МОСКВА, 29 марта - РИА Новости, Марина Малкова. Коворкинги из модных площадок для тусовок превращаются в российских городах-миллионниках в удобные места для работы фрилансеров или старта бизнеса: те, у кого нет ни офиса, ни средств на его организацию, могут работать в коворкингах всего за 350 рублей в день. Успех услуги подтверждает спрос, который, по мнению экспертов, опрошенных "РИА Недвижимость", постепенно растет, так что многие организаторы коллективных офисных пространств видят развитие бизнеса в создании целой сети коворкингов.
Больше, чем анти-кафе
Модное слово "коворкинг" происходит от английского co-working, что переводится как совместно работающие. В действительности это организованное пространство, служащее офисом для людей совершенно разных профессий – своего рода общественный офис, где можно арендовать персональное рабочее место на день или на несколько месяцев.
Потребность на подобного рода услуги появилась с ростом количества фрилансеров. Как отмечает руководитель коворкинга Start Hub Александр Фузеев, армия фрилансеров постоянно увеличивается в последнее время. Все больше работ передается на аутсорсинг, поэтому удаленная работа становится выгодной альтернативой. К тому же рынок венчурных инвестиций активно развивается, и как грибы после дождя появляются новые стартапы.
При этом эффективно работать на дому получается отнюдь не у всех: не хватает самодисциплины, отвлекают семейные и домашние дела. Дома или в квартире невозможно провести деловую встречу, там надо самостоятельно заботиться о бесперебойном интернете и исправности оргтехники.
Коворкинг-центры за умеренную плату предоставляют все необходимое для работы: чистый офис, комфортное рабочее место, скоростной интернет и оргтехнику, отдельные кабинеты и переговорные для деловых встреч. Некоторые имеют дополнительные удобства: от кухни до душевых кабинок. Но, пожалуй, самое главное, что коворкинги предлагают своим клиентами рабочий коллектив и живое общение с "себе подобными".
Первые коворкинг-центры появились в России сразу после кризиса в 2009 году. Тогда они были актуальны, потому что предлагали недорогую альтернативу обычным офисам. Их концепция была проста – дешевый совместный офис, вспоминает руководитель коворкинга "Зона действия" в Санкт-Петербурге Юрий Лифшиц.
Но, несмотря на очевидную потребность в подобного рода офисах, большинство появившихся в то время коворкингов не стали успешными, отмечает Фузеев.
Вторая волна пришлась уже на 2011-2012 годы, утверждает Лифшиц. И на этот раз организаторы сделали упор на коворкинг как на креативное и развивающее сообщество, говорит эксперт.
Предтечей коворкингов можно считать анти-кафе, считает Михаил Комаров из коворкинга "Рабочая станция". "Анти-кафе стало доступным местом, где люди могли сидеть часами, не беспокоясь, что подойдет официант, как в обычном кафе, и потребует либо покинуть заведение, либо сделать заказ", - объясняет он. На примере с анти-кафе будущие клиенты коворкингов поняли, что подобное место может быть очень удобным для работы. "Так и появился спрос", - добавляет Комаров.
За два года коворкинги открылись в Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах-миллионниках по всей России. В одной только столице, по данным Start Hub, сегодня насчитывается порядка 50 коворкингов. "Сообщения об открытии нового коворкинга появляются почти каждый месяц", - комментирует соучредитель клубного офиса Cabinet Lounge Антон Хмельницкий. Однако, как заверяет Фузеев, отнюдь не все из имеющихся коворкингов в полной мере отвечают своему названию, так как не везде организована полноценная совместная работа арендаторов.
Порядок цен
Цены на рабочие места в коворкингах варьируются в зависимости от локации центра, обустройства пространства в нем, типа выбранного рабочего места и набора дополнительных услуг. Аренда стандартного рабочего места в московском коворкинге стоит от 4,5 до 15 тысяч рублей за месяц. Цена за один рабочий день колеблется в среднем от 350 до 650 рублей, а за неделю - от 1,3 до 3,5 тысячи рублей.
Коворкинг предлагает своим клиентам хорошо обустроенный офис за очень небольшие деньги, считает Комаров. Так, например, в "Рабочей станции" есть рабочие места, мягкая зона отдыха, переговорная комната, кухня, душ и летняя площадка на свежем воздухе.
Начальник отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева подтверждает словам Комарова. По ее мнению, для фрилансеров, начинающих предпринимателей и представителей малого бизнеса модель коворкинга является наиболее выгодной. "Найти в Москве помещение под офис маленькой площади крайне сложно, а если и найти, то бюджет будет гораздо выше, чем при аренде пары рабочих мест в коворкинге", - объясняет она.
Впрочем, и в этой сфере есть свой премиальный сегмент. Пока единственный его представитель в Москве – клубный офис Cabinet Lounge. Туда нельзя прийти и арендовать "стол на час", так как там действует клубная система, и доступ в офис доступен только по клубной карте, минимальный срок действия которой составляет 3 месяца, говорит Хмельницкий. Годовая карта, дающая право доступа в клуб, стоит 60 тысяч рублей, при этом каждое посещение оплачивается отдельно – 3,6 тысячи рублей в день. Чтобы свободно посещать клуб, приглашать необходимое количество гостей и пользоваться всеми дополнительными услугами клуба (переговорные, техника), есть карта Unlimited стоимостью 35 тысяч рублей в месяц.
Хипстеры и крупные бизнесмены
Несмотря на то, что многие коворкинги существуют не больше года, с наполняемостью у них нет проблем. Так, например Flacon Coworking и "Рабочая станция" заполнены на 100%, при этом в последний коворкинг люди уже записываются в очередь.
Остальные из опрошенных коворкингов также демонстрируют хорошие показатели по наполняемости. По словам Лифшица, наполняемость зависит от сезона, иногда коворкинг заполнен на 70%, а иногда на 90%.
Основу клиентов любого коворкинга составляют дизайнеры, программисты, начинающие предприниматели, так называемые стартаперы, комментирует руководитель клуба "Хорошая республика" Игорь Шулинин. Также среди посетителей есть переводчики, журналисты, контент-менеджеры, удаленные сотрудники крупных компаний из других городов, рекламщики и представители шоу-бизнеса.
По стилю жизни это общительные и независимые люди с активной жизненной позицией, ценители всего нового, отмечает эксперт Start Hub.
Публика в демократичных по цене коворкингах примерно одинакова по составу. Разительно от нее отличается только аудитория Cabinet Lounge. "К нам приходят люди, которые привыкли встречаться в дорогих ресторанах и работать в офисах класса А. Это владельцы небольших клиентоориентированных бизнесов", - рассказывает Хмельницкий.
Клиенты клубного офиса – это также топ-менеджеры больших компаний, для которых это вторая штаб-квартира в Москве, хедхантеры, адвокаты, владельцы архитектурных бюро и арт-галерей. Среди членов Cabinet Lounge есть и известные люди – например, теннисист Евгений Кафельников, Наталья Водянова и команда благотворительного фонда "Обнаженные сердца", глава галереи Frida Fine Arts Татьяна фон Варденбург и многие другие, в том числе несколько человек из российского списка Forbes.
Особенность места
Важнейшим критерием для коворкингов является их локация в городе, соглашаются эксперты. Место должно притягивать к себе, ведь туда приезжать, как на работу, совсем не обязательно, поэтому людям должно хотеться туда прийти.
Коворкинг должен быть удобно расположен. В Москве для них обычно выбирают центр города, в шаговой доступности от станции метро.
Высокие потолки, большие окна, открытое пространство – непременные характеристики выбранного здания, уверен Лифшиц.
"Коворкинги - это места для креативного класса, а для него важно окружение", - заявляет Комаров. Все устали от традиционных офисных зданий, поэтому помещение должно быть еще и уникальным, подхватывает Шулинин.
"Хорошая республика", например, занимает старые склады конца XIX века. "Зона действия" в Санкт-Петербурге находится на территории бывшего Смольнинского хлебозавода. Коворкинг "Рабочая станция" построил себе здание в Нескучном саду, а создатели Start Hub являются сторонниками устройства коворкингов в креативных кластерах вроде "Флакона". "Он работает фактически круглосуточно 7 дней в неделю, там расширенная инфраструктура – есть мастерские, офисы, студии, торговые организации, места для развлечения. Плюс – нестандартные форматы офисного пространства", - объясняет Фузеев.
Cabinet Lounge, задумывавшийся как представительский офис, занимает роскошный дом на Новой площади, построенный еще архитектором Шехтелем для Московского Купеческого клуба. Это памятник архитектуры, который находится в знаковом месте, рядом с Кремлем и известными пятизвездочными гостиницами – "Метрополь", "Ритц Карлтон", "Националь" и "Арарат Парк Хайятт". Интересно, что в пользу старинного особняка был отвергнут "Красный Октябрь".
Развитие в сети
По мнению экспертов, говорить о коворкинге как о месте, где просто сдаются рабочие места, неправильно. "Формат коворкинга подразумевает организацию совместной работы арендаторов, помощь предпринимателям в создании эффективного бизнеса, обучение молодых предпринимателей", - считает Фузеев.
Большинство коворкингов развиваются в сторону образовательных программ. По такому пути, например, идет "Зона действия". Специально для проведения образовательных курсов они планируют запустить большую площадку, так называемый креативный кампус, уточняет Лифшиц.
С ним соглашается Фузеев. "Развитие этого бизнеса должно идти по направлению развития креативных кластеров, сочетающих работу, развитие и активный отдых", - говорит эксперт.
Образовательная часть есть и в Cabinet Lounge. "Пару раз в месяц мы проводим дискуссионные клубы с известными спикерами… За прошлый и этот годы наши члены клубы имели возможность поучаствовать в закрытых встречах с послом США Майклом Макфолом, политиком Алексеем Навальным, журналистом Владимиром Познером, бизнесменами Леонардом Блаватником, Петром Авеном и Рубеном Варданяном и легендарным инвестором Джимом Роджерсом", - перечисляет Хмельницкий.
Что касается бизнес-планов, то все участники рынка уверенно смотрят в будущее. "Коворкинг - это очень интересный вид бизнеса для инвесторов. Эта сфера уже очень популярна, но предложений на рынке все ещё не достаточно", - заявляет Шулинин.
Тем, у кого есть подходящая недвижимость, вариант с размещением коворкинг-центров, гораздо привлекательнее, чем нарезка помещения на мелкие части для традиционной сдачи в аренду, так как коворкинг минимизирует потери площадей, считает Никуличева.
В будущем, однако, по мнению Лифшица, инвесторам будут интересны прежде всего не одиночные коворкинги, а сетевые или мульформатные проекты, где коворкинг является лишь одним из ингредиентов.
Собственно, по пути создания сети коворкингов намерены двигаться многие успешные коворкинги. "Сетевой проект - это наиболее эффективная модель такого типа бизнесов", - утверждает Фузеев. Свой первый коворкинг многие участники рынка рассматривают как пилотный проект.
"Сетевой вариант бизнеса позволит открывать коворкинги в новых типах офисной недвижимости, а на их основе развивать креативные кластеры и сообщества", - комментирует Фузеев.
Создать сеть планируют и владельцы коворкинга премиум-класса Cabinet Lounge. "Еще пара клубов в Москве, в том числе на Рублевке, потом – Санкт-Петербург, Нижний Новгород, другие города-миллионники", - делится планами Хмельницкий.
А вот эксперт из Jones Lang LaSalle сомневается в потенциале регионов России. "На мой взгляд, они пока не имеют особой потребности в такой услуге. Есть отдельные запросы, но они не являются массовыми и различаются от города к городу, зависят от активности бизнеса и его специфики", - высказывается Никуличева.
Комаров из "Рабочей станции" рассказывает, что у них уже есть несколько предложений от инвесторов. "Некоторые инвесторы готовы финансировать только такие неклассические истории", - отмечает он.
При этом размер инвестиций он оценивает в случае с коворкингами, которые будут построены как отдельно стоящие здание, в 20 миллионов рублей на один коллективный офис. Окупить затраты, считает собеседник агентства, можно за 3 года.
Те же сроки называет Хмельницкий, причем, по его словам, данный бизнес почти с самого начала является прибыльным.
Эксперт сравнивает коворкинг с Facebook. "С точки зрения инвестора ключевой вопрос - метод монетизации. Как и в случае с Facebook, в коворкинге монетизация работает не только "в лоб", путем сбора членских взносов и арендной платы, а за счет дополнительных проектов и возможностей, которые возникают в результате эффективного "нетворкинга", - резюмирует он.