МОСКВА, 31 октября - РИА Новости, Александр Лексаков. Суеверия способны расстроить практически любую выгодную коммерческую сделку, не является исключением и рынок столичной недвижимости, где правят бал свои фобии, которые неминуемо активизируются в преддверии Хеллоуина. Риелторы уверяют, что зачастую клиенты выбирают жилье, руководствуясь не объективными критериями, вроде расположения, состояния и цены квартиры, а фазой Луны или вещими снами. Особенно часто эти причуды встречаются у покупателей элитного жилья и квартир бизнес-класса, впрочем, солидная скидка обычно способна переубедить даже очень суеверного покупателя, уверены эксперты.
Магия чисел
Тремя китами клиентских предубеждений являются нумерология, астрология и фен-шуй, считает управляющий директор агентства эксклюзивной недвижимости "Усадьба" Наталья Кац.
Наиболее распространенное суеверие в области нумерологии - страх покупателей жилья перед числом 13 в номере квартиры, поскольку пресловутая "чертова дюжина" может принести в будущем несчастье владельцу, отмечает она.
"Многие потенциальные покупатели испытывают предубеждение к цифре 13. В нашей практике был случай, когда клиент уже хотел заключить сделку, но теща, узнавшая, что квартира имеет номер 13, оказалась категорически против", – рассказывает Кац.
Квартиры под номером 13 действительно вызывают негативные эмоции, а вот 13-й этаж редко отталкивает покупателей – этажность не является для наших соотечественников негативным фактором, добавляет руководитель отдела городских продаж департамента элитной недвижимости Knight Frank Ольга Тараканова.
В свою очередь директор департамента элитной недвижимости Penny Lane Realty Александр Зиминский отмечает, что в его практике неоднократно переносились сделки, которые изначально планировались на тринадцатые числа, попадающие на пятницу.
Впрочем, масштабы "числовой" паники в России гораздо ниже, чем в Европе или США, где многие дома и гостиницы вообще не имеют тринадцатого этажа и тринадцатого номера квартиры. А вот в России боязнь "чертовой дюжины" может причинить беспокойство лишь застройщикам и продавцам дорогого жилья.
"Примером девелоперской предусмотрительности может послужить клубный дом по адресу: улица Новолесная, дом 4, где с квартирой номер 12 соседствует квартира под номером 14", – рассказывает директор департамента продаж жилой недвижимости компании Blackwood Оксана Дивеева.
Также впечатлительных покупателей отталкивает еще одно зловещее сочетание цифр – библейское число зверя 666. Случается, что люди отказываются от квартиры номер 66 в доме номер 6, добавляет Кац.
А одна американская семья, которая искала себе жилье в Москве, отказалась от квартиры номер 88 в доме 14. Впрочем, в этом случае причиной стали не суеверия, а фашистская символика, с которой у многих американцев и европейцев прочно ассоциируются эти числа, вспоминает управляющий директор "Усадьбы".
Волшебный компас
Немало хлопот риелторам доставляют и поклонники даосской практики фэн-шуй, которые считают, что в жизни им будет сопутствовать удача, только если через новую квартиру проходят благоприятные потоки энергии ци.
Очень многие покупатели приходят на просмотр квартиры с фэн-шуй-компасом, говорит начальник отдела офиса "Добрынинское" компании "Инком-Недвижимость" Анна Шушкова.
Она вспоминает про одну постоянную клиентку, с которой компания продавала и покупала не одну квартиру, но каждый раз поиски подходящего варианта были очень долгими и сложными, так как нужно было найти объект с определенным энергетическим фоном, устраивающим покупательницу.
"И вот однажды звонит она и говорит: "Я порекомендовала вас одной своей приятельнице, помогите ей, пожалуйста, но сразу хочу предупредить, что у неё целых два компаса!", – рассказывает Шушкова.
Такие клиенты, пройдя по квартире с компасом, могут отказаться от покупки, если окна или двери ориентированы "не туда", а еще быстрее сделка сорвется, если они узнают, что хозяева недвижимости разорились, развелись, умерли от болезни – по их убеждению, это "плохая недвижимость", отмечает Кац.
В то же время, по словам Шушковой, по одному из направлений фэн-шуя считается, что очень благоприятно селиться на месте сгоревшего дома, потому что почва там будет плодородной, а значит и жизнь комфортной и обеспеченной.
"Сторонники этой теории обычно с радостью приобретают квартиры после пожара, в то время как основная масса покупателей не желает связываться с такими проблемными объектами", – поясняет эксперт.
Помимо компаса, клиенты активно пользуются и другими "инструментами" для определения энергетических потоков – например, приходят на просмотр со специальной рамкой или запускают в дом кошку, которая должна показать самое благоприятное место, добавляет директор агентства недвижимости "Усадьба".
Луна сказала "нет"
Другие клиенты уделяют внимание прогнозам персональных астрологов, связанным с недвижимостью, где астрологической экспертизе обычно подвергается дата сделки и судьба хозяев, рассказывает Кац.
"Однажды мы готовили сделку для клиента, который в самый последний момент попросил тайм-аут, аргументируя это неблагоприятным временем по лунному календарю", – вспоминает в свою очередь Зиминский.
В итоге, по словам риелтора, сделка не состоялась вовсе, так как за это время собственник заключил договор с другим, менее суеверным покупателем.
Иногда, жалуются собеседники агентства, покупатели отказываются от сделки, руководствуясь совсем уж туманными соображениями.
"У нас встречалось и такое, что клиенты не приезжали на просмотр, если на полпути им перебегала дорогу черная кошка, перед ними падала сосулька, они видели "вещие" сны или получали любые другие важные сигналы", – сетует Кац.
Тараканова указывает, что есть категория покупателей, которые могут отказаться от квартиры, если в ней произошло что-то нехорошее. Так, по ее словам, их заставляет сомневаться факт пожара в квартире или смерти.
"В некоторых случаях клиенты у хозяев спрашивают о причине продажи "такой хорошей квартиры", а хозяева могут ответить, что у них, допустим, сложная ситуация в жизни (развод, банкротство), это тоже может повлиять на настроение покупателя", – говорит она.
Шушкова отмечает, что некоторые покупатели просят подобрать им жилье, владельцы которого переезжают в более просторные апартаменты, чем у них были. Многие клиенты, по ее словам, считают, что тогда и они сами не задержатся в новой квартире надолго и вскоре купят еще более комфортное жилье.
И точно так же, отмечает она, встречаются люди, которые категорически отказываются даже просматривать объекты, когда узнают, что хозяева переезжают, например, из трехкомнатной квартиры в двухкомнатную квартиру.
Впрочем, продавцы столичной недвижимости уверены, что даже самого суеверного покупателя можно переубедить.
"Никакое суеверие не влияет на принятие решения так сильно, как месторасположение, технические и видовые характеристики квартиры", – утверждает Зиминский.
А особенно сильным воздействием, добавляет риелтор, обладает такое понятие как скидка.
Таким образом, суеверия действительно способны сорвать сделку, особенно, если речь идет о дорогой квартире. Впрочем, дисконты и скидки действуют на страхи суеверных покупателей как святая вода на нечисть, а к скидкам продавцам элитной недвижимости не привыкать.
11:57 31.10.2012
(обновлено: 11:26 29.02.2020)
Суеверия на рынке жилья: как звезды, цифры и фен-шуй срывают удачные сделки
Читать в
Суеверия способны расстроить практически любую выгодную коммерческую сделку, не является исключением и рынок столичной недвижимости, где правят бал свои фобии, которые неминуемо активизируются в преддверии Хеллоуина.