© flickr.com/ Allie_Caulfield'sМосква кажется очень далекой от таинственного европейского средневековья, не правда ли? Но на самом деле, готика - период в развитии средневекового искусства XII-XVI веков – не обошла своим влиянием и российскую столицу. Она нашла отражение в целом ряде зданий, которыми москвичи и гости столицы могут любоваться и по сей день.
При создании российских шедевров готической архитектуры архитекторы вдохновлялись шедеврами европейскими, среди которых самыми выдающимися, наверное, можно назвать готические соборы. Один из наиболее известных готических соборов - Шартрский собор во Франции, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Величественность готическим соборам придают их внушительные размеры и высота. При этом все детали храма подобраны так, чтобы казалось, что здание «тянется» в небо. Причем готика охватывает, кроме архитектуры, также и скульптуру, живопись, так что готические соборы богато украшены скульптурами, резьбой и красочными витражами.
При создании российских шедевров готической архитектуры архитекторы вдохновлялись шедеврами европейскими, среди которых самыми выдающимися, наверное, можно назвать готические соборы. Один из наиболее известных готических соборов - Шартрский собор во Франции, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Величественность готическим соборам придают их внушительные размеры и высота. При этом все детали храма подобраны так, чтобы казалось, что здание «тянется» в небо. Причем готика охватывает, кроме архитектуры, также и скульптуру, живопись, так что готические соборы богато украшены скульптурами, резьбой и красочными витражами.
Москва кажется очень далекой от таинственного европейского средневековья, не правда ли? Но на самом деле, готика - период в развитии средневекового искусства XII-XVI веков – не обошла своим влиянием и российскую столицу. Она нашла отражение в целом ряде зданий, которыми москвичи и гости столицы могут любоваться и по сей день.
При создании российских шедевров готической архитектуры архитекторы вдохновлялись шедеврами европейскими, среди которых самыми выдающимися, наверное, можно назвать готические соборы. Один из наиболее известных готических соборов - Шартрский собор во Франции, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Величественность готическим соборам придают их внушительные размеры и высота. При этом все детали храма подобраны так, чтобы казалось, что здание «тянется» в небо. Причем готика охватывает, кроме архитектуры, также и скульптуру, живопись, так что готические соборы богато украшены скульптурами, резьбой и красочными витражами.
При создании российских шедевров готической архитектуры архитекторы вдохновлялись шедеврами европейскими, среди которых самыми выдающимися, наверное, можно назвать готические соборы. Один из наиболее известных готических соборов - Шартрский собор во Франции, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Величественность готическим соборам придают их внушительные размеры и высота. При этом все детали храма подобраны так, чтобы казалось, что здание «тянется» в небо. Причем готика охватывает, кроме архитектуры, также и скульптуру, живопись, так что готические соборы богато украшены скульптурами, резьбой и красочными витражами.
© flickr.com/ Allie_Caulfield's
1 из 9
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкПожалуй, первое здание, которое приходит на ум при упоминании готической архитектуры в Москве, это Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице, 27/13. Крупнейший католический собор России в прошлом году отметил свой вековой юбилей.
Проект храма разработал известный московский архитектор, поляк по происхождению, Томаш (Фома) Иосифович Богданович Дворжецкий, который при его создании вдохновлялся двумя известнейшими произведениями готической архитектуры - соборами в Милане и в Вестминстерском аббатстве. Готический стиль угадывается в архитектуре этого здания с первого взгляда – его грандиозные размеры, стремление ввысь, богатое убранство, множество больших и маленьких башенок, высокие шпили, окна в форме стрельчатой арки, витражи, окно-роза (большое круглое ажурное окно) над главным входом.
Здание построено по всем правилам готического собора – главный неф (вытянутое помещение храма) пересекается с боковым нефом так, что если смотреть на здание сверху, оно имеет форму креста. На шпиле центральной башенки собора установлен крест, а на шпилях боковых башенок — гербы папы римского Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича.
Над порталом (главным входом) храма четыре буквы – VMIC, то есть Virgo Maria Immaculate Conception, что в переводе значит Дева Мария непорочно зачатая.
Проект храма разработал известный московский архитектор, поляк по происхождению, Томаш (Фома) Иосифович Богданович Дворжецкий, который при его создании вдохновлялся двумя известнейшими произведениями готической архитектуры - соборами в Милане и в Вестминстерском аббатстве. Готический стиль угадывается в архитектуре этого здания с первого взгляда – его грандиозные размеры, стремление ввысь, богатое убранство, множество больших и маленьких башенок, высокие шпили, окна в форме стрельчатой арки, витражи, окно-роза (большое круглое ажурное окно) над главным входом.
Здание построено по всем правилам готического собора – главный неф (вытянутое помещение храма) пересекается с боковым нефом так, что если смотреть на здание сверху, оно имеет форму креста. На шпиле центральной башенки собора установлен крест, а на шпилях боковых башенок — гербы папы римского Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича.
Над порталом (главным входом) храма четыре буквы – VMIC, то есть Virgo Maria Immaculate Conception, что в переводе значит Дева Мария непорочно зачатая.
Пожалуй, первое здание, которое приходит на ум при упоминании готической архитектуры в Москве, это Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице, 27/13. Крупнейший католический собор России в прошлом году отметил свой вековой юбилей.
Проект храма разработал известный московский архитектор, поляк по происхождению, Томаш (Фома) Иосифович Богданович Дворжецкий, который при его создании вдохновлялся двумя известнейшими произведениями готической архитектуры - соборами в Милане и в Вестминстерском аббатстве. Готический стиль угадывается в архитектуре этого здания с первого взгляда – его грандиозные размеры, стремление ввысь, богатое убранство, множество больших и маленьких башенок, высокие шпили, окна в форме стрельчатой арки, витражи, окно-роза (большое круглое ажурное окно) над главным входом.
Здание построено по всем правилам готического собора – главный неф (вытянутое помещение храма) пересекается с боковым нефом так, что если смотреть на здание сверху, оно имеет форму креста. На шпиле центральной башенки собора установлен крест, а на шпилях боковых башенок — гербы папы римского Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича.
Над порталом (главным входом) храма четыре буквы – VMIC, то есть Virgo Maria Immaculate Conception, что в переводе значит Дева Мария непорочно зачатая.
Проект храма разработал известный московский архитектор, поляк по происхождению, Томаш (Фома) Иосифович Богданович Дворжецкий, который при его создании вдохновлялся двумя известнейшими произведениями готической архитектуры - соборами в Милане и в Вестминстерском аббатстве. Готический стиль угадывается в архитектуре этого здания с первого взгляда – его грандиозные размеры, стремление ввысь, богатое убранство, множество больших и маленьких башенок, высокие шпили, окна в форме стрельчатой арки, витражи, окно-роза (большое круглое ажурное окно) над главным входом.
Здание построено по всем правилам готического собора – главный неф (вытянутое помещение храма) пересекается с боковым нефом так, что если смотреть на здание сверху, оно имеет форму креста. На шпиле центральной башенки собора установлен крест, а на шпилях боковых башенок — гербы папы римского Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича.
Над порталом (главным входом) храма четыре буквы – VMIC, то есть Virgo Maria Immaculate Conception, что в переводе значит Дева Мария непорочно зачатая.
2 из 9
© РИА Новости / Юрий Артамонов | Перейти в медиабанкЕдинственная англиканская церковь в Москве - церковь Святого Андрея (Вознесенский переулок, 8) – была построена в конце XIX века по проекту английского архитектора Ричарда Нила Фримана.
Стиль храма – викторианская готика, сочетающая характерный для британской архитектуры второй половины XIX века викторианский стиль с элементами готики.
Однонефная базилика (прямоугольное строение, состоящее из нечетного числа различных по высоте нефов) построена из красного кирпича. К ней примыкает башня в традиционном готическом стиле со стрельчатыми окнами, ступенчатыми контрфорсами (столб у стены здания, усиливающий основную несущую конструкцию) и четырьмя башенками на крыше.
Поскольку в XIX веке в британской общине в Москве преобладали шотландцы, церковь получила имя апостола Андрея - покровителя Шотландии. Не зря две фигурки ангелов на входе в церковь держат в руках один из символов этой страны - цветок чертополоха. Когда-то стрельчатые окна церкви украшали витражи, но они были утрачены вместе с органом, алтарем и старинными скамьями.
Стиль храма – викторианская готика, сочетающая характерный для британской архитектуры второй половины XIX века викторианский стиль с элементами готики.
Однонефная базилика (прямоугольное строение, состоящее из нечетного числа различных по высоте нефов) построена из красного кирпича. К ней примыкает башня в традиционном готическом стиле со стрельчатыми окнами, ступенчатыми контрфорсами (столб у стены здания, усиливающий основную несущую конструкцию) и четырьмя башенками на крыше.
Поскольку в XIX веке в британской общине в Москве преобладали шотландцы, церковь получила имя апостола Андрея - покровителя Шотландии. Не зря две фигурки ангелов на входе в церковь держат в руках один из символов этой страны - цветок чертополоха. Когда-то стрельчатые окна церкви украшали витражи, но они были утрачены вместе с органом, алтарем и старинными скамьями.
Единственная англиканская церковь в Москве - церковь Святого Андрея (Вознесенский переулок, 8) – была построена в конце XIX века по проекту английского архитектора Ричарда Нила Фримана.
Стиль храма – викторианская готика, сочетающая характерный для британской архитектуры второй половины XIX века викторианский стиль с элементами готики.
Однонефная базилика (прямоугольное строение, состоящее из нечетного числа различных по высоте нефов) построена из красного кирпича. К ней примыкает башня в традиционном готическом стиле со стрельчатыми окнами, ступенчатыми контрфорсами (столб у стены здания, усиливающий основную несущую конструкцию) и четырьмя башенками на крыше.
Поскольку в XIX веке в британской общине в Москве преобладали шотландцы, церковь получила имя апостола Андрея - покровителя Шотландии. Не зря две фигурки ангелов на входе в церковь держат в руках один из символов этой страны - цветок чертополоха. Когда-то стрельчатые окна церкви украшали витражи, но они были утрачены вместе с органом, алтарем и старинными скамьями.
Стиль храма – викторианская готика, сочетающая характерный для британской архитектуры второй половины XIX века викторианский стиль с элементами готики.
Однонефная базилика (прямоугольное строение, состоящее из нечетного числа различных по высоте нефов) построена из красного кирпича. К ней примыкает башня в традиционном готическом стиле со стрельчатыми окнами, ступенчатыми контрфорсами (столб у стены здания, усиливающий основную несущую конструкцию) и четырьмя башенками на крыше.
Поскольку в XIX веке в британской общине в Москве преобладали шотландцы, церковь получила имя апостола Андрея - покровителя Шотландии. Не зря две фигурки ангелов на входе в церковь держат в руках один из символов этой страны - цветок чертополоха. Когда-то стрельчатые окна церкви украшали витражи, но они были утрачены вместе с органом, алтарем и старинными скамьями.
3 из 9
© Московские НовостиСтроительство Дома Московского политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке, 4, началось в 1905 году. Как говорил сам автор проекта архитектор Александр Кузнецов, в здании воплощены архитектурные мотивы Англии – «страны, давшей нам первую паровую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок».
Здание разделено на две части - нижние этажи предназначались под конторы, залы заседаний, библиотеку и столовую, а на верхних трех этажах размещались квартиры, сдававшиеся в аренду.
Фасад здания также разделен – внизу массивный гранитный руст (стены дома облицованы материалом, имитирующим грубый необработанный натуральный камень), а верхняя часть строения устремляется ввысь за счет изящных вытянутых окон, а также эркеров, которые завершаются наверху башенками и аттиками.
Здание разделено на две части - нижние этажи предназначались под конторы, залы заседаний, библиотеку и столовую, а на верхних трех этажах размещались квартиры, сдававшиеся в аренду.
Фасад здания также разделен – внизу массивный гранитный руст (стены дома облицованы материалом, имитирующим грубый необработанный натуральный камень), а верхняя часть строения устремляется ввысь за счет изящных вытянутых окон, а также эркеров, которые завершаются наверху башенками и аттиками.
Строительство Дома Московского политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке, 4, началось в 1905 году. Как говорил сам автор проекта архитектор Александр Кузнецов, в здании воплощены архитектурные мотивы Англии – «страны, давшей нам первую паровую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок».
Здание разделено на две части - нижние этажи предназначались под конторы, залы заседаний, библиотеку и столовую, а на верхних трех этажах размещались квартиры, сдававшиеся в аренду.
Фасад здания также разделен – внизу массивный гранитный руст (стены дома облицованы материалом, имитирующим грубый необработанный натуральный камень), а верхняя часть строения устремляется ввысь за счет изящных вытянутых окон, а также эркеров, которые завершаются наверху башенками и аттиками.
Здание разделено на две части - нижние этажи предназначались под конторы, залы заседаний, библиотеку и столовую, а на верхних трех этажах размещались квартиры, сдававшиеся в аренду.
Фасад здания также разделен – внизу массивный гранитный руст (стены дома облицованы материалом, имитирующим грубый необработанный натуральный камень), а верхняя часть строения устремляется ввысь за счет изящных вытянутых окон, а также эркеров, которые завершаются наверху башенками и аттиками.
© Московские Новости
4 из 9
© Московские НовостиАптека Феррейна на Никольской улице, 21, пожалуй, самая знаменитая аптека в Москве. Знакомый москвичам вид аптека приобрела после перестройки в конце XIX века. По одним данным, проект принадлежал архитектору А. Э. Эрихсону, по другим - И. И. Шапошникову.
При этом готические черты имеет фасад здания, который выходит на двор, но некоторые элементы уже утрачены - «рыцарский замок» из красного кирпича, с зубцами, башенками, стрельчатыми окнами, потерял установленные на большой башне, которая возвышается над всем зданием, часы и шатер.
При этом готические черты имеет фасад здания, который выходит на двор, но некоторые элементы уже утрачены - «рыцарский замок» из красного кирпича, с зубцами, башенками, стрельчатыми окнами, потерял установленные на большой башне, которая возвышается над всем зданием, часы и шатер.
Аптека Феррейна на Никольской улице, 21, пожалуй, самая знаменитая аптека в Москве. Знакомый москвичам вид аптека приобрела после перестройки в конце XIX века. По одним данным, проект принадлежал архитектору А. Э. Эрихсону, по другим - И. И. Шапошникову.
При этом готические черты имеет фасад здания, который выходит на двор, но некоторые элементы уже утрачены - «рыцарский замок» из красного кирпича, с зубцами, башенками, стрельчатыми окнами, потерял установленные на большой башне, которая возвышается над всем зданием, часы и шатер.
При этом готические черты имеет фасад здания, который выходит на двор, но некоторые элементы уже утрачены - «рыцарский замок» из красного кирпича, с зубцами, башенками, стрельчатыми окнами, потерял установленные на большой башне, которая возвышается над всем зданием, часы и шатер.
© Московские Новости
5 из 9
© РИА Новости / Ксения СидороваНекоторые элементы готики можно увидеть и в доходном доме П.И. Заварского в Потаповском переулке, 12. Здание было построено в 1912-1913 годах по проекту архитектора И.Г. Кондратенко совместно с С.А. Дорошенко. Эркеры с узкими окнами, заканчивающиеся наверху башнями, делают здание менее тяжеловесным.
Некоторые элементы готики можно увидеть и в доходном доме П.И. Заварского в Потаповском переулке, 12. Здание было построено в 1912-1913 годах по проекту архитектора И.Г. Кондратенко совместно с С.А. Дорошенко. Эркеры с узкими окнами, заканчивающиеся наверху башнями, делают здание менее тяжеловесным.
6 из 9
© РИА Новости / Ксения СидороваЗнаменитое здание ЦУМа в Москве тоже имеет некоторые детали готического стиля архитектуры. Два шотландских коммерсанта Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр купли здание на месте нынешнего ЦУМа на Театральной площади в конце XIX века и открыли там универсальный магазин. Однако в 1900 году магазин сгорел. Проект нового семиэтажного здания разработал архитектор Роман Клейн. Он соединил стиль готики с элементами модерна. Крышу здания украшают башенки, а со стороны Петровки на углу магазина находится массивная «башня» в несколько окон. Легкие металлические переплеты рам в окнах здания напоминают ажурные окна готических соборов.
Знаменитое здание ЦУМа в Москве тоже имеет некоторые детали готического стиля архитектуры. Два шотландских коммерсанта Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр купли здание на месте нынешнего ЦУМа на Театральной площади в конце XIX века и открыли там универсальный магазин. Однако в 1900 году магазин сгорел. Проект нового семиэтажного здания разработал архитектор Роман Клейн. Он соединил стиль готики с элементами модерна. Крышу здания украшают башенки, а со стороны Петровки на углу магазина находится массивная «башня» в несколько окон. Легкие металлические переплеты рам в окнах здания напоминают ажурные окна готических соборов.
7 из 9
© РИА Новости / Ксения СидороваГотическая архитектура нашла отражение и в здании бывшей Синодальной типографии (Никольская улица, 15). Московская Синодальная типография была основана в 1721 году после передачи печатного двора в ведение Синода, осуществляла контроль за выпуском и реализацией книг и других изданий, преимущественно церковных. С 1930 года здесь располагается Историко-архивный институт, ныне Российский государственный гуманитарный университет.
Первоначально здесь располагался Печатный двор. Здание для него было построено в стиле готики с использованием элементов других стилей, однако после пожара 1812 года здание пришлось разобрать и на его месте по проекту И.Л.Мироновского был построен новый дом, сохранивший облик старого строения. Здание богато украшено барельефами, резьбой. На крыше возвышаются острые шпили. По утверждениям историков, барельефные изображения льва и единорога являются символом Государева Печатного двора, взятым с печатей Ивана Грозного.
Первоначально здесь располагался Печатный двор. Здание для него было построено в стиле готики с использованием элементов других стилей, однако после пожара 1812 года здание пришлось разобрать и на его месте по проекту И.Л.Мироновского был построен новый дом, сохранивший облик старого строения. Здание богато украшено барельефами, резьбой. На крыше возвышаются острые шпили. По утверждениям историков, барельефные изображения льва и единорога являются символом Государева Печатного двора, взятым с печатей Ивана Грозного.
Готическая архитектура нашла отражение и в здании бывшей Синодальной типографии (Никольская улица, 15). Московская Синодальная типография была основана в 1721 году после передачи печатного двора в ведение Синода, осуществляла контроль за выпуском и реализацией книг и других изданий, преимущественно церковных. С 1930 года здесь располагается Историко-архивный институт, ныне Российский государственный гуманитарный университет.
Первоначально здесь располагался Печатный двор. Здание для него было построено в стиле готики с использованием элементов других стилей, однако после пожара 1812 года здание пришлось разобрать и на его месте по проекту И.Л.Мироновского был построен новый дом, сохранивший облик старого строения. Здание богато украшено барельефами, резьбой. На крыше возвышаются острые шпили. По утверждениям историков, барельефные изображения льва и единорога являются символом Государева Печатного двора, взятым с печатей Ивана Грозного.
Первоначально здесь располагался Печатный двор. Здание для него было построено в стиле готики с использованием элементов других стилей, однако после пожара 1812 года здание пришлось разобрать и на его месте по проекту И.Л.Мироновского был построен новый дом, сохранивший облик старого строения. Здание богато украшено барельефами, резьбой. На крыше возвышаются острые шпили. По утверждениям историков, барельефные изображения льва и единорога являются символом Государева Печатного двора, взятым с печатей Ивана Грозного.
8 из 9
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкДом номер 35 по Старому Арбату, известный как Дом актера имени А.А. Яблочкиной, называют также «домом с рыцарями». Благодаря массивным башням, здание напоминает замок, а разные по высоте секции здания и узкие окна зрительно вытягивают его. Одна из угловых башен здания украшена скульптурами рыцарей, в латах, шлеме, с мечом в руках. Скульптура играет важную роль в готической архитектуре, сочетаясь с другими элементами здания и воспринимаясь с ними как единое целое.
Дом был построен по заказу Анны Тимофеевной Филатовой в 1913 году по проекту архитектора Валентина Евгеньевича Дубовского в неоготическом стиле. Он задумывался как многофункциональный комплекс, включавший в себя частную женскую гимназию, пансион для гимназисток и доходный дом с квартирами для состоятельной публики. В 1970-ых в доме разместились различные учреждения Министерства культуры СССР, а первый этаж занял магазин Ювелирторга "Самоцветы", витрины которого украсили витражами, удачно перекликавшимися с архитектурой всего здания. В 1992 году новым хозяином "Дома с рыцарями" стал Дом актера, который по-прежнему размещается в его стенах.
Дом был построен по заказу Анны Тимофеевной Филатовой в 1913 году по проекту архитектора Валентина Евгеньевича Дубовского в неоготическом стиле. Он задумывался как многофункциональный комплекс, включавший в себя частную женскую гимназию, пансион для гимназисток и доходный дом с квартирами для состоятельной публики. В 1970-ых в доме разместились различные учреждения Министерства культуры СССР, а первый этаж занял магазин Ювелирторга "Самоцветы", витрины которого украсили витражами, удачно перекликавшимися с архитектурой всего здания. В 1992 году новым хозяином "Дома с рыцарями" стал Дом актера, который по-прежнему размещается в его стенах.
Дом номер 35 по Старому Арбату, известный как Дом актера имени А.А. Яблочкиной, называют также «домом с рыцарями». Благодаря массивным башням, здание напоминает замок, а разные по высоте секции здания и узкие окна зрительно вытягивают его. Одна из угловых башен здания украшена скульптурами рыцарей, в латах, шлеме, с мечом в руках. Скульптура играет важную роль в готической архитектуре, сочетаясь с другими элементами здания и воспринимаясь с ними как единое целое.
Дом был построен по заказу Анны Тимофеевной Филатовой в 1913 году по проекту архитектора Валентина Евгеньевича Дубовского в неоготическом стиле. Он задумывался как многофункциональный комплекс, включавший в себя частную женскую гимназию, пансион для гимназисток и доходный дом с квартирами для состоятельной публики. В 1970-ых в доме разместились различные учреждения Министерства культуры СССР, а первый этаж занял магазин Ювелирторга "Самоцветы", витрины которого украсили витражами, удачно перекликавшимися с архитектурой всего здания. В 1992 году новым хозяином "Дома с рыцарями" стал Дом актера, который по-прежнему размещается в его стенах.
Дом был построен по заказу Анны Тимофеевной Филатовой в 1913 году по проекту архитектора Валентина Евгеньевича Дубовского в неоготическом стиле. Он задумывался как многофункциональный комплекс, включавший в себя частную женскую гимназию, пансион для гимназисток и доходный дом с квартирами для состоятельной публики. В 1970-ых в доме разместились различные учреждения Министерства культуры СССР, а первый этаж занял магазин Ювелирторга "Самоцветы", витрины которого украсили витражами, удачно перекликавшимися с архитектурой всего здания. В 1992 году новым хозяином "Дома с рыцарями" стал Дом актера, который по-прежнему размещается в его стенах.
9 из 9