Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Соборы и замки: московские здания в стиле готики

Москва кажется очень далекой от таинственного европейского средневековья, не правда ли? Но на самом деле, готика - период в развитии средневекового искусства XII-XVI веков – не обошла своим влиянием и российскую столицу. Она нашла отражение в целом ряде зданий, которыми москвичи и гости столицы могут любоваться и по сей день.
© flickr.com/ Allie_Caulfield'sМосква кажется очень далекой от таинственного европейского средневековья, не правда ли? Но на самом деле, готика - период в развитии средневекового искусства XII-XVI веков – не обошла своим влиянием и российскую столицу. Она нашла отражение в целом ряде зданий, которыми москвичи и гости столицы могут любоваться и по сей день.

При создании российских шедевров готической архитектуры архитекторы вдохновлялись шедеврами европейскими, среди которых самыми выдающимися, наверное, можно назвать готические соборы. Один из наиболее известных готических соборов - Шартрский собор во Франции, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Величественность готическим соборам придают их внушительные размеры и высота. При этом все детали храма подобраны так, чтобы казалось, что здание «тянется» в небо. Причем готика охватывает, кроме архитектуры, также и скульптуру, живопись, так что готические соборы богато украшены скульптурами, резьбой и красочными витражами.
Шартрский собор
1 из 9
Москва кажется очень далекой от таинственного европейского средневековья, не правда ли? Но на самом деле, готика - период в развитии средневекового искусства XII-XVI веков – не обошла своим влиянием и российскую столицу. Она нашла отражение в целом ряде зданий, которыми москвичи и гости столицы могут любоваться и по сей день.

При создании российских шедевров готической архитектуры архитекторы вдохновлялись шедеврами европейскими, среди которых самыми выдающимися, наверное, можно назвать готические соборы. Один из наиболее известных готических соборов - Шартрский собор во Франции, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Величественность готическим соборам придают их внушительные размеры и высота. При этом все детали храма подобраны так, чтобы казалось, что здание «тянется» в небо. Причем готика охватывает, кроме архитектуры, также и скульптуру, живопись, так что готические соборы богато украшены скульптурами, резьбой и красочными витражами.
© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанкПожалуй, первое здание, которое приходит на ум при упоминании готической архитектуры в Москве, это Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице, 27/13. Крупнейший католический собор России в прошлом году отметил свой вековой юбилей.

Проект храма разработал известный московский архитектор, поляк по происхождению, Томаш (Фома) Иосифович Богданович Дворжецкий, который при его создании вдохновлялся двумя известнейшими произведениями готической архитектуры - соборами в Милане и в Вестминстерском аббатстве. Готический стиль угадывается в архитектуре этого здания с первого взгляда – его грандиозные размеры, стремление ввысь, богатое убранство, множество больших и маленьких башенок, высокие шпили, окна в форме стрельчатой арки, витражи, окно-роза (большое круглое ажурное окно) над главным входом.

Здание построено по всем правилам готического собора – главный неф (вытянутое помещение храма) пересекается с боковым нефом так, что если смотреть на здание сверху, оно имеет форму креста. На шпиле центральной башенки собора установлен крест, а на шпилях боковых башенок — гербы папы римского Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича.

Над порталом (главным входом) храма четыре буквы – VMIC, то есть Virgo Maria Immaculate Conception, что в переводе значит Дева Мария непорочно зачатая.
100-летие кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве
2 из 9
Пожалуй, первое здание, которое приходит на ум при упоминании готической архитектуры в Москве, это Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице, 27/13. Крупнейший католический собор России в прошлом году отметил свой вековой юбилей.

Проект храма разработал известный московский архитектор, поляк по происхождению, Томаш (Фома) Иосифович Богданович Дворжецкий, который при его создании вдохновлялся двумя известнейшими произведениями готической архитектуры - соборами в Милане и в Вестминстерском аббатстве. Готический стиль угадывается в архитектуре этого здания с первого взгляда – его грандиозные размеры, стремление ввысь, богатое убранство, множество больших и маленьких башенок, высокие шпили, окна в форме стрельчатой арки, витражи, окно-роза (большое круглое ажурное окно) над главным входом.

Здание построено по всем правилам готического собора – главный неф (вытянутое помещение храма) пересекается с боковым нефом так, что если смотреть на здание сверху, оно имеет форму креста. На шпиле центральной башенки собора установлен крест, а на шпилях боковых башенок — гербы папы римского Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича.

Над порталом (главным входом) храма четыре буквы – VMIC, то есть Virgo Maria Immaculate Conception, что в переводе значит Дева Мария непорочно зачатая.
© РИА Новости / Юрий Артамонов / Перейти в фотобанкЕдинственная англиканская церковь в Москве - церковь Святого Андрея (Вознесенский переулок, 8) – была построена в конце XIX века по проекту английского архитектора Ричарда Нила Фримана.

Стиль храма – викторианская готика, сочетающая характерный для британской архитектуры второй половины XIX века викторианский стиль с элементами готики.

Однонефная базилика (прямоугольное строение, состоящее из нечетного числа различных по высоте нефов) построена из красного кирпича. К ней примыкает башня в традиционном готическом стиле со стрельчатыми окнами, ступенчатыми контрфорсами (столб у стены здания, усиливающий основную несущую конструкцию) и четырьмя башенками на крыше.

Поскольку в XIX веке в британской общине в Москве преобладали шотландцы, церковь получила имя апостола Андрея - покровителя Шотландии. Не зря две фигурки ангелов на входе в церковь держат в руках один из символов этой страны - цветок чертополоха. Когда-то стрельчатые окна церкви украшали витражи, но они были утрачены вместе с органом, алтарем и старинными скамьями.
Англиканская церковь Святого Андрея в Вознесенском переулке в Москве
3 из 9
Единственная англиканская церковь в Москве - церковь Святого Андрея (Вознесенский переулок, 8) – была построена в конце XIX века по проекту английского архитектора Ричарда Нила Фримана.

Стиль храма – викторианская готика, сочетающая характерный для британской архитектуры второй половины XIX века викторианский стиль с элементами готики.

Однонефная базилика (прямоугольное строение, состоящее из нечетного числа различных по высоте нефов) построена из красного кирпича. К ней примыкает башня в традиционном готическом стиле со стрельчатыми окнами, ступенчатыми контрфорсами (столб у стены здания, усиливающий основную несущую конструкцию) и четырьмя башенками на крыше.

Поскольку в XIX веке в британской общине в Москве преобладали шотландцы, церковь получила имя апостола Андрея - покровителя Шотландии. Не зря две фигурки ангелов на входе в церковь держат в руках один из символов этой страны - цветок чертополоха. Когда-то стрельчатые окна церкви украшали витражи, но они были утрачены вместе с органом, алтарем и старинными скамьями.
© Московские НовостиСтроительство Дома Московского политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке, 4, началось в 1905 году. Как говорил сам автор проекта архитектор Александр Кузнецов, в здании воплощены архитектурные мотивы Англии – «страны, давшей нам первую паровую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок».

Здание разделено на две части - нижние этажи предназначались под конторы, залы заседаний, библиотеку и столовую, а на верхних трех этажах размещались квартиры, сдававшиеся в аренду.
Фасад здания также разделен – внизу массивный гранитный руст (стены дома облицованы материалом, имитирующим грубый необработанный натуральный камень), а верхняя часть строения устремляется ввысь за счет изящных вытянутых окон, а также эркеров, которые завершаются наверху башенками и аттиками.
Дом Московского политехнического общества
4 из 9
Строительство Дома Московского политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке, 4, началось в 1905 году. Как говорил сам автор проекта архитектор Александр Кузнецов, в здании воплощены архитектурные мотивы Англии – «страны, давшей нам первую паровую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок».

Здание разделено на две части - нижние этажи предназначались под конторы, залы заседаний, библиотеку и столовую, а на верхних трех этажах размещались квартиры, сдававшиеся в аренду.
Фасад здания также разделен – внизу массивный гранитный руст (стены дома облицованы материалом, имитирующим грубый необработанный натуральный камень), а верхняя часть строения устремляется ввысь за счет изящных вытянутых окон, а также эркеров, которые завершаются наверху башенками и аттиками.
© Московские НовостиАптека Феррейна на Никольской улице, 21, пожалуй, самая знаменитая аптека в Москве. Знакомый москвичам вид аптека приобрела после перестройки в конце XIX века. По одним данным, проект принадлежал архитектору А. Э. Эрихсону, по другим - И. И. Шапошникову.

При этом готические черты имеет фасад здания, который выходит на двор, но некоторые элементы уже утрачены - «рыцарский замок» из красного кирпича, с зубцами, башенками, стрельчатыми окнами, потерял установленные на большой башне, которая возвышается над всем зданием, часы и шатер.
Аптека Феррейна
5 из 9
Аптека Феррейна на Никольской улице, 21, пожалуй, самая знаменитая аптека в Москве. Знакомый москвичам вид аптека приобрела после перестройки в конце XIX века. По одним данным, проект принадлежал архитектору А. Э. Эрихсону, по другим - И. И. Шапошникову.

При этом готические черты имеет фасад здания, который выходит на двор, но некоторые элементы уже утрачены - «рыцарский замок» из красного кирпича, с зубцами, башенками, стрельчатыми окнами, потерял установленные на большой башне, которая возвышается над всем зданием, часы и шатер.
© РИА Новости / Ксения СидороваНекоторые элементы готики можно увидеть и в доходном доме П.И. Заварского в Потаповском переулке, 12. Здание было построено в 1912-1913 годах по проекту архитектора И.Г. Кондратенко совместно с С.А. Дорошенко. Эркеры с узкими окнами, заканчивающиеся наверху башнями, делают здание менее тяжеловесным.
Доходный доме П.И. Заварского
6 из 9
Некоторые элементы готики можно увидеть и в доходном доме П.И. Заварского в Потаповском переулке, 12. Здание было построено в 1912-1913 годах по проекту архитектора И.Г. Кондратенко совместно с С.А. Дорошенко. Эркеры с узкими окнами, заканчивающиеся наверху башнями, делают здание менее тяжеловесным.
© РИА Новости / Ксения СидороваЗнаменитое здание ЦУМа в Москве тоже имеет некоторые детали готического стиля архитектуры. Два шотландских коммерсанта Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр купли здание на месте нынешнего ЦУМа на Театральной площади в конце XIX века и открыли там универсальный магазин. Однако в 1900 году магазин сгорел. Проект нового семиэтажного здания разработал архитектор Роман Клейн. Он соединил стиль готики с элементами модерна. Крышу здания украшают башенки, а со стороны Петровки на углу магазина находится массивная «башня» в несколько окон. Легкие металлические переплеты рам в окнах здания напоминают ажурные окна готических соборов.
ЦУМ
7 из 9
Знаменитое здание ЦУМа в Москве тоже имеет некоторые детали готического стиля архитектуры. Два шотландских коммерсанта Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр купли здание на месте нынешнего ЦУМа на Театральной площади в конце XIX века и открыли там универсальный магазин. Однако в 1900 году магазин сгорел. Проект нового семиэтажного здания разработал архитектор Роман Клейн. Он соединил стиль готики с элементами модерна. Крышу здания украшают башенки, а со стороны Петровки на углу магазина находится массивная «башня» в несколько окон. Легкие металлические переплеты рам в окнах здания напоминают ажурные окна готических соборов.
© РИА Новости / Ксения СидороваГотическая архитектура нашла отражение и в здании бывшей Синодальной типографии (Никольская улица, 15). Московская Синодальная типография была основана в 1721 году после передачи печатного двора в ведение Синода, осуществляла контроль за выпуском и реализацией книг и других изданий, преимущественно церковных. С 1930 года здесь располагается Историко-архивный институт, ныне Российский государственный гуманитарный университет.

Первоначально здесь располагался Печатный двор. Здание для него было построено в стиле готики с использованием элементов других стилей, однако после пожара 1812 года здание пришлось разобрать и на его месте по проекту И.Л.Мироновского был построен новый дом, сохранивший облик старого строения. Здание богато украшено барельефами, резьбой. На крыше возвышаются острые шпили. По утверждениям историков, барельефные изображения льва и единорога являются символом Государева Печатного двора, взятым с печатей Ивана Грозного.
Здание бывшей Синодальной типографии
8 из 9
Готическая архитектура нашла отражение и в здании бывшей Синодальной типографии (Никольская улица, 15). Московская Синодальная типография была основана в 1721 году после передачи печатного двора в ведение Синода, осуществляла контроль за выпуском и реализацией книг и других изданий, преимущественно церковных. С 1930 года здесь располагается Историко-архивный институт, ныне Российский государственный гуманитарный университет.

Первоначально здесь располагался Печатный двор. Здание для него было построено в стиле готики с использованием элементов других стилей, однако после пожара 1812 года здание пришлось разобрать и на его месте по проекту И.Л.Мироновского был построен новый дом, сохранивший облик старого строения. Здание богато украшено барельефами, резьбой. На крыше возвышаются острые шпили. По утверждениям историков, барельефные изображения льва и единорога являются символом Государева Печатного двора, взятым с печатей Ивана Грозного.
© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанкДом номер 35 по Старому Арбату, известный как Дом актера имени А.А. Яблочкиной, называют также «домом с рыцарями». Благодаря массивным башням, здание напоминает замок, а разные по высоте секции здания и узкие окна зрительно вытягивают его. Одна из угловых башен здания украшена скульптурами рыцарей, в латах, шлеме, с мечом в руках. Скульптура играет важную роль в готической архитектуре, сочетаясь с другими элементами здания и воспринимаясь с ними как единое целое.

Дом был построен по заказу Анны Тимофеевной Филатовой в 1913 году по проекту архитектора Валентина Евгеньевича Дубовского в неоготическом стиле. Он задумывался как многофункциональный комплекс, включавший в себя частную женскую гимназию, пансион для гимназисток и доходный дом с квартирами для состоятельной публики. В 1970-ых в доме разместились различные учреждения Министерства культуры СССР, а первый этаж занял магазин Ювелирторга "Самоцветы", витрины которого украсили витражами, удачно перекликавшимися с архитектурой всего здания. В 1992 году новым хозяином "Дома с рыцарями" стал Дом актера, который по-прежнему размещается в его стенах.
Центральный Дом Актера имени А. А. Яблочкиной
9 из 9
Дом номер 35 по Старому Арбату, известный как Дом актера имени А.А. Яблочкиной, называют также «домом с рыцарями». Благодаря массивным башням, здание напоминает замок, а разные по высоте секции здания и узкие окна зрительно вытягивают его. Одна из угловых башен здания украшена скульптурами рыцарей, в латах, шлеме, с мечом в руках. Скульптура играет важную роль в готической архитектуре, сочетаясь с другими элементами здания и воспринимаясь с ними как единое целое.

Дом был построен по заказу Анны Тимофеевной Филатовой в 1913 году по проекту архитектора Валентина Евгеньевича Дубовского в неоготическом стиле. Он задумывался как многофункциональный комплекс, включавший в себя частную женскую гимназию, пансион для гимназисток и доходный дом с квартирами для состоятельной публики. В 1970-ых в доме разместились различные учреждения Министерства культуры СССР, а первый этаж занял магазин Ювелирторга "Самоцветы", витрины которого украсили витражами, удачно перекликавшимися с архитектурой всего здания. В 1992 году новым хозяином "Дома с рыцарями" стал Дом актера, который по-прежнему размещается в его стенах.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Юрист предупредил о штрафах за мусор в коридореМиллион кв м жилья по реновации уже введен за 11 месяцев 2021 г в МосквеДоля мигрантов на московских стройках составляет от 20 до 60%ЖК "Филатов Луг" в новой Москве введут в эксплуатацию в декабре - властиРоссияне в этом году вновь занялись обустройством дачАналитики выяснили, сколько россияне тратят на первый взнос по ипотекеЮристы рассказали, за что можно лишиться права на наследствоМосжилинспекция за неделю рассмотрела более 300 нарушенийВ Маршальском доме в центре Москвы отреставрировали лифтовые порталыВ Строгине собственники разделили квартиру на шесть студийЭксперты: нынешнее ослабление рубля приведет к повышению спроса на жильеМосгосстройнадзор проведет комплексную проверку для ввода ЖК "Филатов Луг"Новогоднюю инсталляцию у Ростокинского акведука установят в начале декабряКабмин рассмотрит вопрос о выделении 800 млн рублей на сельскую ипотеку"Дом.РФ" намерен реализовать еще десять проектов КРТ в РоссииВ Москве на фасаде дома разместили указатель класса энергоэффективностиМинстрой: пять тысяч строителей из Узбекистана отобраны для въезда в РоссиюВ Подмосковье выдали ключи дольщикам еще одного дома Urban GroupПатриарх Кирилл утвердил список храмов Москвы, которым нужна реставрацияДевелопер "А101" стал лауреатом премии Urban Awards