параллельно с выставками национальных павильонов проходят еще 22 экспозиции. Одной из них является совместная выставка Москомархитектуры и RDI Group под названием "Москва: городское пространство", показывающая, как менялась столичная архитектура с 1914 по 2014 год.


На 700 квадратных метрах пространства церкви Санта Мария делла Пьета развернулось масштабное представление 100 последних лет архитектуры Москвы. Под потолком затемненного зала подвешены семь перевёрнутых призм, каждая из которых посвящена определенному архитектурному периоду в истории Москвы - от дореволюционных лет до наших дней. На подсвеченных гранях призм размещены фотографии культовых зданий соответствующей эпохи.

Главное блюдо

Несмотря на красочность национальных экспозиций, им не сравниться с центральным павильоном Венецианской биеннале. Он получил название "Элементы архитектуры", и наиболее полно отразил дух биеннале, которая в этом году проходит под лозунгом Fundamentals ("Основы").


Многозальное пространство рассказывает посетителям о развитии и трансформации различных деталей жилища – от потолка до балкона, причем создатели стремились отбирать наиболее интригующие факты.


В отдельном зале демонстрируется древо эволюции обогревательных приборов, чуть дальше - пространство, полностью посвященное различным полам, среди которых есть и панели, вырабатывающие электричество при нажатии. Представлен стенд, посвященный высоте ступенек лестницы и ее зависимости от различных политических режимов.


Создатели главного павильона не обошли своим вниманием и такой необходимый элемент квартиры как унитаз, представив устройства от каменного варианта в виде колесницы и до футуристического комбайна. К ним прилагается видео-инсталляция, показывающая съемки скрытой камерой в туалетах общего пользования, которые велись полицией США с целью выявления гомосексуалистов.


А вот какая из экспозиций архитектурной биеннале в Венеции, все же будет признана лучше, узнать будет можно очень скоро – интрига разрешится 7 июня, вместе с открытием выставки для посетителей. Международное жюри присудит золотого и серебряного льва лучшим национальным командам. Кроме того, оно может наградить премией Special Mention трех особо отличавшихся участников.

Рекомендуем
Бытовая химия
В жилых домах запретили продавать бытовую химию и мебель
Ключи
Эксперт рассказал, как не лишиться квартиры за долги
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала