© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанк18 января 1825 года состоялось торжественное открытие нового здания Петровского театра в Москве. Отстроенный театр по проекту архитектора Бове оказался в разы больше прежнего, поэтому к нему сразу прикрепилось определение "Большой". Сайт "РИА Недвижимость" предлагает вспомнить историю главной оперной или балетной сцены страны: как Большой менялся с течением времени, что приобрел и что потерял.
18 января 1825 года состоялось торжественное открытие нового здания Петровского театра в Москве. Отстроенный театр по проекту архитектора Бове оказался в разы больше прежнего, поэтому к нему сразу прикрепилось определение "Большой". Сайт "РИА Недвижимость" предлагает вспомнить историю главной оперной или балетной сцены страны: как Большой менялся с течением времени, что приобрел и что потерял.
1 из 14
© РИА Новости / Игнатович | Перейти в медиабанкДнем основания московского Большого театра считается 28 марта 1776 года, когда императрица Екатерина II подписала губернскому прокурору князю Петру Урусову "привилегию" на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки и выходило фасадом на улицу Петровка, отчего театр получил свое название – Петровский. С конца 1780 годов в нем давали оперу, балет.
Само здание, построенное в рекордные сроки – всего за полгода - стало первым по величине и удобству публичным театральным зданием в Москве. Но осенью 1805 года ему было суждено сгореть.
Само здание, построенное в рекордные сроки – всего за полгода - стало первым по величине и удобству публичным театральным зданием в Москве. Но осенью 1805 года ему было суждено сгореть.
Днем основания московского Большого театра считается 28 марта 1776 года, когда императрица Екатерина II подписала губернскому прокурору князю Петру Урусову "привилегию" на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки и выходило фасадом на улицу Петровка, отчего театр получил свое название – Петровский. С конца 1780 годов в нем давали оперу, балет.
Само здание, построенное в рекордные сроки – всего за полгода - стало первым по величине и удобству публичным театральным зданием в Москве. Но осенью 1805 года ему было суждено сгореть.
Само здание, построенное в рекордные сроки – всего за полгода - стало первым по величине и удобству публичным театральным зданием в Москве. Но осенью 1805 года ему было суждено сгореть.
2 из 14
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкКонкурс на проект нового здания для Петровского театра был объявлен только в 1819 году. Победивший проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова был признан слишком дорогостоящим и был отправлен на доработку архитектору Осипу Бове. В результате Бове сохранил основные композиции здания, задуманные Михайловым, но существенно изменил пропорции и внес коррективы в отделку экстерьера и интерьера.
Строительство началось в июле 1820 года на месте сгоревшего старого театра, с сохранением части фундамента.
Большой Петровский театр открылся через пять лет, 18 января. Новое здание по величине превосходило даже столичный петербургский Большой каменный театр. Здание стало центром градостроительной композиции: перед ним была разбита прямоугольная площадь, ныне Театральная, в которую упирались прилегающие улицы. Фасад был украшен мощным портиком на восьми колоннах. Сверху возвышалась скульптурная группа — Аполлон на колеснице с тремя конями.
Строительство началось в июле 1820 года на месте сгоревшего старого театра, с сохранением части фундамента.
Большой Петровский театр открылся через пять лет, 18 января. Новое здание по величине превосходило даже столичный петербургский Большой каменный театр. Здание стало центром градостроительной композиции: перед ним была разбита прямоугольная площадь, ныне Театральная, в которую упирались прилегающие улицы. Фасад был украшен мощным портиком на восьми колоннах. Сверху возвышалась скульптурная группа — Аполлон на колеснице с тремя конями.
Конкурс на проект нового здания для Петровского театра был объявлен только в 1819 году. Победивший проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова был признан слишком дорогостоящим и был отправлен на доработку архитектору Осипу Бове. В результате Бове сохранил основные композиции здания, задуманные Михайловым, но существенно изменил пропорции и внес коррективы в отделку экстерьера и интерьера.
Строительство началось в июле 1820 года на месте сгоревшего старого театра, с сохранением части фундамента.
Большой Петровский театр открылся через пять лет, 18 января. Новое здание по величине превосходило даже столичный петербургский Большой каменный театр. Здание стало центром градостроительной композиции: перед ним была разбита прямоугольная площадь, ныне Театральная, в которую упирались прилегающие улицы. Фасад был украшен мощным портиком на восьми колоннах. Сверху возвышалась скульптурная группа — Аполлон на колеснице с тремя конями.
Строительство началось в июле 1820 года на месте сгоревшего старого театра, с сохранением части фундамента.
Большой Петровский театр открылся через пять лет, 18 января. Новое здание по величине превосходило даже столичный петербургский Большой каменный театр. Здание стало центром градостроительной композиции: перед ним была разбита прямоугольная площадь, ныне Театральная, в которую упирались прилегающие улицы. Фасад был украшен мощным портиком на восьми колоннах. Сверху возвышалась скульптурная группа — Аполлон на колеснице с тремя конями.
3 из 14
© РИА Новости / В. Акимов | Перейти в медиабанкБольшой восхищал публику богатством внутреннего убранства. Огромный зрительный зал вмещал свыше двух тысяч человек. При этом, театр был очень удобным: в здании имелись галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и вместительные гардеробные.
Использовались и технические новшества: на время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, а оркестровую яму закрывали специальными щитами, и получался прекрасный танцевальный зал.
Использовались и технические новшества: на время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, а оркестровую яму закрывали специальными щитами, и получался прекрасный танцевальный зал.
Большой восхищал публику богатством внутреннего убранства. Огромный зрительный зал вмещал свыше двух тысяч человек. При этом, театр был очень удобным: в здании имелись галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и вместительные гардеробные.
Использовались и технические новшества: на время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, а оркестровую яму закрывали специальными щитами, и получался прекрасный танцевальный зал.
Использовались и технические новшества: на время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, а оркестровую яму закрывали специальными щитами, и получался прекрасный танцевальный зал.
4 из 14
© РИА Новости / Владимир Федоренко | Перейти в медиабанкОднако здание Бове постигла та же участь, что и первое здание "Большого". В марте 1853 года в театре случился пожар, который за три дня оставил от здания только обгорелые каменные стены и колонны портика.
Однако здание Бове постигла та же участь, что и первое здание "Большого". В марте 1853 года в театре случился пожар, который за три дня оставил от здания только обгорелые каменные стены и колонны портика.
5 из 14
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкВосстановительными работами руководил профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Здание отстроили заново меньше чем за три года, так как завершить работу было необходимо к торжествам по случаю коронации императора Александра II.
Восстановительными работами руководил профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Здание отстроили заново меньше чем за три года, так как завершить работу было необходимо к торжествам по случаю коронации императора Александра II.
6 из 14
© РИА Новости / Анатолий Сергеев-Васильев | Перейти в медиабанкШедевр Бове был значительно изменен. Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра, на фасаде появился второй фронтон, а конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы.
Шедевр Бове был значительно изменен. Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра, на фасаде появился второй фронтон, а конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы.
7 из 14
© РИА Новости / Н. Рахманов | Перейти в медиабанкЗато именно Кавосу Большой обязан своими акустическими свойствами. Во второй половине XIX века театр считался одним из лучших в мире по акустике. Кавос спроектировал зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, а живописный плафон был сложен из деревянных щитов — в этом зале все работало на акустику.
Впрочем, Кавос позаботился и об интерьерах. Роскошное убранство зала было выполнено в золоте и ярко-малиновом цвете, и никого не оставляло равнодушным.
Впрочем, Кавос позаботился и об интерьерах. Роскошное убранство зала было выполнено в золоте и ярко-малиновом цвете, и никого не оставляло равнодушным.
Зато именно Кавосу Большой обязан своими акустическими свойствами. Во второй половине XIX века театр считался одним из лучших в мире по акустике. Кавос спроектировал зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, а живописный плафон был сложен из деревянных щитов — в этом зале все работало на акустику.
Впрочем, Кавос позаботился и об интерьерах. Роскошное убранство зала было выполнено в золоте и ярко-малиновом цвете, и никого не оставляло равнодушным.
Впрочем, Кавос позаботился и об интерьерах. Роскошное убранство зала было выполнено в золоте и ярко-малиновом цвете, и никого не оставляло равнодушным.
8 из 14
© РИА Новости / А. Чепрунов | Перейти в медиабанкПосле Октябрьской революции Большой театр не раз собирались закрыть, но в итоге сохранили. Большой стал площадкой для проведения Всероссийских съездов Советов, заседаний ВЦИК. И даже об образовании новой страны – СССР – было провозглашено со сцены Большого.
После Октябрьской революции Большой театр не раз собирались закрыть, но в итоге сохранили. Большой стал площадкой для проведения Всероссийских съездов Советов, заседаний ВЦИК. И даже об образовании новой страны – СССР – было провозглашено со сцены Большого.
9 из 14
© РИА Новости / В. Шияновский | Перейти в медиабанкВ 20-е годы в здании были проведены противоаварийные работы – укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы и артистические уборные. Накануне Великой Отечественной войны была произведена капитальная реконструкция сцены.
Планировалось строительство дополнительных площадей за зданием для нужд театра, благо, генеральный план Москвы предполагал снос всех домов за Большим театром. Но война отменила эти планы.
Планировалось строительство дополнительных площадей за зданием для нужд театра, благо, генеральный план Москвы предполагал снос всех домов за Большим театром. Но война отменила эти планы.
В 20-е годы в здании были проведены противоаварийные работы – укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы и артистические уборные. Накануне Великой Отечественной войны была произведена капитальная реконструкция сцены.
Планировалось строительство дополнительных площадей за зданием для нужд театра, благо, генеральный план Москвы предполагал снос всех домов за Большим театром. Но война отменила эти планы.
Планировалось строительство дополнительных площадей за зданием для нужд театра, благо, генеральный план Москвы предполагал снос всех домов за Большим театром. Но война отменила эти планы.
10 из 14
© РИА Новости / Александр Красавин | Перейти в медиабанкВ военные годы, чтобы защитить здание от бомбардировки, Большой театр, наряду с Кремлем, маскировали. Однако бомба в здание все-таки попала. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 года в театре начались восстановительные работы.
А с осени 1943 театр возобновил свою деятельность.
А с осени 1943 театр возобновил свою деятельность.
В военные годы, чтобы защитить здание от бомбардировки, Большой театр, наряду с Кремлем, маскировали. Однако бомба в здание все-таки попала. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 года в театре начались восстановительные работы.
А с осени 1943 театр возобновил свою деятельность.
А с осени 1943 театр возобновил свою деятельность.
11 из 14
© РИА Новости / Сергей Субботин | Перейти в медиабанкНеобходимость в глобальной реконструкции Большого назрела еще в советское время. Косметические ремонты и частичные реставрационные работы не решали главных проблем.
Решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра было принято в 1987 году, но для сохранения труппы нужно было сначала выстроить новую площадку.
Решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра было принято в 1987 году, но для сохранения труппы нужно было сначала выстроить новую площадку.
Необходимость в глобальной реконструкции Большого назрела еще в советское время. Косметические ремонты и частичные реставрационные работы не решали главных проблем.
Решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра было принято в 1987 году, но для сохранения труппы нужно было сначала выстроить новую площадку.
Решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра было принято в 1987 году, но для сохранения труппы нужно было сначала выстроить новую площадку.
12 из 14
© РИА Новости / Дмитрий Коробейников | Перейти в медиабанкНовая сцена Большого открылась на Театральной площади в ноябре 2002 года, а главная сцена закрылась на реставрацию и реконструкцию спустя три года. К тому моменту износ здания по разным оценкам составлял от 50% до 70%.
Новая сцена Большого открылась на Театральной площади в ноябре 2002 года, а главная сцена закрылась на реставрацию и реконструкцию спустя три года. К тому моменту износ здания по разным оценкам составлял от 50% до 70%.
13 из 14
© РИА Новости / Кирилл Каллиников | Перейти в медиабанкРеконструкцию планировали завершить в 2008 году, но работы затянулись до 2011 года. В результате Большому театру восстановили исторический облик, утраченный за годы советской власти. Зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Альберт Кавос. Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики.
При этом реконструкция позволила увеличить более чем вдвое площадь театра. Освоение подземного пространства было направлено на обеспечение потребности театра в функциональных площадях без изменения его внешнего объема.
При этом реконструкция позволила увеличить более чем вдвое площадь театра. Освоение подземного пространства было направлено на обеспечение потребности театра в функциональных площадях без изменения его внешнего объема.
Реконструкцию планировали завершить в 2008 году, но работы затянулись до 2011 года. В результате Большому театру восстановили исторический облик, утраченный за годы советской власти. Зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Альберт Кавос. Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики.
При этом реконструкция позволила увеличить более чем вдвое площадь театра. Освоение подземного пространства было направлено на обеспечение потребности театра в функциональных площадях без изменения его внешнего объема.
При этом реконструкция позволила увеличить более чем вдвое площадь театра. Освоение подземного пространства было направлено на обеспечение потребности театра в функциональных площадях без изменения его внешнего объема.
14 из 14