© РИА Новости / Б.Манушин | Перейти в медиабанк20 сентября 1744 года в одном из селений на севере Италии родился известный зодчий и мастер ведута (повседневного городского пейзажа) Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Несмотря на свое итальянское происхождение, настоящую славу архитектора он снискал в России, куда переехал по приглашению Екатерины II в возрасте 35 лет и где жил и творил почти сорок лет до самой смерти, став ярчайшим представителем зрелого классицизма в русской архитектуре. В день рождения зодчего сайт РИА Недвижимость вспоминает самые известные работы Кваренги в Санкт-Петербурге и Москве.
На фото:
В Северной столице по проекту Кваренги в 1783-1787 годах было построено здание Эрмитажного театра – в настоящий момент самое старое строение из дворцового комплекса Эрмитажа. Театр был выполнен в лучших традициях античной архитектуры. Фасад здания смотрит на Дворцовую набережную Невы, а само здание, хотя и стоит отдельно, но примыкает к основному комплексу аркой-переходом через канал – "Зимней канавкой". До театра на этом месте располагались здания Зимнего дворца Петра I, фундамент которых и использовал для строительства зодчий.
На фото:
В Северной столице по проекту Кваренги в 1783-1787 годах было построено здание Эрмитажного театра – в настоящий момент самое старое строение из дворцового комплекса Эрмитажа. Театр был выполнен в лучших традициях античной архитектуры. Фасад здания смотрит на Дворцовую набережную Невы, а само здание, хотя и стоит отдельно, но примыкает к основному комплексу аркой-переходом через канал – "Зимней канавкой". До театра на этом месте располагались здания Зимнего дворца Петра I, фундамент которых и использовал для строительства зодчий.
20 сентября 1744 года в одном из селений на севере Италии родился известный зодчий и мастер ведута (повседневного городского пейзажа) Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Несмотря на свое итальянское происхождение, настоящую славу архитектора он снискал в России, куда переехал по приглашению Екатерины II в возрасте 35 лет и где жил и творил почти сорок лет до самой смерти, став ярчайшим представителем зрелого классицизма в русской архитектуре. В день рождения зодчего сайт РИА Недвижимость вспоминает самые известные работы Кваренги в Санкт-Петербурге и Москве.
На фото:
В Северной столице по проекту Кваренги в 1783-1787 годах было построено здание Эрмитажного театра – в настоящий момент самое старое строение из дворцового комплекса Эрмитажа. Театр был выполнен в лучших традициях античной архитектуры. Фасад здания смотрит на Дворцовую набережную Невы, а само здание, хотя и стоит отдельно, но примыкает к основному комплексу аркой-переходом через канал – "Зимней канавкой". До театра на этом месте располагались здания Зимнего дворца Петра I, фундамент которых и использовал для строительства зодчий.
На фото:
В Северной столице по проекту Кваренги в 1783-1787 годах было построено здание Эрмитажного театра – в настоящий момент самое старое строение из дворцового комплекса Эрмитажа. Театр был выполнен в лучших традициях античной архитектуры. Фасад здания смотрит на Дворцовую набережную Невы, а само здание, хотя и стоит отдельно, но примыкает к основному комплексу аркой-переходом через канал – "Зимней канавкой". До театра на этом месте располагались здания Зимнего дворца Петра I, фундамент которых и использовал для строительства зодчий.
1 из 9
© РИА Новости / Б.Манушин | Перейти в медиабанкКваренги был автором проекта самостоятельного здания Петербургской академии наук на Университетской набережной, которая до этого располагалась в доме Шафирова на Городском острове, а с 1728 года занимала здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Новое здание академии было построено в 1783-1789 годах в стиле строгого классицизма. До наших дней в здании сохранилась внутренняя отделка конференц-зала и парадной лестницы, на площадке которой с 1925 года красуется мозаичное панно Ломоносова "Полтавская баталия".
Кваренги был автором проекта самостоятельного здания Петербургской академии наук на Университетской набережной, которая до этого располагалась в доме Шафирова на Городском острове, а с 1728 года занимала здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Новое здание академии было построено в 1783-1789 годах в стиле строгого классицизма. До наших дней в здании сохранилась внутренняя отделка конференц-зала и парадной лестницы, на площадке которой с 1925 года красуется мозаичное панно Ломоносова "Полтавская баталия".
2 из 9
© РИА Новости / Б.Манушин | Перейти в медиабанкОдно из самых масштабных творений Кваренги в Санкт-Петербурге – Александровский дворец в Царском Селе. Он был построен в 1792 – 1796 годах по заказу императрицы Екатерины II в подарок к свадьбе ее внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I). Вытянутое двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам украшает сквозная колоннада коринфского ордера.
Одно из самых масштабных творений Кваренги в Санкт-Петербурге – Александровский дворец в Царском Селе. Он был построен в 1792 – 1796 годах по заказу императрицы Екатерины II в подарок к свадьбе ее внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I). Вытянутое двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам украшает сквозная колоннада коринфского ордера.
3 из 9
© РИА Новости / Борис Ушмайкин | Перейти в медиабанкСмольный институт благородных девиц – еще одно известное здание в Санкт-Петербурге, построенное Кваренги в 1806 году. С этим зданием связаны знаковые исторические события. Первоначально, в XIX- начале XX века, здесь располагался институт благородных девиц. Но по-настоящему "знаменитым" здание стало после событий Октябрьской революции 1917 года. Именно в нем обустроился Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся и городской комитет КПСС, где и находился вплоть до 1991 года. После в здании расположилась мэрия города, а с 1996 года оно стало резиденцией городского губернатора.
Смольный институт благородных девиц – еще одно известное здание в Санкт-Петербурге, построенное Кваренги в 1806 году. С этим зданием связаны знаковые исторические события. Первоначально, в XIX- начале XX века, здесь располагался институт благородных девиц. Но по-настоящему "знаменитым" здание стало после событий Октябрьской революции 1917 года. Именно в нем обустроился Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся и городской комитет КПСС, где и находился вплоть до 1991 года. После в здании расположилась мэрия города, а с 1996 года оно стало резиденцией городского губернатора.
4 из 9
© РИА Новости / П. Манушин | Перейти в медиабанкВ эпоху наполеоновских войн в Санкт-Петербурге специально к возвращению конно-гвардейского полка из Европы по проекту Кваренги на Исаакиевской площади в срочном порядке возводится монументальное здание Конногвардейского манежа (1804 – 1807 годы).
Фронтон двухэтажного здания манежа с 1817 года украшен скульптурами Диоскур, укрощающих коней, работы Трискорни. У этих фигур непростая судьба: после изготовления в 1810 году они шесть лет добирались до России, а в период с 1840 по 1954 год их пришлось перенести с основного на обратный фасад здания, так как духовенство возведенного рядом Исаакиевского собора воспротивилось соседству обнаженных языческих божеств.
Фронтон двухэтажного здания манежа с 1817 года украшен скульптурами Диоскур, укрощающих коней, работы Трискорни. У этих фигур непростая судьба: после изготовления в 1810 году они шесть лет добирались до России, а в период с 1840 по 1954 год их пришлось перенести с основного на обратный фасад здания, так как духовенство возведенного рядом Исаакиевского собора воспротивилось соседству обнаженных языческих божеств.
В эпоху наполеоновских войн в Санкт-Петербурге специально к возвращению конно-гвардейского полка из Европы по проекту Кваренги на Исаакиевской площади в срочном порядке возводится монументальное здание Конногвардейского манежа (1804 – 1807 годы).
Фронтон двухэтажного здания манежа с 1817 года украшен скульптурами Диоскур, укрощающих коней, работы Трискорни. У этих фигур непростая судьба: после изготовления в 1810 году они шесть лет добирались до России, а в период с 1840 по 1954 год их пришлось перенести с основного на обратный фасад здания, так как духовенство возведенного рядом Исаакиевского собора воспротивилось соседству обнаженных языческих божеств.
Фронтон двухэтажного здания манежа с 1817 года украшен скульптурами Диоскур, укрощающих коней, работы Трискорни. У этих фигур непростая судьба: после изготовления в 1810 году они шесть лет добирались до России, а в период с 1840 по 1954 год их пришлось перенести с основного на обратный фасад здания, так как духовенство возведенного рядом Исаакиевского собора воспротивилось соседству обнаженных языческих божеств.
5 из 9
© РИА Новости / Рудольф Кучеров | Перейти в медиабанкКваренги был первым автором Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге, построенных в 1814 году за один месяц из дерева и алебастра в честь возвращения русских войск из Европы после победы над Наполеоном. На воротах красовалась колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, а также скульптуры римских воинов. Однако выполненные из столь хрупких материалов ворота быстро разрушались. Поэтому спустя 20 лет ворота были отстроены заново в металле и камне под руководством архитектора Стасова, который в целом сохранил замысел Кваренги.
Кваренги был первым автором Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге, построенных в 1814 году за один месяц из дерева и алебастра в честь возвращения русских войск из Европы после победы над Наполеоном. На воротах красовалась колесница с шестью конями, управляемая богиней Славы, а также скульптуры римских воинов. Однако выполненные из столь хрупких материалов ворота быстро разрушались. Поэтому спустя 20 лет ворота были отстроены заново в металле и камне под руководством архитектора Стасова, который в целом сохранил замысел Кваренги.
6 из 9
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкВ Москве зданий, построенных по проектам Кваренги, значительно меньше, чем в Петербурге, но все они, как и их "северные" братья, являются объектами культурного наследия. Самым известным московским зданием Кваренги, расположенным возле Красной площади, является, конечно, Гостиный двор на Ильинке. У этого здания также была непростая архитектурная судьба. Первоначальный проект Кваренги пришлось изменить в процессе строительства, причиной чему был сложный рельеф местности и всевозможные нарушения в технологиях и сроках возведения. После пожара 1812 года здание заново восстанавливалось и достраивалось российским архитектором Осипом Бове. А в начале ХХ века перестройке подвергся центральный ризалит здания.
В Москве зданий, построенных по проектам Кваренги, значительно меньше, чем в Петербурге, но все они, как и их "северные" братья, являются объектами культурного наследия. Самым известным московским зданием Кваренги, расположенным возле Красной площади, является, конечно, Гостиный двор на Ильинке. У этого здания также была непростая архитектурная судьба. Первоначальный проект Кваренги пришлось изменить в процессе строительства, причиной чему был сложный рельеф местности и всевозможные нарушения в технологиях и сроках возведения. После пожара 1812 года здание заново восстанавливалось и достраивалось российским архитектором Осипом Бове. А в начале ХХ века перестройке подвергся центральный ризалит здания.
7 из 9
© РИА Новости / В. Павлов | Перейти в медиабанкКваренги участвовал в строительстве Екатерининского дворца в Лефортово. Он не был автором изначального проекта, но по поручению Екатерины II в 1782 году должен был подключиться к процессу строительства, в котором возникли проблемы, и поправить фасад здания, пока это было возможным.
По предложению Кваренги центральные части фасадов были украшены протяженными колоннадами. До наших дней сохранилась лоджия уличного фасада с портиком в 16 колонн из серого песчаника.
По предложению Кваренги центральные части фасадов были украшены протяженными колоннадами. До наших дней сохранилась лоджия уличного фасада с портиком в 16 колонн из серого песчаника.
Кваренги участвовал в строительстве Екатерининского дворца в Лефортово. Он не был автором изначального проекта, но по поручению Екатерины II в 1782 году должен был подключиться к процессу строительства, в котором возникли проблемы, и поправить фасад здания, пока это было возможным.
По предложению Кваренги центральные части фасадов были украшены протяженными колоннадами. До наших дней сохранилась лоджия уличного фасада с портиком в 16 колонн из серого песчаника.
По предложению Кваренги центральные части фасадов были украшены протяженными колоннадами. До наших дней сохранилась лоджия уличного фасада с портиком в 16 колонн из серого песчаника.
8 из 9
© РИА Новости / В. Тихомиров | Перейти в медиабанкВнес архитектор существенные изменения и в облик здания Странноприимного дома, а ныне – института скорой помощи имени Склифосовского на Сухаревской площади, изначально построенного по проекту архитектора Назарова. В частности, своей знаменитой полукруглой колоннадой здание института обязано именно Кваренги.
Внес архитектор существенные изменения и в облик здания Странноприимного дома, а ныне – института скорой помощи имени Склифосовского на Сухаревской площади, изначально построенного по проекту архитектора Назарова. В частности, своей знаменитой полукруглой колоннадой здание института обязано именно Кваренги.
9 из 9