Рейтинг@Mail.ru
Три Москвы Цветаевой: чудная, лирическая и чужая столица поэтессы - Недвижимость РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Три Москвы Цветаевой: чудная, лирическая и чужая столица поэтессы

© РИА Новости / Руслан Кривобок | Перейти в медиабанкПамятник поэтессе М. Цветаевой открыт в Борисоглебском переулке
Памятник поэтессе М. Цветаевой открыт в Борисоглебском переулке
Читать в
Рассказывать о Москве Марины Цветаевой, ограничившись перечислением адресов и описанием строений, невозможно, ведь для поэтессы весь город был как живое существо, с которым она вела внутренний диалог, обостряющийся и меняющийся под влиянием исторических событий и жизненных обстоятельств. Сегодня, 8 октября, в день рождения Цветаевой сайт "РИА Недвижимость" предлагает отправиться в небольшую прогулку по Москве – городу, который вначале был вдохновителем и другом поэтессы, а потом стал ее "палачом".

Рассказывать о Москве Марины Цветаевой, ограничившись перечислением адресов и описанием строений, невозможно, ведь для поэтессы весь город был как живое существо, с которым она вела внутренний диалог, обостряющийся и меняющийся под влиянием исторических событий и жизненных обстоятельств. Сегодня, 8 октября, в день рождения Цветаевой сайт "РИА Недвижимость" предлагает отправиться в небольшую прогулку по Москве – городу, который вначале был вдохновителем и другом поэтессы, а потом стал ее "палачом".


Там, где жило детство

 

Первая Москва Цветаевой – это добрая, уютная колыбель детства и юности, сердцем которой стал "чудный дом", "дивный дом" №8 в Трехпрудном переулке. Построенный в 1838 году маленький деревянный особнячок с внутренним двориком достался отцу поэтессы, известному искусствоведу, основателю Музея изобразительных искусств Ивану Цветаеву в качестве приданого его первой жены, дочери историка Дмитрия Иловайского. В этом доме Цветаев жил до самой смерти в 1913 году.


По словам самой поэтессы, описывать дома, то есть "вещь, уже сущую" – бессмысленно. Рассказывать же о строениях нужно, пропустив себя в них, став ими. Поэтому восстановить интерьер или детали фасада дома по стихам Цветаевой не получится. Хотя, по воспоминаниям ее младшей сестры Анастасии, этот деревянный особнячок с семью высокими окнами постоянно выкрашивался коричневой краской. Но зато стихотворные строки Цветаевой поведают нам о том, что рядом с домом стоял тополь "цвета пепла и серебра", который стал едва ли не членом семьи. 


Из внутренних комнат самой любимой была зала, которая была центром событий, дружеских встреч и детских игр. А вот столовая, наоборот, представляла собой пространство для дежурных и не слишком радостных встреч с родными, так как после смерти супруги отец Цветаевой не находил времени и сил для душевного общения с детьми.


И тем не менее дом в Трехпрудном стал своеобразным символом цветаевской Москвы времен ее детства и отрочества – маленький, уютный, беззащитный, расположенный неподалеку от Тверской улицы и Тверского бульвара – версты, ведущей к "чугунному правнуку Ибрагимову" - памятнику Пушкина.


В то же время были места в Москве, которые мрачной тенью ложились на светлые воспоминания детства Цветаевой. Таков был дом Старого Пимена, как называла его Цветаева, который располагался в Старопименовском переулке. Здесь жил отец первой жены Ивана Цветаева историк Иловайский. Поэтессе приходилось временами посещать эту мрачную обитель, домостроевские режимы которой буквально сгубили двоих детей Иловайского.


В начале ХХ века исторические события нанесли первый болезненный удар по той самой прекрасной детской цветаевской Москве. К концу Первой мировой войны особнячок в Трехпрудном был разрушен, а на его месте в 1926 году стали возводить кирпичный четырехэтажный жилой дом для кооператива "Творчество" по проекту архитектора Михаила Приемышева. Подобные перестройки не пришлись по сердцу поэтессе. Цветаева называла каменные новоделы "грузными уродами в шесть этажей". 

 

Дом в Трехпрудном


Позже, в 1948 году дом "подрос" еще на два этажа, которые украсили декоративными деталями в барочном стиле - круглыми балкончиками, эркерами и колоннами.


Обитель счастья


Вторая Москва Цветаевой – молодая, лирическая и полная вдохновения, как и сама поэтесса. Город, как любимый человек, радовал прекрасными событиями, имевшими огромное значение в жизни Цветаевой. Так, в 1911 году Цветаева встречает своего будущего супруга Сергея Эфрона, с которым они поселяются в довольно простом с виду шестиэтажном доме в переулке Сивцев Вражек, 19, где живут до начала 1912 года. На этот недолгий период квартира №11 стала обителью счастья и веселья – "обормотником", где собирались на шумные посиделки друзья и сестры Эфрона.

Дом в Сивцеве Вражеке


Сейчас о том, что в этом доме жил великий поэт, говорит разве только мемориальная табличка.

 

Мемориальная табличка дома в Сивцеве Вражеке

 

Кроме того, 31 мая 1912 года случилось событие, ставшее знаковым не только для семьи Цветаевых, но для всей Москвы - открылся  знаменитый Музей изящных искусств на Волхонке (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина). Инициатива создания музея принадлежала Ивану Цветаеву. Этот великий день спустя двадцать лет Цветаева опишет в рассказе "Открытие музея". 


Музей имени А.С. Пушкина


Этот короткий период был плодотворным также на поэтическом поприще – выходит в свет  первая книга стихов Цветаевой "Вечерний альбом" (1910), готовится следующий сборник – "Волшебный фонарь".


Пристанище трагедий


Москва Цветаевой начинает стремительно меняться после Октябрьской революции. Сверкающий, звенящий колоколами "нерукотворный град" постепенно становится мрачным "подпольем", отравленный жестокими и страшными событиями.


На смену "чудному" домику в Трехпрудном приходит "дворцовый чердак" в Борисоглебском переулке, где Цветаева с супругом и дочерью поселилась еще до революции в сентябре 1914 года и где состоялась как поэт, прозаик и драматург.


Два тополя у крыльца этого дома напоминали поэтессе о том старом друге "цвета пепла и серебра", который рос у дома детства.
После революции жизнь Цветаевой в Борисоглебском стала едва выносимой – постоянный голод, холод и нищета. Чтобы не замерзнуть, Цветаевой приходилось пускать на дрова мебель и перебраться жить на кухню. Чудовищные условия жизни вынудили поэтессу отдать дочерей в Кунцевский приют, где в 1920 году умерла младшая дочка Цветаевой Ирина.

Культурный центр


О прежней старой, уютной Москве в суровые постреволюционные годы Цветаевой напоминал особняк графа Сологуба на Поварской улице, ставший прототипом дома Ростовых в романе "Война и мир". Этот желтый дом с колоннами и фигурами рыцарей являлся в те годы творческим пристанищем для многих поэтов, писателей и художников.

Усадьба В.А.Соллогуба на Поварской улице в Москве


В 1922 году Цветаева уехала за границу, забрав старшую дочь Ариадну. В уже совсем чужую Москву она вернулась в 1939 году за два года до смерти. Но город не хотел принимать поэта обратно. Первое время Цветаева с семьей жила на государственной даче НКВД в Болшеве, которую предоставили Эфрону. Но вскоре после возвращения супруг Цветаевой и дочь Ариадна были арестованы по подозрению в шпионаже. Сама же Цветаева скиталась по столице. На короткое время она поселилась в доме писателей в подмосковном поселке Голицыно. Однако в 1941 году Цветаева окончательно покинула Москву, уехав в Елабугу, где трагически прервала свою жизнь. 
В настоящее время в доме по Борисоглебскому переулку располагается музей Цветаевой. Он открылся в 1992 году в день столетия со дня рождения поэтессы. А спустя 15 лет напротив музея появился памятник Цветаевой работы скульптора Нины Матвеевой и заслуженных архитекторов России Сергея Бурицкого и Александра Дубовского.

Памятник поэтессе М. Цветаевой

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала