МОСКВА, 30 сентября - РИА Новости. Транспортная инфраструктура городов, которые получили право на проведение матчей чемпионата мира 2018 года и которые, по предварительным оценкам посетят более 1 миллиона иностранцев, пока не готова к спортивному событию, но оставшегося до чемпионата времени достаточно, чтобы привести ее в надлежащее состояние, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
Право провести ЧМ-2018 Россия получила в декабре 2010 года, и изначально в ее заявку входили 13 городов: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саранск, Волгоград, Ростов-на-Дону, Сочи, Краснодар и Екатеринбург, но уже тогда было известно, что в итоге право принять у себя турнир получат 10 или 11 городов. В итоге чемпионат пройдет в 11 городах и 12 стадионах, которые выбрала Международная федерация футбола - в финальный список не вошли Краснодар и Ярославль.
Никто не готов, ничто не готово
По оценкам экспертов Knight Frank, большинство городов-претендентов пока не в полной мере готовы принять чемпионат мира.
Особенностью мероприятий является непредсказуемость перемещения гостей чемпионата после первых игр - в зависимости от результатов команды могут играть в тех или иных городах, что требует достаточный запас пропускной способности транспортной инфраструктуры, поясняют консультанты.
Эксперты говорят, что состояние дорожной сети и общественного транспорта требует кардинального улучшения во всех городах, и на данный момент она не готова к приему гостей чемпионата практически ни в одном городе.
"Ситуация трудная везде", - соглашается директор российского Института экономики транспорта Михаил Блинкин.
По его словам, московские пробки еще не рекорд, в некоторых городах ситуация гораздо хуже.
Руководящий партнер бюро "SPEECH Чобан & Кузнецов" Сергей Чобан также отмечает, что проблемной является внутренняя сеть дорог в городах, принимающих чемпионат.
По его мнению, она должна быть существенно улучшена, особенно подъезды к спортивным сооружениям.
Скушают и не заметят
Впрочем, для транспортной системы гигантов вроде Москвы и Санкт-Петербурга несколько десятков тысяч болельщиков не являются слишком серьезной угрозой, хотя они доставят неудобствам москвичам, утверждают эксперты.
"Эти российские мегаполисы так велики, что скушают чемпионат и не заметят", - уверен Блинкин.
Первый вице-президент бизнес-сегмента "Международные услуги по строительству" финского концерна "ЮИТ" Теему Хелпполайнен также говорит, что существующая транспортная инфраструктура Москвы сможет выдержать наплыв болельщиков.
По его расчетам, на ключевые матчи чемпионата, которые пройдут, вероятнее всего, на стадионе "Лужники" в Москве, соберётся более 80 тысяч человек, и, возможно, та же самая ситуация возникнет и на других московских стадионах - строящихся "Спартак" и "Динамо".
В то же время, по мнению Хелпполайнена, в такие дни москвичей ждут транспортные проблемы - многокилометровые пробки на ключевых магистралях, скорее всего, появятся, даже несмотря на усилия городских властей по их расширению.
"Важно понимать, что спасти от подобной ситуации нас сможет только интенсивное развитие существующей системы общественного транспорта - новые станции метро, находящиеся рядом с отелями, которые должны быть построены на удалении от центра города, уменьшение интервалов между поездами и единицами наземного транспорта. Все это сможет если не ликвидировать транспортные проблемы, связанные с началом ЧМ-2018 года в Москве, то хотя бы облегчить их", - указывает представитель финского концерна.
Собеседник РИА Новости указывает и на необходимость улучшения транспортной доступности к объектам воздушного транспорта, поскольку Москва будет являться центром всех транспортных коммуникаций России, и большое число футбольных фанатов начнут свой путь по городам России именно оттуда.
Региональные вызовы
Однако болельщики должны не только вылететь из Москвы, но и успешно прибыть в региональные аэропорты, которые могут не справиться с резко возросшей нагрузкой.
По мнению экспертов из Knight Frank, перед региональными городами на данный момент стоят масштабные вопросы модернизации транспортных узлов. Они отмечают, что практически во всех городах-претендентах, за исключением Казани, Сочи, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону, ключевым вопросом является реконструкция аэропортов, которая позволит увеличить пассажиропоток и принимать крупные международные воздушные суда.
"В подобной ситуации особое значение имеет доступность общественного железнодорожного транспорта. Существуют масштабные планы по строительству скоростных железных дорог, которые свяжут Самару, Казань и Екатеринбург с Москвой", - утверждают аналитики Knight Frank.
Чобан также отмечает, что для региональных и областных центров в большей степени, чем для мегаполисов, актуальна необходимость проведения реконструкции вокзалов, как железнодорожных, так и аэровокзалов.
А вот Блинкин указывает на разную степень готовности к чемпионату мира, характерную для региональных городов.
"Для Казани это будет очередное крупное мероприятие, к которым город уже давно готовится в связи с Универсиадой. Более того, для Казани это будет своего рода приз - она получит дополнительный источник дохода без необходимости инвестировать в инфраструктуру", - говорит эксперт.
Он добавляет, что такая же ситуация и в Сочи, где необходимая транспортная инфраструктура будет построена к Олимпиаде 2014 года.
Но для всех остальных городов чемпионат, по мнению Блинкина, станет существенным вызовом, и регионам придется постараться, чтобы привести всю инфраструктуру в должное состояние.
В свою очередь Хелпполайнен указывает, что наиболее вероятны проблемы с транспортной системой в Ростове-на-Дону, где состояние дорог не самое лучшее, зато Екатеринбург и Казань, по его словам, без труда адаптируются к проведению матчей чемпионата.
Отчаиваться рано
Вместе с тем, считает вице-президент Союза архитекторов России Максим Перов, за оставшееся до 2018 года время вполне можно построить необходимую транспортную инфраструктуру.
У России есть опыт проведения крупных спортивных мероприятий, например, Олимпиады 1980 года, да и транспортные проблемы для страны не новы, также не склонен отчаиваться Чобан.
По его мнению, оставшихся до 2018 года пяти лет достаточно для их решения - два года уйдет на разработку мастер-план и проектирование его составляющих и три года на строительство.
"Мы вели переговоры с представителями нескольких городских администраций о перспективах строительства объектов сопутствующей инфраструктуры. Так что я могу сказать, что понимание важности этих вопросов есть, и они будут решаться", - признается собеседник агентства.