Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Именем классики: 5 самых знаковых работ советского архитектора Ивана Фомина

В истории советской архитектуры найдется немало зодчих, чьи труды и проекты имели колоссальное значение для отечественного архитектурного мира, однако, в большинстве своем остались жить только на бумаге. Подобное можно сказать про легендарного архитектора Ивана Фомина, разработавшего десятки потрясающих проектов и конкурсных работ, которые завоевывали высшие награды, но так и не были реализованы.

В истории советской архитектуры найдется немало зодчих, чьи труды и проекты имели колоссальное значение для отечественного архитектурного мира, однако, как ни парадоксально, в большинстве своем остались жить только на бумаге. Подобное можно сказать про легендарного российского и советского архитектора Ивана Фомина, разработавшего десятки потрясающих проектов и конкурсных работ, которые завоевывали высшие награды, но так и не были реализованы. И сегодня, 3 февраля, в день рождения зодчего сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить самые известные из осуществленных его проектов.


Через тернии к неоклассицизму


Путь Фомина к архитектуре был непростым и довольно долгим. Он родился в 1872 году в семье почтового чиновника и первоначально получил образование к классической гимназии в Риге, а после отучился три курса на математическом факультете Московского университета, после чего тяга к архитектуре пересилила – и молодой талант уехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Первая попытка поступления провалилась в силу слабой художественной базы будущего зодчего. Поэтому следующий год, проходя службу в инженерных войсках, он с особым старанием занимался рисованием и летом 1894 года все-таки смог поступить в академию художеств. Но и здесь учеба не была гладкой: отчисление в 1987 году из-за студенческих волнений, поездка на год в Париж, возвращение и поступление Техническо-строительный комитет в должности помощника архитектора.

 

В этот период Фомина увлекает новый стиль модерн. И лишь в 1905 году Фомин подал прошение на поступление в петербургское Высшее художественное училище, закончив его блистательной работой в 1909 году. И с 1910 года он стал ведущим представителем петербургской неоклассической школы, окончательно "устав" от декоративности модерна и навсегда подчинив свое "художественное перо" архитектурной классике.


В эти годы в Петербурге по проектам Фомина были возведены несколько особняков на Каменном острове и начат проект застройки острова Декабристов, прерванный Первой мировой войной. Впрочем, руке мастера принадлежат не только масштабные сооружения, но и такие вроде бы незначительные делали городского ландшафта, как, например, фонарики-обелиски на мосту Ломоносова, исполненные по проекту Фомина в 1915 году. В этом же году Фомин становится академиком архитектуры.


Фонарики-обелиски на мосту Ломоносова


Дом "Динамо": пролетарская классика


Особенно богатым на проекты для Фомина оказался советский период. С середины 1920-х годов он трудится над концепцией стиля "пролетарской классики", в основе которой лежит геометрия железобетонных конструкций, определяющая максимально лаконичную и строгую пластику здания. Впрочем, железобетонный костяк был лишь основной для "мяса из кирпича и камня", как говорил зодчий. 


К 1930 году Фомин переезжает из Ленинграда в Москву. И в это время как раз его творчество совпадает с периодом, прозванным в истории архитектуры "эпохой бумажных проектов", так как многое из того поистине гениального, что создавали талантливейшие зодчие в 30-е годы, попросту легло "в стол".  


Но все же какие-то проекты доходили до финальной точки реализации. Так, одной из самых известных построек Фомина в столице является жилой дом общества "Динамо" на Большой Лубянке, построенный в 1928-1931 годах. Комплекс дома включал в себя клуб, универмаг, группу конторских помещений и жилые квартиры. Фасад здания украшает ряд спаренных полуколонн во всю высоту здания и завершающихся декоративным этажом с круглыми окнами. Общественный корпус дома и его жилую часть соединяет в единый ансамбль 14-этажная башня.


Жилой дом общества Динамо


"Дом-паровоз": привет от конструктивизма


Математический склад ума Фомина всегда склонял его к конструктивной логике и грандиозным "сложносоставным" архитектурным композициям. Поэтому он с охотой взялся переделывать здание бывшего Запасного двора на Садовой-Черногрязской улице, в архитектуре которого прослеживались определенные конструктивистские элементы еще с XVIII века: тогда специально для Главной Дворцовой канцелярии на этом месте был возведен комплекс из четырех длинных двухэтажных корпусов.


После революции здание было отдано под нужды Народного комиссариата путей сообщения. А Фомину было поручено кардинально перестроить здание, что он и сделал в лучших традициях конструктивизма. За свой внешний облик и пристроенную башню с часами, здание стали называть в народе "Дом с трубой" или "Дом-паровоз". 


Дом-паровоз


Станция "Красные ворота": неизбежная участь


Конечно, не могла миновать именитого советского зодчего "участь" разработчика проекта станций Московского метрополитена. В частности, своим архитектурным обликом станция "Красные ворота" обязана именно Фомину. Правда, не все задумки архитектора удалось реализовать.
Так, например, изначально в облицовке станции должен был применяться красный уральский порфир. Однако от него пришлось отказаться из-за его твердости и заменить   на темно-красный крымский мрамор.


Станция


Совнарком УССР: на подступах к "сталинскому ампиру"


Самые потрясающие из нереализованных работ Фомина были разработаны в середине 30-х годов ХХ века, незадолго до его смерти (1936). Одна из них – здание Наркомтяжпрома на Красной площади. Впрочем, о масштабности и грандиозности невыполненных проектов этого периода можно судить по зданию Совнаркома УССР 1935 года, построенному в Киеве по проекту Фомина в соавторстве Павлом Абросимовым. В монументальных и величественных формах здания уже наметились черты "сталинского ампира".   


Дом Правительства Украины

 

Фото: flickr.com/eldan

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала