МОСКВА, 26 декабря - РИА Новости. Общественное движение "Архнадзор" направило мэру Москвы Сергею Собянину открытое письмо, в котором просит ускорить включение Кругового депо Николаевской железной дороги в реестр объектов культурного наследия, а также рассмотреть варианты строительства нового железнодорожного пути, которые не предполагают разборку здания депо.
Ранее комиссия при правительстве Москвы по вопросам градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия одобрила включение выявленного объекта культурного наследия "Круговое депо Николаевской железной дороги" на Комсомольской площади, дом 3/30, строение 1, в реестр объектов культурного наследия народов РФ в качестве объекта культурного наследия регионального значения. При этом в качестве базового варианта дальнейшего использования депо комиссия приняла частичный разбор здания и прокладку через него железнодорожных путей.
"Учитывая, что в рамках историко-культурной экспертизы определен предмет охраны, включающий весь объем первоначальной круглой постройки, подобное решение не может рассматриваться как приемлемое с точки зрения законодательства об охране культурного наследия", - подчеркивается в письме.
Вместе с тем, в нем указывается на существование возможность строительства строительства нового железнодорожного пути с сохранением памятника в полном его объеме.
Общественным движением "Архнадзор" совместно со специалистами подготовлено несколько вариантов передвижки здания Кругового депо (строительные технологии, в настоящее время применяемые в мире, позволяют осуществить подобную операцию) и несколько вариантов изменения трассы нового главного пути в районе горловины станции "Москва" Октябрьской железной дороги, поясняется в письме.
"Необходимо отказаться от любых планов, предполагающих частичное или полное разрушение памятника, и найти решение, позволяющее обеспечить развитие пригородного пассажирского сообщения без ущерба для культурного наследия", - подчеркивает движение.
В связи с этим "Архнадзор" просит мэра Москвы оказать содействие в организации под эгидой правительства Москвы всестороннего экспертного обсуждения вариантов строительства нового железнодорожного пути вблизи Кругового депо, предусматривающих его сохранение в полном объёме.
Участие в данном обсуждении не только представителей ОАО "РЖД", но и независимых специалистов в области проектирования объектов железнодорожного транспорта, архитекторов и специалистов в области охраны культурного наследия создаст возможность для выработки взаимоприемлемого решения, считают градозащитники.
Ранее департамент культурного наследия Москвы в связи с допущенными нарушениями выдал собственнику депо ОАО "РЖД" и подрядчику ООО "Эпоха Возрождения" предписание о приостановлении проведение работ по демонтажу перегородок и отдельных стен здания Кругового депо, которые не были предусмотрены выданным 16 ноября 2012 года разрешением на производство первоочередных противоаварийных работ. По имеющейся у департамента информации, 24 декабря собственник объекта выдал своему подрядчику предписание о запрете всех проводимых работ. Мосгорнаследие также отмечало, что проект реставрации и приспособления под современное использование здания Кругового депо, поданный собственником на рассмотрение в Мосгорнаследие, в настоящее время отправлен на доработку.
В свою очередь РЖД сообщило агентству "Прайм", что работы проводились с разрешения уполномоченных ведомств города Москвы, и их основным условием являлась сохранность исторических конструкций. По данным РЖД, во время ремонта кровли была незначительно повреждена кладка советской постройки, не являющаяся объектом культурного наследия. Собеседник агентства добавил, что в настоящее время все работы приостановлены до окончательного утверждения проекта по реконструкции.
Круговое депо Николаевской железной дороги в Москве было построено в середине XIX века по проекту архитектора Константина Тона и сейчас является одним из старейших в России локомотивных депо. Архитектурное решение Тона было принято образцом не только в России, но и за рубежом - впоследствии депо по подобным проектам строились в Европе и США. РЖД намеревалось снести это депо в связи с реализацией инвестиционного проекта строительства четвертого главного пути на участке Москва-Крюково, однако градозащитникам в 2011 году удалось добиться, чтобы здание получило статус выявленного объекта культурного наследия.