Материал подготовлен сайтом «В Подмосковье» – Проект РИА Новости >>
МОСКВА, 23 мая - РИА Новости. Фермерам нескольких деревень в Подольском районе Подмосковья не до сна: по ночам, совместно с дорожниками и полицией, они дежурят на дороге, где чуть ли не каждую ночь грузовики нелегально сваливают строительный мусор прямо на сельхозземли. Незаконные свалки вдоль дорог – проблема для всего региона. Почему нарушителей не останавливают даже штрафы, как власти и полиция борются с нелегальным сбросом мусора, и что советуют эксперты, выяснил корреспондент редакции "Подмосковье" РИА Новости.
Мусорные поля
"Если вы проедете по Расторгуевскому шоссе по направлению от Варшавки в сторону Подольска, то увидите, насколько все ужасно. Вывозимый грунт, который должен утилизироваться на полигонах, сваливают везде, где только можно: на обочины, посевные угодья, проселочные дороги", - рассказывает житель деревни Потапово, расположенной в Подольском районе.
Он привел в пример два случая. В первом грунт был свален перед "ракушкой" жителя деревни, которой утром с лопатой в руках раскапывал подход к своему гаражу. Во втором тяжелый грузовик вывалил несколько тон земли на газораспределительную станцию. По словам очевидца, это продолжается уже не первый год. Мусором завален даже подъезд к монастырю XVII века. Более того, горы мусора создают угрозу ДТП.
"Несколько раз становился свидетелем аварийных ситуаций, возникающих на дороге этого направления из-за рассыпанной земли, камней и мусора. Выезжая на полосу встречного движения, чтобы не столкнуться, например, с крупным камнем, валяющимся на дороге, водители создают опасность для двигающихся навстречу. Десятки метров проезжей части, заваленной землей, чрезвычайная ситуация на неосвещенных дорогах Московской области", - заявил собеседник агентства.
Жители не раз обращались в полицию с просьбой отреагировать на очередной сброс земли.
Ночные рейды: лопатой и штрафом
"Совместно с дорожниками у нас организованы рейды на дороге, которая ведет от трассы "Крым" к населенному пункту Федюково, там также произошло сбрасывание грунта – порядка 200 кубических метров. Ночью на 15 мая там были задержаны машины, и мой сотрудник там был", - рассказал РИА Новости начальник территориального отдела № 35 Госадмтехнадзора Московской области Валерий Шаров.
При этом протяженность дороги составляет всего около шести километров, но мусор там сваливают практически каждую ночь. В этом году ситуация катастрофическая.
"Можно утром приехать и увидеть, что вся дорога завалена строительным мусором", - посетовал Шаров, добавив, что от местных жителей поступает много жалоб.
Штрафы слишком малы
Деревенским жителям, уставшим постоянно очищать землю от мусора, ничего не остается, как самостоятельно выходить в рейды и вызывать полицию.
Полицейские приезжают на место, составляют протоколы об административном правонарушении, штрафуют водителей. При этом в Госадмтехнадзоре отмечают, что нарушители – частные лица, и штрафы для них являются неэффективной мерой, так как слишком малы – от 300 рублей до 5 тысяч рублей.
"Машина с номерами южного региона России. Поймали, ну и что? Вот мы оштрафуем его на тысячу рублей, но это же не то", - отметил Шаров, добавив, что если бы это была организация, штраф составил бы уже 150 тысяч рублей.
По словам Шарова, около Федюково есть специальный полигон для утилизации отработанного строительного грунта. Там можно складировать абсолютно легально, но за определенную плату. Однако частники предпочитают ради выгоды сбрасывать его незаконно.
"Я так понимаю, что это в основном частные лица, которые купили машины типа КАМАЗ и за деньги загружают в машины грунт и везут сваливать его на полигон, где разрешено его складирование за определенную плату. Но они туда не доезжают, бросают этот грунт на дороге, разворачиваются и уезжают. Тем самым деньги за складирование они кладут себе лично в карман", - пояснил представитель Госадмтехнадзора.
Сложная цепочка
Сложность в том, что в борьбе с незаконным сбросом мусора "выстраивается длинная цепочка". Полиция задерживает нарушителя, заводит административное дело, протокол поступает в Госадмтехнадзор, который выносит постановление о наложении штрафа, и наконец, его взимают судебные приставы, объяснил Шаров.
Дорожная организация, обслуживающая проблемную дорогу до Федюково, физически не успевает разбирать навалы, которые возникают практически каждую ночь, хотя такой статьи расходов не заложено. Из-за этого не хватает средств на ремонт дороги.
По данным начальника Подольского отделения РДУ-4 Мосавтодора, которая обслуживает эту дорогу, Алексея Лосева, с начала 2013 года силами дорожной организации с автодороги "Федюково – М-2 Крым" вывезено 160 кубических метров мусора с грунтом, на это потрачено 390 тысяч рублей. Причем деньги на это специально не выделяются. Дорожники просят областной Госадмтехнадзор помочь и организовывать совместные рейды.
Рейды проводятся, однако у Госадмтехнадзора недостаточно полномочий, чтобы решить проблему.
"К сожалению, наша работа малоэффективна, так как мы – не тот орган, который имеет право задерживать и требовать документы. Поэтому я написал письмо Сергею Веретельникову, начальнику межмуниципального управления МВД России по Подольску, с просьбой усилить контроль на этой дороге, организовать дополнительное патрулирование в вечерние и ночные часы, а также вышел с предложением о совместной организации там рейдов", - сказал Шаров.
В пресс-службе межмуниципального управления МВД России "Подольское" подтвердили, что полицейские помогают Госадмтехнадзору и передают в соответствующие органы материалы, собранные в ходе рейдов.
"Наше управление тесно сотрудничает с главой сельского поселения Стрелковское и главой Подольского муниципального района. Чаще всего удается реагировать на уже свершившийся факт правонарушения. Рейды по выявлению лиц, осуществляющих сброс мусора и грунта на территории сельского поселения Стрелковское, проводятся регулярно нашими сотрудниками. К этому подключены и добровольные народные дружины, и общественные организации, и объединения, совместно с администрацией поселения и обеспокоенными сложившейся ситуацией местными жителями", - прокомментировал ситуацию глава управления Веретельников.
Со своей стороны, администрация Стрелковского, в состав которого входит Федюково, помогает фермерам, частично компенсирует им затраты на уборку мусора, участвует в рейдах. Но в целом с такой проблемой чиновники справиться не в силах.
"Закон в данном случае нам не помощник. Потому как возит по документам частное лицо, на него по закону штраф до 5 тысяч. На юрлицо за те же деяния – до 50 тысяч. Получается, что мы платим за чужие преступные действия!", - возмущается заместитель главы сельского поселения Стрелковское Василий Кириллов. Он отмечает, что затраты на вывоз и утилизацию грунта ложатся на местный бюджет.
Откуда мусор?
Местные жители говорят, что грузовики вывозят неплодородный грунт со стройплощадок микрорайона "Бутово-Парк", и сваливают тонны его на прилегающих территориях.
По словам представителя Госадмтехнадзора, заказчиком услуги по вывозу грунта и строительного мусора может быть любая организация, которая ведет строительство в Москве и Московской области. При этом деревня Федюково находится поблизости от города Видное, а также московского района Бутово, где ведется активная жилая застройка.
Один из жителей Федюково рассказал, что лично участвовал в ночном рейде 14 мая, когда были задержаны грузовики, и при составлении протокола полиции слышал, что заказчиком вывоза строительного мусора и грунта выступила строительная компания "Мортон", которая строит микрорайон "Бутово-Парк".
В пресс-службе местной полиции подтвердили один из фактов незаконного сброса мусора. Как рассказали РИА Новости, около полуночи 14 мая 2013 года с территориального пункта полиции "Стрелковское" была получена информация о том, что вблизи деревни Быково Подольского района сбрасывают грунт с грузовых автомашин. Сотрудники полиции выехали на место происшествия и задержали нарушителей.
Ими оказались двое уроженцев Дагестана, которые осуществляли сброс грунта с КАМАЗов в неположенном месте. Полицейские составили на них два административных протокола и направили материалы на рассмотрение в территориальный отдел № 35 Госадмтехнадзора Московской области.
Со своей стороны, строители также прокомментировали этот инцидент. Однако в компании ГВСУ "Центр", которая является генподрядчиком "Мортона", утверждают, что на дороге произошло лишь частичное осыпание мусора с грузовика.
"Для выполнения земляных работ по вывозу и утилизации грунта с объекта строительства по адресу: Московская область, Ленинский район, Булатниковское сельское поселение вблизи деревни Дрожжино, жилой комплекс "Дрожжино-2", корпус 8.2, ЗАО "УСМ №3970" был заключен договор с ООО "Ашар". При выполнении очередного рейса по вывозу грунта водителем данной организации Касумовым М. М., работавшем на самосвале Howo гос. № C528CE, произошло частичное осыпание перевозимого грунта, которое впоследствии было устранено. По результатам инцидента водитель Касумов М. М. отстранен от работы. Руководству ООО "Ашар" указано на недопущение в дальнейшей работе подобных случаев", - сообщил РИА Новости представитель компании.
Замглавы Стрелковского опасается, что местные жители могут пойти на крайние меры. Ведь фермерам приходится тратить в год порядка миллиона рублей на то, чтобы убрать навалы со своей земли, которую они вспахивают, где пасется скот.
"Если правда, что возят со стройплощадки "Мортон", то там же микрорайон строится, вынимается порядка двух миллионов кубов грунта. Мы боимся, что скоро дойдет до того, что местные сами начнут предпринимать какие-то действия, дойдет до самоуправства! Тот, кто высыпает (мусор – ред.) на поля – экологический преступник. Он должен, кроме всего прочего, заплатить людям за порчу земли, она вся загажена!", - заявил РИА Новости глава сельского поселения Кириллов.
В местной полиции заверяют, что вопрос благоустройства обслуживаемой территории находится на постоянном контроле.
Законодательные нюансы
Однако пока эффективно решить эту проблему не удается. Чиновники и юристы сходятся во мнении, что для этого нужно менять законодательство.
По мнению начальника территориального отдела Госадмтехнадзора, необходимо обязать строительные организации заключать договор по утилизации строительного мусора с надежным подрядчиком, а не с частным лицом.
В свою очередь, юрист фирмы "Русюрком" Алексей Распутин предлагает решать вопрос за счет повышения штрафов, в том числе штрафовать руководство недобросовестных транспортных компаний. На сегодняшний день, согласно статьям 8.1 и 8.41 КоАП РФ, за выброс мусора в неположенном месте штрафы составляют: для физических лиц – до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – до 40 тысяч рублей, а для юрлиц – 200 тысяч рублей, уточнил юрист.
"Строительный мусор может вывезти практически любая транспортная компания, но она обязана его либо утилизировать на полигонах, либо перерабатывать. Однако переработкой строительного мусора и грунта сегодня практически никто не занимается, в результате его нужно закапывать (утилизировать) на полигонах. Стоимость данной услуги немалая, и транспортные компании экономят на этом, просто сваливая его вдоль проселочных дорог или в овраги", - отметил эксперт.
Он также объяснил некоторые нюансы работы транспортных компаний. Как правило, фирмы у транспортников постоянно меняются. Это связано с рисками в данной отрасли (порча, кража груза и т. д.) и уклонением от налогов.
Предпринимателям проще закрыть компанию с долгами и открыть новую, чтобы избежать налоговых и иных проверок. Эти компании не имеют собственности имущественных активов, а все машины оформлены на другие компании или частных лиц. Поэтому при наложении штрафа на транспортную компанию она закрывается (слияние или смена учредителя и директора), оставшееся имущество продается или переоформляется на новую компанию.
По мнению специалиста, гарантировать добросовестную работу транспортных компаний может включение работ по вывозу мусора список работ, требующих лицензию саморегулируемой организации (СРО).
"Данную проблему, возможно, решит включение услуг перевозки строительного мусора или грунта в список работ, для которых необходимо вступление в саморегулируемую организацию как гаранта. В данном случае будет необходимо расширить список работ, требующих лицензию СРО, увеличить штрафные санкции с конфискацией транспортного средства, увеличить ответственность директоров таких компаний, то есть штрафовать директоров (должностных лиц) солидарно с компанией", - заключил юрист.