Рейтинг@Mail.ru
Непростая история советского здания, чьим символом был рог изобилия - Недвижимость РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Непростая история советского здания, чьим символом был рог изобилия

Читать в
История дома Моссельпрома началась с того, что на месте здания в 1913 году для мещанина А. И. Титова был построен высокий (для тогдашней Москвы) семиэтажный доходный дом по проекту инженера Николая Струкова – автора, известного по проекту Белорусского (Брестского) вокзала.

У дома Моссельпрома, расположенного в Калашном переулке, 2, в центре Москвы непростая история. Она началась с того, что на месте здания в 1913 году для мещанина А. И. Титова был построен высокий (для тогдашней Москвы) семиэтажный доходный дом по проекту инженера Николая Струкова – автора, известного по проекту Белорусского (Брестского) вокзала.


Но дом рухнул сразу после возведения, и сохранилась только его первая часть – Калашный переулок, 4. В результате авторитетного зодчего отстранили от дальнейшей строительной практики.


К 1925 году на основе сохранившихся первых этажей этой постройки возвели новое административно-складское здание по проекту гражданского инженера В. Д. Цветаева. Так, по крайней мере, говорится в архивных документах, хотя многие называют авторами дома Моссельпрома также архитекторов Я. И. Райха и Д. М. Когана.

 

Символично, что на дымоходе на здании треста со стороны двора была установлена круглая эмблема треста с рогом изобилия, а вот "ильичи" и "сталины" здесь никогда не висели.


Кирпичное здание очень украсила железобетонная башня с хорошо просматриваемыми с Арбатской площади часами, спроектированная известным инженером Артуром Лолейтом. Толстым стенам дома Моссельпрома художник Александр Родченко придал современный вид, напоминавший модный железобетонный каркас с большими остекленными поверхностями. Для этого все фасады треугольного в плане объема окрасили в яркие цвета – синий, голубой, красный. Получилась внешне легкая, устремленная вверх композиция.


С северной стороны на торцевой стене по эскизу Родченко была выполнена роспись-реклама треста. Во дворе был вход в полуподвал-склад и перед ним  каждое утро собирались три тысячи лоточников, в том числе и воспетая в популярном тогда фильме "Папиросница от Моссельпрома" режиссера Юрия Желябужского Зина Весенина.


Кстати, на стене дома изображены хранившиеся на складе Моссельпрома товары – папиросы "Ира" и "Герцеговина Флор", "Трехгорное пиво", конфеты "Мишка".… Именно их и продавали лоточники, одетые в униформу – темно-синие курточки с золотыми пуговками. Как писал в своем дневнике архитектор Николай Виноградов, продукция Моссельпрома была для простых советских служащих довольно дорогой.

 


Помимо рисунков с изображениями товаров, на доме Моссельпрома повторялся слоган Владимира Маяковского "Нигде кроме как в Моссельпроме". На боковых фасадах были надписи: Моссельпром и МСНХ (Московский совет народного хозяйства).

 

К сожалению, роспись и окраска фасадов здания были утрачены еще в довоенный период. Восстановить их удалось только в 1997 году по проекту Елены Овсянниковой с участием художника Андрея Туканова.


Сейчас в доме Моссельпрома квартиры, а на крыше мастерская Илья Глазунова.
   
Елена Овсянникова, председатель секции "DOCOMOMO-Москва-Центр", профессор МАРХИ, координатор проекта "Москонструкт", член ICOMOS

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала