В пятницу, 31 января, в Москве открылась новая станция Калининско-Солнцевской линии московского метрополитена "Деловой центр", которая получила свое название в честь расположенного над ней международного делового центра "Москва-сити" и от которой было запущено движение до станции "Парк Победы". Сайт "РИА Недвижимость" вспоминает историю строительства объекта.
Особенности движения
Протяженность стартового участка от "Делового центра" до "Парка победы" составляет 3,4 километра.
По данным столичного стройкомплекса, время сообщения между двумя станциями составит 2,5 минуты время полного оборота - 15 минут.
Из-за отсутствия оборотных тупиков эксплуатация этого участка предусмотрена по "челночной" схеме движения поездов (трехвагонный состав) до окончания строительства двух прилегающих участков – "Третьяковская" – "Деловой Центр" и "Парк Победы" – "Раменки".
Интересные факты о строительстве
Строительство участка стартовало в декабре 2011 года, когда тоннелепроходческий щит "София" начал прокладывать левый перегонный тоннель от "Делового Центра". Проходка велась на глубине 86-88 метров, и новый перегонный тоннель стал одним из самых глубоких в московском метрополитене. Трасса линии прошла под Третьим транспортным кольцом, Малым кольцом МЖД, Москвой-рекой, Кутузовским проспектом, а также под действующей Арбатско-Покровской линией метро. Вообще, по словам чиновников, этот участок был одним из самых сложных в реализации, ведь ветка подземки проходит на глубине от 30 до 60 метров.
Как рассказывают в столичном стройкомплексе, при проходке на участка от "Делового Центра" до "Парка Победы" впервые в Москве подрядчиками был использован уникальный способ выдачи грунта на поверхность – с помощью вертикального конвейера. Сначала отработанная порода попадала на горизонтальную конвейерную ленту самого щита, а затем на вертикальный конвейер, что позволило увеличить скорость проходки в сложных геологических и гидрогеологических условиях.
Кроме того, еще одно нестандартное инженерное решение было реализовано метростроителями при сооружении монтажной камеры, откуда стартовал щит "София". В котлован шириной всего 8 метров был спущен по частям и смонтирован девяностометровый щит. Разработка обычной монтажной камеры шириной около 25 метров повлекла бы за собой необходимость перекрыть движение в районе ММДЦ "Москва-Сити", обращают внимание в стройкомплексе Москвы.
В конце января 2014 года, перед самым открытием станции прокуратура Москвы неожиданно обвинила владельцев торгового центра "АФИ Молл Сити", который расположен над "Деловым центром", в том, что они замуровали вентиляционные выходы станции. Это, по мнению прокуратуры, могло создать реальную угрозу жизни пассажиров при пожаре, и, кроме того, могли пострадать посетители торгового центра.
Впрочем, столичные власти тут же поспешили указать, что выходы были гидроизолированы по распоряжению бывшего начальника столичного метрополитена Дмитрия Гаева, а сами владельцы рассказали, что работа вентиляционной системы "Делового Центра" была восстановлена еще в ноябре 2013 года.
Станция "Деловой центр"
Платформа станции "Деловой центр", как и пересадочных с ней "Выставочной" Филевской линии и еще одного "Делового центра" Третьего пересадочного контура, была возведена в конструкциях еще во время строительства центрального ядра "Москва-Сити" в 1999-2004 годах.
Колонная трехпролетная станция построена открытым способом из монолитного железобетона по индивидуальному проекту, концепция которого была разработана архитекторами О. Ю. Фарстовой, А. Л. Вигдоровым и Л. Л. Борзенковым. Решение станции продолжает концепцию и цветовое решение, заложенные в станции "Выставочная", которая вместе со станцией "Деловой центр" Третьего пересадочного контура составляет единое пространство в уровне распределительной галереи. Весь объем пересадочного комплекса, объединяющего три станции, выполнен в монолитных железобетонных конструкциях, с шагом колонн 7,8 метра.
Платформа представляет собой комплексное сооружение для приема поездов двух линий на четыре пути и занимает два нижних этажа в составе центрального ядра "Москва-Сити". Оформление станции выполнено в стиле "хай-тек", в нем преобладают элементы, изготовленные из стекла и нержавеющей стали.
Планируется, что вход и выход пассажиров на станции "Деловой центр" будет осуществляться через 2 подземных вестибюля – западный, в общественную зону торгово-развлекательного комплекса "АФИ Молл", и восточный, уже давно действующий вестибюль.
Станция "Парк Победы"
Станция "Парк Победы" была введена в 2003 году и состоит из двух независимых залов, соединенных двумя переходами. Она расположена в районе площади Победы на примыкании к Кутузовскому проспекту улицы генерала Ермолова.
Она будет эксплуатироваться вместе с одноименной станцией Арбатско-Покровской линии с помощью одного вестибюля из западного торца. Пассажиры метро смогут выйти на обе стороны Кутузовского проспекта - к Парку Победы, жилой и общественной застройке.
Из Калинино в Солнцево
Западный участок Калининской линии метро предполагалось продлить в направлении Солнцева еще в 90-х годах прошлого века, чтобы таким образом разгрузить Филевскую и Сокольническую линии. Эти планы были отложены из-за популярности проектов по строительству наземного ("легкого") метро, которыми власти Москвы увлеклись после быстрого ввода первой очереди Бутовской линии.
Солнцевская линия легкого метро, о планах по созданию которой объявили в 2002 году, также должна была быть построена в рекордные сроки – всего за 3 года. В то же время Калининскую линию теперь планировали пустить севернее, в районы Филевская Пойма, Мнёвники и Серебряный Бор.
Однако после отказа от строительства легкого метро Солнцевской линии, метро в Солнцево решили провести традиционным способом – под землей, вернув к жизни прежние планы продления Калининской линии на запад.
Предполагается, что в будущем участок "Деловой Центр" – "Парк Победы" частью новой диаметральной Калининско-Солнцевской линии метрополитена. Эта ветка в перспективе будет продлена от станции "Третьяковская" и пройдет по территории Западного административного округа города Москвы, где будет создан пересадочный узел с юго-западным участком проектируемого Третьего пересадочного контура Московского метрополитена.
Власти Москвы надеются, что формирование Калининско-Солнцевской диаметральной линии метро позволит кардинально улучшить качество транспортного обслуживания населения западного сектора города – районов Раменки, Очаково, Тропарево-Никулино, Солнцево и Ново-Переделкино с проектной численностью населения около 450 тысяч человека и числом работающих жителей около 200 тысяч человек.
Также это создаст снизит загрузку транспортно-пересадочных узлов станций "Юго-Западная" и "Проспект Вернадского" и улично-дорожной сети в этих узлах за счет сокращения в 2 раза интенсивности движения наземного пассажирского транспорта и сократит загрузку юго-западного участка Сокольнической линии и улучшить условия перевозок пассажиров на метрополитене.
Всего на объединенной Калининско-Солнцевской линии появятся 15 новых станций (включая "Деловой Центр"). Строительство метро до Солнцево планируется завершить к 2018 году.