Рейтинг@Mail.ru
Где жили "чайные олигархи" дореволюционной Москвы: 5 домов для пяти купцов - Недвижимость РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Где жили "чайные олигархи" дореволюционной Москвы: 5 домов для пяти купцов

Читать в
Несмотря на то, что в России чай появился лишь в XVII веке, он все же стал частью национальной культуры со своим колоритом, традициями и церемониалом. Специально к Международному дню чая, который отмечается ежегодно 15 декабря, сайт "РИА Недвижимость" решил выяснить, где же жили купцы-чаеторговцы в старой Москве?

Несмотря на то, что в России чай появился лишь в XVII веке и первоначально даже был признан православной церковью бесовским напитком, он все же стал частью национальной культуры со своим колоритом, традициями и церемониалом. Бывать к чаю, чаевничать или чайничать в дореволюционной России любили и дворяне, и купцы, и обычный люд. Специально к Международному дню чая, который отмечается ежегодно 15 декабря, сайт "РИА Недвижимость" решил выяснить, а где же жили купцы-чаеторговцы в старой Москве?


Чайный дом на Мясницкой


Настоящий расцвет чайной торговли, как и любви к этому напитку в России, а особенно в Москве, пришелся на XIX век.


Первым среди зданий, принадлежавших российским купцам-чаеторговцам, привлекает к себе внимание знаменитый и красивейший дом-магазин основателя чайной компании "Перлов и сыновья" Сергея Васильевича Перлова на Мясницкой улице. К концу XIX столетия, а именно 1-го января 1887 года, чайная империя Перловых отметила свой столетний юбилей. А чуть позже в 1890-1893 годах на Мясницкой улице и появился легендарный чайный дом, построенный по проекту архитектора Романа Клейна в стиле позднего ренессанса. Однако после окончания строительства хозяева дома, будучи связаны своим делом с Востоком, и особенно с Китаем, пожелали переделать его фасад в китайском стиле. Разработкой нового декоративного стиля для дома "с национальным колоритом" занимался Карл Гиппиус, осуществивший обновление фасада в 1895-1896 годах.

 

В результате дом оброс красочными накладными деталями и орнаментом в китайском стиле, и даже обзавелся собственной "пагодой" на крыше здания. Интерьер в колоритности не отставал от внешней части здания, специально из Китая сюда были доставлены фарфоровые китайские вазы, китайская скульптура и мебель, а также роскошный напольный ковер.


После революции, когда дом перешел в государственную собственность, его постигла печальная судьба: в жилой части были организованы коммунальные квартиры. Однако в магазине на первом этаже продолжали продавать редкие сорта чая. До 90-х годов XX века дом не подвергался никаким реставрациям и ремонтам, поэтому к этому времени находился в весьма плачевном состоянии. Чтобы привести в порядок дом, потребовалось более 10 лет.


Чайный дом на Мясницкой


Дом Высоцких на Огородной слободе


Из всех известных чаеторговых фирм дореволюционной России одна смогла сохранить свой бизнес вплоть до наших дней. Ее основателем был купец еврейского происхождения Вульф Высоцкий, основавший в Москве торговую фирму "В. Высоцкий и Ко" в 1984 году. Дело блистательного предпринимателя так прочно обосновалось на российском рынке, что в итоге на его долю приходилась треть всего чайного импорта страны. Кстати, знаменитый "Чай Высоцкого" до сих пор выпускается, правда в Израиле.


Особняк семьи Высоцких в Чудовском переулке (ныне переулок Огородная слобода) так же, как и дом Перловых на Мясницкой, был построен по проекту Романа Клейна. Строительство дома завершилось в 1900 году, однако позже особняк неоднократно достраивался, впрочем, без ущерба для оригинального облика. Архитектору удалось совместить в этом доме стиль средневекового замка и дворца эпохи Возрождения.
Кстати, в число известных и частых гостей дома входили Леонид Пастернак и его сын Борис.


После революции 1917 года семья Высоцких успела эмигрировать, а особняк был национализирован. 


Дом Высоцких на Огородной слободе


Особняк Морозовой


Неподалеку от Арбата в Глазовском переулке на углу со Смоленским бульваром расположился прекрасный особняк. Сейчас этот дом известен как особняк Морозовой, так как в конце XIX века принадлежал известной русской меценатке Маргарите Кирилловне Морозовой (урожденной Мамонтовой). Однако до этого хозяином дома был крупный чаеторговец, один из совладельцев товарищества "Братья К. и С. Поповы" Константин Попов и владелец большого пассажа на Кузнецком мосту. Специально для него в 70-х годах XIX века дом был выстроен по проекту архитектора Александра Резанова в стиле неогрек. Однако после продажи Морозовым особняк снова перестроился архитектором Виктором Мазыриным.


Гуляя по зданию можно совершить маленькое кругосветное путешествие, так как его интерьеры представляют собой смешение различных стилей и культур от Востока до Греции.


Особняк Морозова


Усадьба Тургеневых-Боткиных


Настоящим родовым гнездом для еще одной известной семьи московских чаеторговцев стала городская усадьба в Петроверигском переулке, которую в 1832 году приобрел настоящий чайный оптовик XIX века Петр Боткин. Его фирма быстро стала крупнейшим поставщиком китайского чая в Москве. Причем Боткины были не только богатейшей, но и одной из старейших купеческих фамилий чаеторговцев Москвы. Первоначально усадьба на Петроверигском принадлежала писателю и директору Московского университета Ивану Тургеневу и являлась своеобразным оазисом, где собиралась творческо-интеллигентская элита того времени.

 

Усадьба Тургеневых-Боткиных


Усадьба "Высокие горы"


Обширная городская усадьба "Высокие горы" на Земляном валу была построена для купцов-чаеторговцев Василия и Петра Усачевых в 1829-1831 годах и стала одной из последних работ Доменико Жилярди в Москве. Архитектура и внутренний декор здания являются ярчайшими образчиками зрелого классицизма.


Главный дом украшает восьмиколонный ионический портик классических пропорций, а фасад здания декорирован изящной лепниной. Уникален в здании пандус, спускающийся от торца здания вдоль набережной в сторону сада. Этот прием архитектор "позаимствовал" у Камероновых бань Царского села. К усадьбе прилегает большой регулярный парк, где сохранились грот, ротонды, скульптуры и уютный "чайный" домик.


В середине XIX века владельцем усадьбы стал известный в Москве текстильный фабрикант Хлудов, а после, на рубеже XIX-XX веков, "Высокие горы" приобрела семья купцов Найденовых.

Усадьба

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала