Вот уже больше полувека 27 марта отмечается Международный день театра – профессиональный праздник для всех работников сцены и лишний повод сходить в театр для всех почитателей этого искусства. Публичный театр в той форме, что знакома нам по сей день, появился в России в середине XVIII века, и сегодня только в Москве насчитывается почти 130 театров. "РИА Недвижимость" предлагает прогуляться по весенней столице и посмотреть на самые красивые и уникальные театральные здания от XIX до XXI века.
Большой театр
Одна из главных достопримечательностей Москвы и по совместительству визитная карточка театральной жизни столицы – Большой театр. История главной оперной и балетной сцены страны началась в январе 1825 года. Здание было построено по проекту архитектора Осипа Бове для труппы Петровского театра, прежнее здание которого сгорело в 1805 году.
Здание Большого является центром градостроительной композиции – Театральной площади, в которую упираются несколько прилегающих улиц. Узнаваемый классический фасад украшен мощным портиком на восьми колоннах. Сверху расположена скульптурная группа – Аполлон с "тройкой" коней, которую позже в ходе реконструкции заменили квадригой.
Большой театр во все времена восхищал зрителей богатым убранством интерьера. Вместительный зал, удобная планировка, роскошь и красота не оставляли никого равнодушными. При этом изначально Большой держал высокую планку по техническому оснащению и долгое время считался одним из лучших в мире по акустике. В ходе последней реконструкции, завершившейся в 2011 году, главный театр страны вновь засиял своим прежним блеском - ему вернули исторический облик, легендарную акустику и оснастили всеми техническими новшествами.
Театр имени Маяковского
Здание театра из красного кирпича в псевдорусском стиле было построено в 80-х годов XIX века по проекту архитектора Константина Терского. Однако его узорчатый фасад был выполнен по чертежам молодого помощника – будущего знаменитого архитектора Москвы Федора Шехтеля.
Изначально убранство фасада было богаче - здание украшали башенки, кружевные узоры, балкончики, фонари и все это великолепие венчала теремная крыша.
Со временем все эти детали были постепенно утеряны. Но фасад в целом сохранил свой исторический облик и является украшением Большой Никитской улицы.
МХАТ имени Чехова
Яркий представитель стиля модерн – здание МХАТ им. А.П. Чехова в Камергерском переулке. Старинный особняк много раз перестраивался и приобрел свой нынешний облик в начале ХХ века. По заказу Саввы Морозова реконструкцию театра выполнил уже получивший значительную известность Федор Шехтель.
По его проекту здание было перестроено, перепланировано, фасад изменен до неузнаваемости. Хотя задумку Шехтеля и не удалось воплотить до конца, фасад приобрел яркие признаки модного в ту пору стиля модерн: современная расстекловка окон, фонари необычных форм, бирюзовая керамическая плитка и в довершении – новаторская скульптура Анны Голубкиной "Море житейское".
В стиле модерн по эскизам Шехтеля выполнены и интерьеры театра, сохранившие и природные орнаменты, и зеленый цвет отделки по сей день.
Примечательно, что в 1981 году сценическая коробка МХАТ имени Чехова была передвинута. Сначала ее планировали полностью разобрать. Но потом было решено отрезать сценическую коробку от стен зала и отодвинуть, освободив место для проведения работ по устройству трюма сцены и фундаментов под примыкающие к сцене помещения.
Современник
Московский театр "Современник" обосновался в середине 50-х годов в здании бывшего кинотеатра "Колизей". То был один из лучших кинотеатров первой половины ХХ века. Здание, построенное в 1914 году по проекту архитектора Романа Клейна, отличалось своеобразной архитектурой. Полуротонда с колоннами, сдержанный белый цвет и треугольный фронтон сделали облик здания уникальным.
В конце 60-х здание изменилось - ради нужд театральной труппы постройку пришлось расширить. Но уникальный сдержанный стиль, сочетающий в себе и неоклассику, и элементы модерна, сохранился. Здание выглядит торжественным, если не сказать помпезным.
МХАТ имени Горького
Здание другого МХАТ, того, что обрел свой дом на Тверском бульваре, является знаковым памятником советской архитектуры. Его смелый, необычный фасад демонстрирует всю дерзость архитектурной мысли советских зодчих.
Каменный, тяжеловесный и темный, он будто нависает над входом и лестницей, ведущей к театру. Громадный фасад здания, конечно, вызвал много споров о своей уместности на бульваре, среди старинных низеньких старомосковских особнячков. Но сам по себе он не может вызывать восхищения и даже некоторого трепета.
МХАТ имени Горького был построен в 1972 году по проекту архитекторов Кубасова, Моргулиса и Уляшова для второй труппы, отделившейся от МХАТ имени Чехова.
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац
Примерно в те же годы, по проекту Красильникова и Великанова, на проспекте Вернадского был построен Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац. Он представляет собой яркий пример советского модернизма в архитектуре. Оригинальное строение с необычным силуэтом дополнено скульптурой Синей птицы. Вместе они производят огромное впечатление на всех, кто хоть раз побывал здесь, и конечно, на самых главных зрителей – детей.
В здании театра тщательно продуманы все элементы: от дверных ручек в форме скрипичного ключа, до висячих мостиков, ярких росписей и скульптур.
Театр Фоменко
Самое современное здание театра было построено в Москве для Мастерской Петра Фоменко – оно было возведено в 2008 году на набережной Тараса Шевченко. Коллектив архитекторов под руководством Сергея Гнедовского сумел гармонично вписать здание в высокий берег Москва-реки, с одной стороны которой высятся высотки "Москва-Сити", а с другой находится сложившаяся застройка Кутузовского проспекта.
Театр получился как будто "вросшим" в береговую линию. Внутреннее пространство здания в результате получило совершенно необычное прочтение. От гардероба к фойе театра надо спуститься. При этом само фойе многоуровневое, с панорамным остеклением и видом на Москва-реку.
Знаменитый экспериментатор Петр Фоменко принимал активное участие в проектировании театра. Поэтому, несмотря на классический облик, большой зал, рассчитанный на 450 мест, имеет большие возможности по трансформации сцены. А в малом зале обращенная к реке стена выполнена из стекла и полностью прозрачна.