МОСКВА, 7 марта — РИА Новости, Марина Заблудовская. Перед 8 марта сайт "РИА Недвижимость" решил поинтересоваться у прекрасных дам, работающих в различных областях девелопмента, а женское ли это дело – недвижимость? Три наши героини, достигшие успеха на cтройке, в менеджменте и риелторском бизнесе, утверждают, что возводить и продавать "квадратные метры" нелегко, но при этом представительницы прекрасного пола здесь уже давно могут работать "на равных правах" с мужчинами.
Прекрасные покупательницы: чем руководствуются женщины, выбирая жилье >>>
Женщина-строитель: исчезающий вид
Работа на стройке – это самое неженское дело из всех сфер девелопмента. С этим соглашается старший производитель работ в ОАО "ПИК-Индустрия" Татьяна Воробьева, которая в этом году 8 марта отмечает не только Международный женский день, но и свой 50-летний юбилей. "Так, наверное, и должно быть, ведь это тяжелый физический труд. Монтажники, бетонщики каменщики – это, конечно, чисто мужские профессии. А вот наведение красоты, то есть чистовая отделка – штукатурка, шпаклевка, плитка – это уже приоритет женщин", — уверена собеседница агентства.
Но в любом случае словосочетание "тяжелый физический труд" лейтмотивом звучит в ее рассказе. Представьте только, говорит прораб, сейчас приходят упаковки шпаклевки или сухих смесей по 25, 40, 50 килограммов. Краски тоже приходят в бочках по 40 "кило", а не в маленьких баночках. И самим женщинам на стройке приходится это все разгружать, подавать на подъемники. Конечно, мешки женщины разгружают по двое, но легче от этого не становится.
Причем, как бы ни старались механизировать процесс, все равно при подаче материалов не обойтись без человеческого ручного труда, а это очень тяжело, подчеркивает Воробьева. Впрочем, шпаклевать и класть плитку не проще, так как весь день отделочники трудятся либо в согнутом состоянии, либо с поднятыми к потолку руками. Поэтому для работы на стройке нужно иметь крепкое здоровье.
Сейчас желающих попасть на стройку из современной молодежи мало. "Мы, наверное, отомрем скоро", — шутит Воробьева. Ведь основной костяк коллектива отделочников, которым руководит собеседница агентства, состоит из женщин в возрасте от 40 лет и выше.
По ее словам, в 80-х годах ХХ века работать на стройке было выгодно: можно было заработать денег, прописку, получить жилье по выслуге лет. Так что профессию наша героиня выбрала сама, несмотря на возражения мамы, и уехала из Пензенской области в Москву.
Воробьеву никогда не пугали "страшилки" про пьянство или мат на стройке. Кстати, на современных строительных площадках нет пьющих людей – таких просто увольняют.
Что касается "крепкого словца", то это необходимая на стройке вещь, можно сказать, движущая сила процесса, констатирует собеседница "РИА Недвижимость". Даже женщины вполне могут прибегнуть к этому методу "ускорения", особенно при работе с мужчинами. "Это, бывает, помогает. Порой, скажешь работнику пойти туда-то и сделать вот это, а реакции никакой. Ну и прикрикнешь – сразу идут слушаются", — смеется Воробьева.
Но считать, что если человек работает на стройке, то и книжек не читает и разговаривает только матом, в корне неправильно, уверена собеседница агентства. "Мы и в театры ходим, и путешествовать любим", — замечает она.
Семь "народных" мифов о строителях: правда и вымысел >>>
А вообще женщина на стройке – это хорошая примета, ведь она любит хозяйничать, а потому наводит вокруг чистоту и уют. "Лично я не вижу разницы, дома я или на строительной площадке. Как и дома, мы все стараемся содержать в порядке, а в нашей работе это очень важно", — говорит Воробьева.
Случается, что в общении с коллегами женщина-прораб демонстрирует едва ли не материнскую заботу. "Бывает, зайдет человек в бытовку, а ты уже видишь, в каком он настроении: озадачен ли, болеет ли. И уже думаешь, как поступить – прикрикнуть или приласкать, пожалеть, спросить, как дела дома", — рассказывает она.
Сейчас мужчины относятся к Татьяне как к старшему товарищу. Иногда на стройке кто-то кричит в ее сторону "женщина!", она оборачивается и говорит: "Я не женщина, я производитель работ".
В целом, по мнению собеседницы агентства, в работе на стройке нет ничего страшного. Главное, чтобы было здоровье, трудолюбие, стрессоустойчивость и настрой, что кому-то это нужно. Ну а оставаться женщиной в таких суровых условиях довольно просто: прежде всего нужно не зацикливаться, что ты строитель. "Работа – это всего лишь работа, как и любая другая. Но я ведь еще и жена, и мама, и бабушка", — замечает Воробьева. И жаловаться тут, по ее словам, совершенно не на что, ведь не зря женщины боролись за равные права с мужчинами.
Женщина-руководитель: статус вне пола
Работа непосредственно на стройке действительно является преимущественно мужской сферой девелопмента, где женщина может освоить только определенные специальности, часто не имея "допуска" к отдельным процессам в силу физических возможностей. Но когда речь заходит о женщине, стоящей во главе крупной строительной компании, гендерные критерии оценки ее деятельности утрачивают актуальность. Это подтверждает генеральный директор, председатель правления ЗАО "Дон-Строй Инвест" Алена Дерябина.
"Я глубоко убеждена, что в бизнесе людей делить можно на профессионалов и непрофессионалов – а никак не по гендерным признакам. И девелопмент не исключение: если вам интересно решать амбициозные задачи и погружаться в специфику конкретной сферы деятельности, вы можете быть успешным независимо от пола. Тем более что девелопмент – это далеко не только бетон, кирпич и опалубка: это и вопросы финансирования, архитектуры и дизайна, взаимодействия с контролирующими органами и партнерами, выстраивания клиентского сервиса, рекламы и многого другого", — рассуждает собеседница агентства.
Конечно, исторически сложилось так, что большинство специалистов в вопросах, непосредственно связанных со строительством, мужчины. Но Дерябина давно говорит с коллегами-мужчинами на одном языке, тем более что это настоящие "бойцы", энергичные и четко нацеленные на достижение результата.
Впрочем, по ее мнению, все же можно выделить некоторые отличительные черты в женском и мужском подходе к девелопменту. В частности, эксперт отмечает стремление женщин внести в проект эмоциональную составляющую.
Например, в работе над одним из проектов компании мужская часть команды в основном концентрировала свои цели на технико-экономических показателях (ТЭП), нормативах и расчетах. В то же время женщины также задавались вопросом, как сделать проект особенным, вложить в него все то, чего не хватает человеку в мегаполисе, причем не только в функциональном плане, но и в эмоциональном. Другими словами, какими деталями, "фишками" наполнить квартал, чтобы жизнь человека в нем действительно стала комфортной, яркой и насыщенной?
Главным же именно для руководителя строительной компании собеседница агентства считает умение сформировать, сохранять и развивать сильную команду. Ну и, конечно, руководителю нужно быть готовым к выполнению самых разных функций.
"Вы должны быть и финансистом, и переговорщиком, и критиком, и креативщиком, и инспектором стройки, который в любой момент сможет сменить шпильки на резиновые сапоги и пойти осматривать самый дальний угол стройплощадки", — добавляет Дерябина.
Женщина-риелтор: не обаянием единым
Впрочем, в сфере недвижимости все же имеются профессиональные ниши, где у женщин больше простора для реализации и где они часто отвоевывают лидирующие позиции. Это отмечает генеральный директор компании "Метриум Групп" Мария Литинецкая.
Так, например, по ее словам, позиции в сфере маркетинга в большей степени занимают женщины, потому что здесь требуется более въедливый характер, больше внимательности, скрупулезности, аккуратности. На этих должностях больше работы с цифрами, документами, много "писанины" и отчетности. И это лучше всего получается у женщин, поясняет эксперт.
Что касается риелторского дела, то это также преимущественно женская история. Женщины-продавцы больше внушают доверие, лучше работают с возражениями. И тут дело не в обаянии или каких-то чисто женских "премудростях". Речь, скорее, идет о навыках и умении правильного общения с клиентом, иногда как с ребенком.
Как потопаешь – так и полопаешь, или 5 мифов о риелторах >>>
"Просто у женщин, как правило, больше терпения, навыков общения с детьми, объяснения одного и того же разными словами по несколько раз. Они более терпеливы с точки зрения работы с капризным клиентом, более кропотливы и педантичны, поэтому им удается с большей вероятностью довести клиента до сделки. Очень часто клиенты цепляются за какую-то мелочь, объяснение которой у мужчин может вызывать раздражение, а у женщин – нет. Это все равно, что объяснять ребенку таблицу умножения на яблоках или кубиках. Именно это помогает женщине в отличие от мужчины более эффективно работать как риэлтору", — объясняет Литинецкая.
Хотя в направлении загородной недвижимости, которое требует больше выносливости от брокеров и консультантов, довольно много мужчин, отмечает Литинецкая.
Кроме того, женщины-риелторы спокойнее относятся к работе с мелкими сделками, например, разменом "малосемеек", тогда как мужчины предпочитают работать с крупными объектами и сделками, чтобы зарабатывать не по принципу "копейка к копеечке", а много и одним махом.
Однако в целом противопоставлять мужчин и женщин в таком деле, как риелторский бизнес, неправильно, ведь у них разный тип мышления, которые в совокупности дополняют друг друга, считает собеседница агентства. Как утверждает Литинецкая, здесь все зависит от способностей конкретного человека, а не от пола.
Однако эксперт предупреждает женщин, которые планируют стать риелтором, что они должны быть готовы к большим объемам работы. "Эта профессия для трудоголиков, она требует усидчивости, упорства", — подчеркивает Литинецкая. Кроме того, женщина, по ее словам, должна обладать следующими качествами: умением слушать, умением убеждать, энергичностью, обаянием и обучаемостью.
Что касается доходов, то риелторские услуги могут приносить хорошие заработки, но, увы, нестабильные, ведь недвижимость сама по себе является сферой, довольно сильно подверженной различным кризисным явлениям, напоминает эксперт.