Рейтинг@Mail.ru
Будущее Фабрики-кухни в Самаре: музей авангарда или современный арт-центр - Недвижимость РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Будущее Фабрики-кухни в Самаре: музей авангарда или современный арт-центр

Читать в
Самарская Фабрика-кухня, признанная уникальным памятником русского авангарда, может превратиться в музейно-просветительский центр, аналогов которому нет в России. Однако самарские и московские эксперты считают идею утопией, поскольку достать произведения русского авангарда — занятие трудное и дорогостоящее. В качестве альтернативы они предлагают открыть в здании музей современного искусства или арт-комплекс.

САМАРА, 2 октября — РИА Новости, Георгий Портнов. Самарская Фабрика-кухня, признанная уникальным памятником русского авангарда, может превратиться в музейно-просветительский центр, аналогов которому нет в России. Однако самарские и московские эксперты считают идею утопией, поскольку достать произведения русского авангарда — занятие трудное и дорогостоящее. В качестве альтернативы они предлагают открыть в здании музей современного искусства или арт-комплекс.

 

История здания

 

В первые советские годы идея создать масштабные сооружения в форме советских символов звезды, серпа и молота долго не давала покоя архитекторам. Они появлялись в Москве и других городах СССР. Фабрика-кухня является одним из немногих сохранившихся зданий той эпохи.

 

Она была построена по принципам архитектуры конструктивизма в 1930–1932 годах по проекту московского архитектора-инженера Екатерины Максимовой и открыта 1 января 1932 года при заводе имени Масленникова.

 

«В рукоятке фабричного «молота» находились почтовое отделение, магазин, читальня и подсобные помещения, а в «бойке» располагалась кухня. В дуге здания («серпе») размещались столовые, включающие диетические залы для детей, взрослых и обычные обеденные залы для жителей Самары и работников завода», — рассказал самарский исследователь истории Фабрики-кухни и автор одного из проектов будущего музея Александр Исаков.

 

Первоначальный образ Фабрики-кухни был проникнут духом современных технологий, демонстрировал передовые эстетические, инженерные и этические идеи архитектуры того времени. Это одно из первых зданий с бетонными перекрытиями в Самаре.

 

После первой реконструкции в 1944 году облик здания сменился с авангарда на классику. В 1990-е годы Фабрика-кухня перешла в частную собственность, вторично подверглась реконструкции и была переделана под торговый центр. От этого пострадала его архитектурная концепция — классический декор фасадов сбили, а весь фасад здания обшили пластиковым сайдингом.

 

Борьба за спасение

 

Когда в начале нулевых компания «Кловер Групп» приобрела Фабрику-кухню и объявила о намерении открыть на месте здания крупный деловой центр, архитекторы, журналисты, эксперты Самары и Москвы создали общественное движение в защиту здания. Активистов поддержало и ЮНЕСКО.

 

В итоге «Кловер Групп» продала Фабрику-кухню, и в последние годы она принадлежит ООО «РГС Управление активами».

 

Как неоднократно заявляли областные власти, компания отказывалась от реставрации здания. Получить комментарий собственников РИА Новости не удалось. По словам главного архитектора Самары Виталия Стадникова, министр культуры РФ Владимир Мединский 15 сентября этого года во время визита на Фабрику-кухню с губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным заявил, что Минкультуры РФ выделит на реставрацию здания порядка 350-400 миллионов рублей.

 

По словам архитектора, этой суммы более чем достаточно для реставрации объекта, а благоустройством территории займется региональная власть.

 

Позже депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн написал в своем микроблоге в Twitter, что в настоящее время решается вопрос о присвоении Фабрике-кухне статуса памятника архитектуры федерального значения. Это позволит начать реконструкцию здания.

 

Как рассказал РИА Новости Стадников, областное правительство ведет переговоры с собственником Фабрики-кухни о ее передаче в областную собственность. Министерство имущественных отношений региона предложило владельцу несколько помещений в обмен на памятник архитектуры. Сейчас переговоры находятся на стадии завершения.

 

Музей авангарда или центр современного искусства

 

Общественность Самары понимает, что Фабрика-кухня нуждается в реставрации. Но проекты будущей арт-площадки на ее территории вызывают споры. Так, научный сотрудник отдела живописи первой половины XX века Третьяковской галереи Татьяна Зелюкина считает инициативу создания музея русского авангарда утопией.

 

«Произведений русского авангарда в России очень мало, и их надо специально разыскивать. Большинство из них, даже эскизы и наброски произведений, уже находятся в собраниях музеев мира и коллекции известного коллекционера Георгия Костаки», — говорит она.

 

По словам Зелюкиной, русский авангард крайне редко появляется на российских аукционах и аукционах типа Sotheby`s, Christie’s и MacDougall’s. Но они стоят очень дорого. Например, один из натюрмортов Петрова-Водкина 1920-х годов ушел в прошлые годы с одного из аукционов за 2 миллиона фунтов.

 

По мнению собеседницы агентства, собирание коллекции русского авангарда — очень длительный труд, предполагающий розыск произведений искусства, поиск средств на их приобретение и сам процесс приобретения, а также тщательную экспертизу, ведь в мире множество подделок шедевров авангарда.

 

Аналогичной точки зрения придерживается самарский арт-критик Константин Зацепин. «Формирование коллекции требует привлечения не только финансовых ресурсов, но и команды экспертов. Непонятно, зачем такие затраты, ведь город уже давно располагает такой коллекцией — в Самарском областном художественном музее», — отметил он.

 

Возможная альтернатива

 

В качестве альтернативы музею русского авангарда те же эксперты предлагают разные варианты.

 

Член союза архитекторов РФ Дмитрий Храмов выступает за создание на Фабрике-кухне центра культуры «Фабрика авангарда». «Этот центр не только ретроспективно освещал бы историю русского авангарда, но и включал бы разделы, посвященные современному искусству, например, школу современного искусства и творческие лаборатории современного искусства и архитектуры», — считает он.

 

По словам Храмова, для этого надо передать площадку в ведение Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) и создать структуру, которая занялась бы творчеством современных самарских художников.

 

Зацепин также выступает за городской центр современного искусства, но с поправкой на его независимость от ГЦСИ и ориентацию на большие проекты в области современного искусства.

 

Подобное предложение поддерживает и Зелюкина. «Не просто музей, в котором экспонировались бы произведения самарских и привозных художников, но культурологический центр как место встреч, общения и арт-проектов неравнодушной к искусству молодежи был бы гораздо полезнее для города, чем музей русского авангарда», — говорит она.

 

Заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук Ваган Каркарьян видит в Фабрике-кухне центр искусства без приставки «современный».

 

«В пространстве между «молотом» и «серпом» можно разместить концертный зал. Фабрику-кухню вообще можно превратить в уникальный комплекс с выставочными залами для скульптуры, живописи, с лекционными аудиториями и библиотеками», — отметил он.

 

По словам главного городского архитектора Стадникова, вся концепция будущей культурной площадки еще должна быть серьезно осмыслена. Сейчас ее разработкой занимается специально созданный оргкомитет, который и определит дальнейшую судьбу памятника.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала