Семь высотных зданий Москвы, ставших визитной карточкой столицы наравне с Кремлем и Храмом Василия Блаженного, были построены в
конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века. Задуманные как часть грандиозного архитектурного ансамбля, центром которого должен был стать Дворец Советов, они на долгие годы заняли почетное место градостроительных доминант новой столицы и показали всему миру, что в СССР умеют строить небоскребы не хуже, чем в Америке, да еще и в своем неповторимом стиле.
В основе всех высоток были заложены идеи средневековой готики и русского зодчества. В результате они получились очень схожими друг с другом: для всех была выбрана многоярусная конструкция с центральной башней в ядре композиции и непременно шпиль со звездой. Даже высота зданий не слишком различается: от 26 до 34 этажей. Но, несмотря на очевидные сходства, каждая высотка по-своему уникальна, и внешне они разительно отличаются друг от друга.
Мы предлагаем вам еще раз полюбоваться на легендарные сталинские небоскребы и научиться различать их с первого взгляда.
Готика со шпилем
Одна из самых примечательных сталинских высоток – здание Министерства иностранных дел на Смоленско-Сенной площади. Архитектурный облик дома восходит к английской перпендикулярной готике XV века. Высотку МИДа отличается от других в первую очередь четко выделенными вертикальными членениями фасада - жесткими ребрами, которые подчеркивают высоту здания и его устремленность вверх. При этом у зданий плоские завершения ярусов – нет ни крупных башенок, ни вазонов.
Еще одна исключительная особенность высотки дипломатов – на шпиле здания нет звезды, при том, что все остальные сталинские небоскребы заканчиваются советскими звездами. Кроме того, шпиль МИДа по цвету заметно отличается от колера основного здания. Дело в том, что шпиль не был предусмотрен проектом изначально. Его пришлось пристроить позже, после того, как сам Иосиф Сталин, увидев на Садовом кольце новую высотку без шпиля, лично распорядился этот самый шпиль на башне соорудить. Но строение не было рассчитано на дополнительные надстройки сверху, поэтому шпиль пришлось сделать металлическим: ничего более тяжелого конструкция просто не выдержала бы. С тех пор шпиль красят в тон фасада, облицованного светлой керамической плиткой, но точный оттенок подобрать, так и не удается.
Наконец, здание МИДа выделяется еще и большим гербом в среднем ярусе.
Сверим часы
Примечательный силуэт имеет высотка главного корпуса МГУ имени М.В. Ломоносова. У здания очень широкое основание с четырьмя башенками по углам, украшенными крупными вазонами, с большими циферблатами часов и барометрами.
Вход в главный корпус МГУ украшают бронзовые скульптуры юношей и девушек с книгами в руках, а на ризалите здания (часть, выступающая за основную линию фасада), почти на 100-метровой высоте, установлены четыре скульптуры – два рабочих и две колхозницы, высотой от 7,6 до 9 метров каждая.
Центральная высотная башня здания заметно отделена от общего объема. Четко видная трехчастная композиция всего сооружения. Особенно выделяется красная отделка фриза здания, которая проводит четкую горизонтальную линию и тем самым делает высотку очень узнаваемой.
Первая высотка
Жилой дом на Котельнической набережной был достроен первым из семи высотных зданий. Архитектор Дмитрий Чечулин, будучи на тот момент главным архитектором Москвы, использовал в качестве "задела" здание, которое построил еще до войны. По сути, будущая высотка была готова почти на треть. Существующее здание, выходящее фасадом на набережную, стало правым крылом небоскреба.
Теперь характерной особенность высотки являются два крыла, которые расходятся от центральной башни под тупым углом. В плане получается трехлучевая композиция.
У высотки в центре выделяется достаточно высокий первый ярус. На среднем видны башенки, в которых размещаются двухъярусные квартиры. Кстати, идти от этих башенок к лифтовому холлу приходится прямо по крыше.
Отличить от сестер-двойняшек высотку можно разве что по двум длинным крыльям жилых домов, которые уходят далеко за центральную башню параллельно друг другу и Кутузовскому проспекту, отчего в плане здание образует букву "П". Оба крыла венчаны декоративными башенками, которые отмечают несколько осей, дабы расчленить огромные жилые корпуса на своеобразные секции.
Монументальный дом
Жилой дом на Кудринской площади легко узнать по характерным боковым секциям. Если у остальных высоток центральная башня выгодно выделяется на фоне широко-распластанных "крыльев" нижнего яруса, то у небоскреба на Кудринской высоту главной башни "съели" боковые корпуса. По своей высоте они стремятся достичь центрального объема, поэтому в цело здание выглядит грузным, без четко выраженного центра, которого не спасает даже длинный шпиль.
Исключительной особенностью высотки являются скульптуры, которые установлены на стилобате здания. Однако увидеть их можно только лишь подойдя к зданию поближе, нижняя часть небоскреба скрыта окружающими постройками.
В русском стиле
Сталинская высотка на площади Красных ворот стоит на самой высокой точке Садового кольца и хорошо видна с разных ракурсов. Этот небоскреб можно назвать самым "русским" из всех. В его отделке использованы характерные элементы из русской архитектуры XVII века: беседки и пирамидки на крыше здания.
Высотку легко опознать по сильно раскрепованным карнизам. Несколько ярусов карнизов, которые выглядят гофрированными, встречаются только на здании у Красных ворот.
При этом у него, как и на здании МИДа, есть четко выделенные вертикальные ребра. Такая вертикально-горизонтальная перебивка делает фасад узнаваемым.
Барокко на высоте
Здание гостиницы "Ленинградская" в своем архитектурном облике имеет много перекличек с нарышкинским барокко. Седьмая в списке высотка хорошо различима среди других. В первую очередь, здание выделяется по цвету. Членения между вертикальными ребрами башни, которые отделаны светлой плиткой, заполнены попеременно красными керамическими вставками. Благодаря такому сочетанию вертикальные линии подчеркнуты, а само здание имеет яркое решение фасада. Красным цветом также выделены фризы на нижнем ярусе здания.
Также от других высоток "Ленинградскую" отличает расположение входа. Если в других случаях он обычно находится на "красной линии" улицы или здания, то здесь вход зажат между выступающими вперед корпусами здания. Крылья гостиницы протянулись вперед, благодаря чему высотная башня находится прямо в центре композиции. Кроме того над входом выполнен разорванный фронтон – элемент из исконно-русской архитектуры.
В остальном, здание гостиницы не перегружено архитектурными декоративными деталями, чем тоже отличается от многих других небоскребов.
Заведующая сектором Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Диана Кейпен-Вардиц.