Наследие известного французского архитектора Ле Корбюзье даже спустя десятилетия воспринимается публикой не однозначно, одни восхищаются творчеством гения, другие с жаром критикуют. Однако, это нисколько не умаляет вклад художника в мировую архитектуру, и в архитектуру Москвы в частности. В преддверии дня рождения Ле Корбьюзье 6 октября сайт "РИА Недвижимость" предлагает посмотреть на Москву, глазами великого архитектора.
Доходный дом на Страстном бульваре
В Москве Ле Корбюзье бывал всего три раза. Но влияние его на умы советских архитекторов было велико. Его приглашают к участию в разработке Генплана столицы "нового" государства. И Корбюзье, вынашивающий идею создания идеального "лучезарного города", предлагает идею полного обновления Москвы. Для этого надо всего лишь снести весь город, оставив "на память" лишь Кремль, Китай-город и Большой театр. Это позволило бы, с точки зрения пионера модернизма, изменить планировку города с радиально-кольцевой на прямоугольную с двумя осями.
Считается, что в список сохраняемых объектов Ле Корбюзье внес несколько особняков, в том числе доходный дом страхового общества "Россия" на Страстном бульваре, который считал невероятно красивым.
Здание, построенное в 1899-1902 годах по проекту архитекторов Н.М. Проскурина и А.И. фон Гогена, действительно является красивым и ярким, так как сочетает в себе одновременно несколько стилей. Фасады его богато украшены многообразными деталями: тут можно найти летучих мышей, саламандр, лорелей, маскароны. Сверху здание венчают башенки, а вокруг проходит ажурная кованая ограда, выполненная по проекту архитектора О.В. Дессина, на которой до сих пор сохранился вензель: сплетенные буквы "С","О" и "Р".
В свое время доходный дом страхового общества "Россия" стал самым первым и крупным в Москве проектом по комплексному строительству престижного жилья, эдакого элит-класса начала ХХ века.
В доме было 148 огромных квартир, площадью от 200 до 400 квадратных метров, с потолками до 4,2 метра в высоту. Но наиболее привлекательным был не размер квартир, а их техническое оснащение. Жилой комплекс был обеспечен собственной электростанцией, скважиной для добычи артезианской воды, отоплением и продуманной системой вентиляции, а также электрическими лифтами.
В советское время, конечно, такие гигантские квартиры превратились в коммуналки. Но в нынешнее время некоторые квартиры вернулись к прежней планировке.
Здание Центросоюза на Мясницкой улице
Несмотря на восхищение зданием с вензелями и маскаронами, сам Корбюзье так формулировал пять главных принципов архитектуры ХХ века.
Столбы-колонны, на которых должен стоять дом, свободный план и внутренняя планировка, свободный фасад, выступающий над конструкцией, плоская кровля-терраса и ленточные окна, протянувшиеся от угла до угла дома, дающие максимальное освещение.
Примером соблюдения всех этих принципов стал единственный дом, построенный в Москве по проекту Ле Корбюзье, - здание Центросоюза на Мясницкой улице.
Здание, построенное в 1928-1936 годы, стало образцом европейского модернизма конца 20-х годов XX века и произвело сильное впечатление на москвичей.
Во-первых, у здания отсутствует первый этаж. Один блок стоит на стойках-опорах, а не на привычном фундаменте, что позволяет проходить прямо под домом.
Во-вторых, идея удлиненных окон выразилась здесь в сплошном остеклении фасада, что стало небывалым новшеством для Москвы.
Здания комплекса вмещали рабочие места для 3,5 тысячи служащих, большой конференц-зал, клубные помещения, читальный зал, ресторан и многое другое. В офисных блоках Центросоюза была применена конструкция железобетонной этажерки-каркаса, позволяющая свободно планировать этажи. Также Корбюзье именно здесь впервые предложил использовать герметичные стеклянные стены-экраны с вакуумом вместо воздуха между двумя слоями стекла. Так теплоизоляция была гораздо эффективнее.
Проект Ле Корбюзье стал новаторским не только для России, где в ту пору уже развился архитектурный авангард, но и для всей Европы.
Последователи Корбюзье развили этот период творчества архитектора и Москва получила еще много домов "на ножках", с ленточными окнами и плоскими крышами.
Считается, что именно Ле Корбюзье почти век назад разработал новые архитектурные типы жилых домов-коробок, которые и по сей день не теряют свой актуальности.