В Москве XXI века городские власти все чаще вспоминают такое давно забытое в нашей стране явление, как доходные дома, и всерьез предлагают строить современные их аналоги, чтобы обеспечить население пусть не собственным, но хотя бы наемным доступным жильем.
Доходный дом страхового общества "Россия"
Сретенский бульвар, 6/1.
Доходный дом страхового общества "Россия" – самый первый и крупный в Москве проект по комплексному строительству престижного жилья, предназначавшегося для состоятельной публики. Говоря современным языком – доходный дом премиум-класса. Комплекс возвели в 1899-1902 годах по проекту архитекторов Н.М. Проскурина и А.И. фон Гогена. В доме было 148 огромных квартир, площадью от 200 до 400 квадратных метров, которые в советское время превратились в коммуналки.
Комплекс состоит из двух корпусов. Сквозной проезд между ними ограничен живописными коваными решетками, выполненными по проекту архитектора О.В. Дессина.
Фасады зданий оригинальны и сочетают в себе одновременно огромное количество стилей. Особенно любопытны многообразные детали: здесь можно найти прячущихся летучих мышей, саламандру, скульптуры людей и женские маски. Сохранился на здании и вензель страхового общества "Россия" – сплетенные буквы О и Р.
Корпус, который выходит на Тургеневскую площадь, венчает часовая башня с 900-килограмовым колоколом. Это второй по размеру гражданский колокол Москвы после Часового колокола Спасской башни Кремля.
К сожалению, из-за технических проблем действие механизма боя так и не было налажено. Колокол зазвонил лишь однажды в День города Москвы в 2011 году благодаря усилиям движения "Архнадзор".
Легенда гласит, что среди ярых поклонников красот дома был сам Ле Корбюзье. А в 1923 году в литературном отделе и редакции газеты "Гудок" работал Михаил Булгаков.
Комплекс доходных домов "Соляной двор"
Улица Солянка, 1.
Нечто подобное комплексу доходных домов на Сретенском бульваре появится в Москве только спустя 10 лет. "Варваринское товарищество домовладельцев" на месте старого Соляного двора в 1912-1915 годах возведет огромный комплекс шестиэтажных жилых домов. И привлечет для этого трех архитекторов - В.В. Шервуда, И.А. Германа и А.Е. Сергеева.
Комплекс доходных домов по меркам Москвы начала ХХ века получился огромным. У него есть внутренний проезд, огибающий основной прямоугольный блок с двумя внутренними дворами-колодцами. Парадные фасады двух корпусов, обращенных к Солянке высокими витринами магазинов на первых двух этажах, выполнены в стиле неоклассики. Правый корпус увенчан башней.
Однако, самое интересное в этом комплексе – устройство общих складских подвалов. Для торговых заведений первых этажей был спроектирован единый заезд-портал, чтобы не тревожить жильцов дома уличной разгрузкой товара. Такой принцип оказался для Москвы передовым и потом активно использоваться при строительстве зданий на Новом Арбате и Славянском бульваре в советское время.
Доходный дом Московского купеческого общества
Улица Покровка, 44.
Доходный дом на Покровке является признанным ценным градоформирующим объектом столицы. Московское купеческое общество построило доходный дом в 1909-1910 годах, чтобы получать доход для содержания Андреевской и Мещанской богаделен.
Строительство доверили известному русскому архитектору Владимиру Шервуду, построившему в Москве не один доходный дом.
Фасад дом на Покровке с одной стороны очень характерен для творчества Шервуда, который любил размещать узкие окна в трёхгранных эркерах, в данном случае они размещены в лестничных клетках двух парадных подъездов. Но с другой стороны доходный дом Московского купеческого общества – редкий в городе образец сочетания модерна и мотивов барочной архитектуры. Такой стилистический симбиоз был весьма популярен в те годы в Германии, но в Москве еще совсем не распространен.
Доходный дом Исакова
Улица Пречистенка, 28.
Один из интереснейших доходных домов Москвы – дом Исакова на Пречистенке. Он был выстроен в 1904-1906 годах по проекту архитектора Л.Н. Кекушева в стиле московского модерна. По окончании строительства в 1906 году дом сразу приобрел петербургский купец И.П. Исаков.
В облике здания наиболее примечательны детали богато декорированного верхнего этажа. Стена покрыта тонкой лепной сеткой и играет роль фриза, над которым красуется динамично изогнутый карниз. Кстати, на нем когда-то размещалась статуя, ныне утраченная.
По обеим сторонам слухового окна, которое само по себе является произведением искусства, сохранились две женские фигуры с факелом и книгой - символами просвещения.
Особую привлекательность фасадам придает оригинальная расстекловка окон. Рисунок остекления ни разу не повторяется и отличает этажи один от другого.
Доходный дом Филатова
Улица Остоженка, 3.
Доходный дом Филатова на Остоженке виден издалека и узнаваем по оригинальному завершению башни. На нее как будто водрузили огромную перевернутую чарку, отчего здание в народе прозвали как "дом с рюмкой". С этим связана одна интересная легенда, согласно которой купец Филатов выстроил доходный дом на средства, скопившиеся у него после того, как почтенный торговец бросил пить. Дал зарок - и "опрокинул" напоследок чарку, пусть и символически.
К сожалению, доподлинно никто не знает, было ли это так на самом деле. Но здание, которое строилось с 1907-1909 года по проекту архитектора В.Е. Дубовского, благодаря такому декоративному решению кровли стало ярким представителем модерна в московской архитектуре.
Кроме того, декор здания интересен стилизованными изображениями водорослей, ракушек, моллюсков, рыбьих голов. Дом украшен неизвестными морскими чудовищами с раскрытыми пастями, порой граничащими с абстрактными скульптурными формами.
Доходный дом Перцовой
Соймоновский проезд, 1.
Наверное, нет ни одного горожанина, который бы не знал этот дом благодаря своему узнаваемому облику. Доходный дом Перцовой выстроен в 1905-1907 по проекту архитектора Н.К. Жукова, а все детали и прорисовку фасадов делал художник С.В.Малютин. В композиции краснокирпичных фасадов живописная асимметрия расположения окон, балконов, башнеобразных возвышений кровли разнообразит монотонные членения многоквартирного дома, в оформлении теремков-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры. Особое внимание уделено проработке архитектурного декора, скульптурным формам, многоцветным майоликовым деталям и панно, занимающим значительные плоскости фасада; их густые зелёные, жёлтые, синие тона в сочетании с тёмно-красным цветом кирпичной облицовки придают зданию несколько сумрачный, фантастический облик. Декор фасадов "населен" причудливыми мифологическими существами, сказочными животными и растениями.
Денис Ромодин, краевед, автор сайта www.SovArch.ru.