Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Четыре малоизвестных факта о здании Третьяковской галереи

Третьяковская галерея – это не просто один из самых знаменитых музейных комплексов Москвы, обладающий уникальной коллекцией произведений искусства, но и одна из визитных карточек столицы. Известно, что многие живописные полотна галереи скрывают под слоями красок множество загадок и тайн. Однако и само здание Третьяковки может похвастаться собственными тайнами.

Третьяковская галерея – это не просто один из самых знаменитых музейных комплексов Москвы, обладающий уникальной коллекцией произведений искусства, но и одна из визитных карточек столицы. Первоначально собрание картин, как и сама галерея,  принадлежали ее основателю Павлу Михайловичу Третьякову, однако 31 августа 1892 года Павел Михайлович обратился с заявлением в Московскую городскую думу о передаче в дар городу художественной галереи. И уже через год город стал обладателем потрясающего музея. Известно, что многие живописные полотна скрывают под слоями красок множество загадок и тайн. Однако и само здание Третьяковки может похвастаться собственными тайнами, ну или хотя бы малоизвестными фактами, которые, хотя и вполне открытые, но известные далеко не каждому посетителю.

Фальшстена и тайный лифт


Посетители Третьяковской галереи, осматривающие живописные полотна на стенах залов, в большинстве своем и не подозревают, что за одной из этих стен расположена шахта большого грузового лифта, на котором картины доставляют из депозитария и обратно. Фальшстена закреплена на мощных петлях и, по сути, является огромной дверью в лифт. Кроме того, внутри здания Третьяковской галереи имеются сквозные проходы во все строения музейного комплекса, в том числе в депозитарий и инженерный корпус. Это нужно не только для удобства перемещения самих сотрудников музея. Дело в том, что переносить картины по улице не только затруднительно, но и опасно, ведь в галерее для них поддерживают специальный климат, а на открытом воздухе они могут пострадать. 

Служители музея предпочитают особо не афишировать, в каком именно зале расположена фальшстена, из соображений безопасности. Хотя внимательные посетители, возможно, смогут сами обнаружить эту тайную дверь.  

Третьяковская галерея

Галерея могла погибнуть в воде


Весной 1908 года на Москву обрушилась настоящая беда – небывалых масштабов наводнение. Пятая часть города погрузилась под воду. Третьяковская галерея оказалась в одном из самых затопленных районов столицы. Когда вода подошла к Лаврушинскому переулку, было принято вокруг всей галереи возвести кирпичную стену, которая постоянно надстраивалась двумя ротами саперов, специально вызванных для этого. Однако вода прибывала столь стремительно, что служители галереи в срочном порядке принялись переносить картины на второй этаж. Благодаря этому само здание и бесценная коллекция произведений искусства была спасена. 

Зал для Принцессы Грезы

В архитектурный ансамбль Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке входит здание храма Святителя Николая в Толмачах. Значительную часть его убранства составляют экспонаты из собрания музея.

Храм Святителя Николая в Толмачах

Здесь же в специальной витрине хранится величайшая русская святыня и всемирно известное произведение  искусства – икона "Богоматерь Владимирская" (XII век). Однако мало кому известно, что на три десятка лет храм стал "пристанищем" для легендарного полотна Михаила Врубеля "Принцесса Греза".

Полотно Михаила Врубеля

Гигантское полотно площадью 90 квадратных метров, шириной в 7 метров и длиной в самой высокой точке 14 метров, весом почти в полтонны, долго хранилось вертикально в свернутом виде под главным куполом храма Святителя Николая в Толмачах, так как нигде в запасниках галереи в горизонтальном виде полотно не помещалось. Служители музея не могли даже регулярно разворачивать и проверять полотно, как это и положено: просто не было площади, на которой это можно было бы сделать. В процессе капитального ремонта галереи в середине 90-х годов ХХ века специально был построен новый зал, на одной из стен которого и разместилась "Принцесса Греза".

Кстати, в Третьяковке еще один зал был специально спроектирован под большое полотно кисти Александра Иванова "Явление Христа народу".

Смена скульптур у входа


В настоящее время перед зданием Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке статуя Павла Михайловича Третьякова работы скульптора Александра  Кибальникова.

Статуя Павла Михайловича Третьякова

Однако она появилась возле галереи только в 1980 году, а до этого гостей галереи "встречал" монумент Сталина, установленный в 1939 году и ныне располагающийся во внутреннем дворике галереи, а не в Парке искусств, как принято считать. А "монолитным" предшественником Иосифа Виссарионовича на площади Третьяковской галереи был сам Владимир Ильич Ленин.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала