© РИА НовостиРоссийский скульптор Георгий Франгулян, создатель памятника Булату Окуджаве на Арбате в Москве, с 1980 года работает в старинном особняке в районе Плющихи.
В этом доме в Земледельческом переулке когда-то жил художник Валентин Серов, а в особняке по соседству Илья Репин. В XIX веке в этом переулке находились доходные дома, где обитала творческая интеллигенция: писатели, поэты, музыканты. "Поэтому я в какой-то степени вернул сюда творческий дух", - шутит Франгулян.
В этом доме в Земледельческом переулке когда-то жил художник Валентин Серов, а в особняке по соседству Илья Репин. В XIX веке в этом переулке находились доходные дома, где обитала творческая интеллигенция: писатели, поэты, музыканты. "Поэтому я в какой-то степени вернул сюда творческий дух", - шутит Франгулян.
Российский скульптор Георгий Франгулян, создатель памятника Булату Окуджаве на Арбате в Москве, с 1980 года работает в старинном особняке в районе Плющихи.
В этом доме в Земледельческом переулке когда-то жил художник Валентин Серов, а в особняке по соседству Илья Репин. В XIX веке в этом переулке находились доходные дома, где обитала творческая интеллигенция: писатели, поэты, музыканты. "Поэтому я в какой-то степени вернул сюда творческий дух", - шутит Франгулян.
В этом доме в Земледельческом переулке когда-то жил художник Валентин Серов, а в особняке по соседству Илья Репин. В XIX веке в этом переулке находились доходные дома, где обитала творческая интеллигенция: писатели, поэты, музыканты. "Поэтому я в какой-то степени вернул сюда творческий дух", - шутит Франгулян.
© РИА Новости
1 из 12
© РИА НовостиДом, в котором располагается студия скульптора, снаружи выглядит, как каменное строение, хотя на самом деле в основе его – деревянный сруб. "Благодаря тому, что это бревна, здесь всегда прекрасный климат. Осенью, весной, никогда не бывает сырости", - отмечает хозяин мастерской.
Высота дома в коньке - 11 метров. "Такое пространство нужно не для того, чтобы делать грандиозные статуи, а потому что для скульптуры самое лучшее освещение – это верхний свет. Вот я себе его здесь и обеспечил. Летом не включаю свет до одиннадцати часов вечера", - рассказывает Франгулян.
Кстати, к хорошему свету скульптору пришлось долго привыкать. На заре своей творческой деятельности он 11 лет проработал в подвале.
Высота дома в коньке - 11 метров. "Такое пространство нужно не для того, чтобы делать грандиозные статуи, а потому что для скульптуры самое лучшее освещение – это верхний свет. Вот я себе его здесь и обеспечил. Летом не включаю свет до одиннадцати часов вечера", - рассказывает Франгулян.
Кстати, к хорошему свету скульптору пришлось долго привыкать. На заре своей творческой деятельности он 11 лет проработал в подвале.
Дом, в котором располагается студия скульптора, снаружи выглядит, как каменное строение, хотя на самом деле в основе его – деревянный сруб. "Благодаря тому, что это бревна, здесь всегда прекрасный климат. Осенью, весной, никогда не бывает сырости", - отмечает хозяин мастерской.
Высота дома в коньке - 11 метров. "Такое пространство нужно не для того, чтобы делать грандиозные статуи, а потому что для скульптуры самое лучшее освещение – это верхний свет. Вот я себе его здесь и обеспечил. Летом не включаю свет до одиннадцати часов вечера", - рассказывает Франгулян.
Кстати, к хорошему свету скульптору пришлось долго привыкать. На заре своей творческой деятельности он 11 лет проработал в подвале.
Высота дома в коньке - 11 метров. "Такое пространство нужно не для того, чтобы делать грандиозные статуи, а потому что для скульптуры самое лучшее освещение – это верхний свет. Вот я себе его здесь и обеспечил. Летом не включаю свет до одиннадцати часов вечера", - рассказывает Франгулян.
Кстати, к хорошему свету скульптору пришлось долго привыкать. На заре своей творческой деятельности он 11 лет проработал в подвале.
© РИА Новости
2 из 12
© РИА Новости«Посмотрите на меня в 19 лет», - показывает Франгулян свой автопортрет из мрамора.
Слева стоит скульптура «Черт». С ней Франгулян впервые попал на выставку и именно с «Черта» фамилию художника запомнили. «Теперь он сидит у меня в центре студии и является моим талисманом», - говорит Франгулян.
Всего в мастерской находится порядка 800 работ мастера.
Слева стоит скульптура «Черт». С ней Франгулян впервые попал на выставку и именно с «Черта» фамилию художника запомнили. «Теперь он сидит у меня в центре студии и является моим талисманом», - говорит Франгулян.
Всего в мастерской находится порядка 800 работ мастера.
«Посмотрите на меня в 19 лет», - показывает Франгулян свой автопортрет из мрамора.
Слева стоит скульптура «Черт». С ней Франгулян впервые попал на выставку и именно с «Черта» фамилию художника запомнили. «Теперь он сидит у меня в центре студии и является моим талисманом», - говорит Франгулян.
Всего в мастерской находится порядка 800 работ мастера.
Слева стоит скульптура «Черт». С ней Франгулян впервые попал на выставку и именно с «Черта» фамилию художника запомнили. «Теперь он сидит у меня в центре студии и является моим талисманом», - говорит Франгулян.
Всего в мастерской находится порядка 800 работ мастера.
© РИА Новости
3 из 12
© РИА Новости«Этот камин я сам выкладывал», - отмечает Франгулян. Для облицовки камина в ход пошли старинные изразцы, которые скульптор нашел в основании дома. «Они были бережно сложены в деревянный ящик, ящик истлел, а они раздавленные сохранились», - вспоминает художник.
Камин получился многофункциональный. Он не только дает тепло, в нем готовят пищу: в казане варят картошку, а на углях жарят шашлыки. «Все почти автоматизировано», - шутит Франгулян.
Камин получился многофункциональный. Он не только дает тепло, в нем готовят пищу: в казане варят картошку, а на углях жарят шашлыки. «Все почти автоматизировано», - шутит Франгулян.
«Этот камин я сам выкладывал», - отмечает Франгулян. Для облицовки камина в ход пошли старинные изразцы, которые скульптор нашел в основании дома. «Они были бережно сложены в деревянный ящик, ящик истлел, а они раздавленные сохранились», - вспоминает художник.
Камин получился многофункциональный. Он не только дает тепло, в нем готовят пищу: в казане варят картошку, а на углях жарят шашлыки. «Все почти автоматизировано», - шутит Франгулян.
Камин получился многофункциональный. Он не только дает тепло, в нем готовят пищу: в казане варят картошку, а на углях жарят шашлыки. «Все почти автоматизировано», - шутит Франгулян.
© РИА Новости
4 из 12
© РИА НовостиГимнастические кольца для скульптора, по словам Франгуляна, такой же важный инструмент, как молоток, киянка, скарпель. "Что-то тяжелое поднимаешь, потом нужно позвоночник вытянуть", - объясняет он.
Кроме того, для Франгуляна кольца – это воспоминание о детстве, которое прошло в родном Тбилиси. "Там на всех балконах висели такие кольца и все подтягивались, это была такая любимая штучка", - вспоминает художник. Поэтому даже когда не хватит сил висеть на кольцах, снаряд в студии обязательно останется, как память.
Кроме того, для Франгуляна кольца – это воспоминание о детстве, которое прошло в родном Тбилиси. "Там на всех балконах висели такие кольца и все подтягивались, это была такая любимая штучка", - вспоминает художник. Поэтому даже когда не хватит сил висеть на кольцах, снаряд в студии обязательно останется, как память.
Гимнастические кольца для скульптора, по словам Франгуляна, такой же важный инструмент, как молоток, киянка, скарпель. "Что-то тяжелое поднимаешь, потом нужно позвоночник вытянуть", - объясняет он.
Кроме того, для Франгуляна кольца – это воспоминание о детстве, которое прошло в родном Тбилиси. "Там на всех балконах висели такие кольца и все подтягивались, это была такая любимая штучка", - вспоминает художник. Поэтому даже когда не хватит сил висеть на кольцах, снаряд в студии обязательно останется, как память.
Кроме того, для Франгуляна кольца – это воспоминание о детстве, которое прошло в родном Тбилиси. "Там на всех балконах висели такие кольца и все подтягивались, это была такая любимая штучка", - вспоминает художник. Поэтому даже когда не хватит сил висеть на кольцах, снаряд в студии обязательно останется, как память.
© РИА Новости
5 из 12
© РИА НовостиНа втором этаже студии у Франгуляна находится небольшая галерея, где выставлена часть его работ. Здесь есть и «звездные» вещи, например, эскиз памятника «Данте и Вергилий», установленного в Венеции (единственный памятник, который установлен на воде) и первый эскиз надгробия для могилы Бориса Ельцина.
Но почти половину работ, которые здесь выставлены, никто и никогда не видел, утверждает скульптор. «Я не фанат выставок, это отвлекает от работы», - комментирует он. Последняя выставка Франгуляна состоялась аж в 2006 году в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Но почти половину работ, которые здесь выставлены, никто и никогда не видел, утверждает скульптор. «Я не фанат выставок, это отвлекает от работы», - комментирует он. Последняя выставка Франгуляна состоялась аж в 2006 году в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
На втором этаже студии у Франгуляна находится небольшая галерея, где выставлена часть его работ. Здесь есть и «звездные» вещи, например, эскиз памятника «Данте и Вергилий», установленного в Венеции (единственный памятник, который установлен на воде) и первый эскиз надгробия для могилы Бориса Ельцина.
Но почти половину работ, которые здесь выставлены, никто и никогда не видел, утверждает скульптор. «Я не фанат выставок, это отвлекает от работы», - комментирует он. Последняя выставка Франгуляна состоялась аж в 2006 году в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Но почти половину работ, которые здесь выставлены, никто и никогда не видел, утверждает скульптор. «Я не фанат выставок, это отвлекает от работы», - комментирует он. Последняя выставка Франгуляна состоялась аж в 2006 году в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
© РИА Новости
6 из 12
© РИА Новости«Если в музее вам по руке дадут, здесь нет, скульптуры можно потрогать», - продолжает рассказ о свое галерее Франгулян. Скульптор уверен, что его творения становятся лучше оттого, что их трогают. «Скульптура как человек, ее надо ласкать, трогать», - говорит он.
При этом от самой скульптуры тоже можно получить отдачу. «Моя помощница, например, знает, какая работа и отчего ей помогает. Они врачуют, одна помогает ей от головной боли, другая – от плохого настроения», - с улыбкой говорит скульптор.
При этом от самой скульптуры тоже можно получить отдачу. «Моя помощница, например, знает, какая работа и отчего ей помогает. Они врачуют, одна помогает ей от головной боли, другая – от плохого настроения», - с улыбкой говорит скульптор.
«Если в музее вам по руке дадут, здесь нет, скульптуры можно потрогать», - продолжает рассказ о свое галерее Франгулян. Скульптор уверен, что его творения становятся лучше оттого, что их трогают. «Скульптура как человек, ее надо ласкать, трогать», - говорит он.
При этом от самой скульптуры тоже можно получить отдачу. «Моя помощница, например, знает, какая работа и отчего ей помогает. Они врачуют, одна помогает ей от головной боли, другая – от плохого настроения», - с улыбкой говорит скульптор.
При этом от самой скульптуры тоже можно получить отдачу. «Моя помощница, например, знает, какая работа и отчего ей помогает. Они врачуют, одна помогает ей от головной боли, другая – от плохого настроения», - с улыбкой говорит скульптор.
© РИА Новости
7 из 12
© РИА НовостиВ просторном дворе возле студии Франгулян работает летом, на свежем воздухе, а иногда и зимой.
В просторном дворе возле студии Франгулян работает летом, на свежем воздухе, а иногда и зимой.
© РИА Новости
8 из 12
© РИА НовостиВ отдельном помещении находится жилая часть студии и кабинет. "Здесь можно прилечь отдохнуть, переночевать", - говорит Франгулян. А еще, как говорит художник, без того, что придумывается здесь, невозможна работа в мастерской.
В отдельном помещении находится жилая часть студии и кабинет. "Здесь можно прилечь отдохнуть, переночевать", - говорит Франгулян. А еще, как говорит художник, без того, что придумывается здесь, невозможна работа в мастерской.
© РИА Новости
9 из 12
© РИА НовостиВ своей мастерской художник иногда остается на ночлег, если приходится работать допоздна.
"Этот замечательный ковер был подарен мне моими друзьями в Тунисе, когда мы отмечали мой день рождения 12 лет назад. Уникальный, по-моему, по цвету и по живописности", - рассказывает Франгулян.
"Этот замечательный ковер был подарен мне моими друзьями в Тунисе, когда мы отмечали мой день рождения 12 лет назад. Уникальный, по-моему, по цвету и по живописности", - рассказывает Франгулян.
В своей мастерской художник иногда остается на ночлег, если приходится работать допоздна.
"Этот замечательный ковер был подарен мне моими друзьями в Тунисе, когда мы отмечали мой день рождения 12 лет назад. Уникальный, по-моему, по цвету и по живописности", - рассказывает Франгулян.
"Этот замечательный ковер был подарен мне моими друзьями в Тунисе, когда мы отмечали мой день рождения 12 лет назад. Уникальный, по-моему, по цвету и по живописности", - рассказывает Франгулян.
© РИА Новости
10 из 12
© РИА НовостиВ кабинете скульптора собрано множество предметов, которые он перевез из Тбилиси в Москву. Многие предметы мебели были куплены дедом Франгуляна, известным врачом, еще в 1913 году на собственную свадьбу.
"У меня полное ощущение, что мое детство продолжается, что мои близкие любимые люди, бабушки-дедушки, родители, все со мной. Это трюмо моей мамы, перед которым я ее помню молодой. С тол моего деда, за которым он работал", - перечисляет скульптор.
"У меня полное ощущение, что мое детство продолжается, что мои близкие любимые люди, бабушки-дедушки, родители, все со мной. Это трюмо моей мамы, перед которым я ее помню молодой. С тол моего деда, за которым он работал", - перечисляет скульптор.
В кабинете скульптора собрано множество предметов, которые он перевез из Тбилиси в Москву. Многие предметы мебели были куплены дедом Франгуляна, известным врачом, еще в 1913 году на собственную свадьбу.
"У меня полное ощущение, что мое детство продолжается, что мои близкие любимые люди, бабушки-дедушки, родители, все со мной. Это трюмо моей мамы, перед которым я ее помню молодой. С тол моего деда, за которым он работал", - перечисляет скульптор.
"У меня полное ощущение, что мое детство продолжается, что мои близкие любимые люди, бабушки-дедушки, родители, все со мной. Это трюмо моей мамы, перед которым я ее помню молодой. С тол моего деда, за которым он работал", - перечисляет скульптор.
© РИА Новости
11 из 12
© РИА НовостиЗа своим рабочим столом Франгулян любит сидеть долгими вечерами, когда все уже спят. "Я включаю лампу и рисую прямо на столе", - говорит он.
Вся поверхность стола испещрена рисунками. "Здесь их тысячи, из некоторых потом создаются скульптуры", - отмечает художник.
Вся поверхность стола испещрена рисунками. "Здесь их тысячи, из некоторых потом создаются скульптуры", - отмечает художник.
За своим рабочим столом Франгулян любит сидеть долгими вечерами, когда все уже спят. "Я включаю лампу и рисую прямо на столе", - говорит он.
Вся поверхность стола испещрена рисунками. "Здесь их тысячи, из некоторых потом создаются скульптуры", - отмечает художник.
Вся поверхность стола испещрена рисунками. "Здесь их тысячи, из некоторых потом создаются скульптуры", - отмечает художник.
© РИА Новости
12 из 12