© Из личного архива Е.Б. ОвсянниковойУ дома Моссельпрома, расположенного в Калашном переулке, 2, в центре Москвы непростая история. Она началась с того, что на месте здания в 1913 году для мещанина А. И. Титова был построен высокий (для тогдашней Москвы) семиэтажный доходный дом по проекту инженера Николая Струкова – автора, известного по проекту Белорусского (Брестского) вокзала. Но дом рухнул сразу после возведения, и сохранилась только его первая часть – Калашный переулок, 4. В результате авторитетного зодчего отстранили от дальнейшей строительной практики.
У дома Моссельпрома, расположенного в Калашном переулке, 2, в центре Москвы непростая история. Она началась с того, что на месте здания в 1913 году для мещанина А. И. Титова был построен высокий (для тогдашней Москвы) семиэтажный доходный дом по проекту инженера Николая Струкова – автора, известного по проекту Белорусского (Брестского) вокзала. Но дом рухнул сразу после возведения, и сохранилась только его первая часть – Калашный переулок, 4. В результате авторитетного зодчего отстранили от дальнейшей строительной практики.
© Из личного архива Е.Б. Овсянниковой
1 из 9
© РИА Новости / Ксения СидороваК 1925 году на основе сохранившихся первых этажей этой постройки возвели новое административно-складское здание по проекту гражданского инженера В. Д. Цветаева. Так, по крайней мере, говорится в архивных документах, хотя многие называют авторами дома Моссельпрома также архитекторов Я. И. Райха и Д. М. Когана.
Моссельпром, могущественный в период НЭПа трест, объединял едва ли не все кондитерские и табачные фабрики, пивоварни, мукомольные заводы страны.
Моссельпром, могущественный в период НЭПа трест, объединял едва ли не все кондитерские и табачные фабрики, пивоварни, мукомольные заводы страны.
К 1925 году на основе сохранившихся первых этажей этой постройки возвели новое административно-складское здание по проекту гражданского инженера В. Д. Цветаева. Так, по крайней мере, говорится в архивных документах, хотя многие называют авторами дома Моссельпрома также архитекторов Я. И. Райха и Д. М. Когана.
Моссельпром, могущественный в период НЭПа трест, объединял едва ли не все кондитерские и табачные фабрики, пивоварни, мукомольные заводы страны.
Моссельпром, могущественный в период НЭПа трест, объединял едва ли не все кондитерские и табачные фабрики, пивоварни, мукомольные заводы страны.
2 из 9
© РИА Новости / Ксения СидороваСимволично, что на дымоходе на здании треста со стороны двора была установлена круглая эмблема треста с рогом изобилия, а вот "ильичи" и "сталины" здесь никогда не висели.
Кирпичное здание очень украсила железобетонная башня с хорошо просматриваемыми с Арбатской площади часами, спроектированная известным инженером Артуром Лолейтом.
Кирпичное здание очень украсила железобетонная башня с хорошо просматриваемыми с Арбатской площади часами, спроектированная известным инженером Артуром Лолейтом.
Символично, что на дымоходе на здании треста со стороны двора была установлена круглая эмблема треста с рогом изобилия, а вот "ильичи" и "сталины" здесь никогда не висели.
Кирпичное здание очень украсила железобетонная башня с хорошо просматриваемыми с Арбатской площади часами, спроектированная известным инженером Артуром Лолейтом.
Кирпичное здание очень украсила железобетонная башня с хорошо просматриваемыми с Арбатской площади часами, спроектированная известным инженером Артуром Лолейтом.
3 из 9
© РИА Новости / Ксения СидороваТолстым стенам дома Моссельпрома художник Александр Родченко придал современный вид, напоминавший модный железобетонный каркас с большими остекленными поверхностями. Для этого все фасады треугольного в плане объема окрасили в яркие цвета – синий, голубой, красный. Получилась внешне легкая, устремленная вверх композиция.
Толстым стенам дома Моссельпрома художник Александр Родченко придал современный вид, напоминавший модный железобетонный каркас с большими остекленными поверхностями. Для этого все фасады треугольного в плане объема окрасили в яркие цвета – синий, голубой, красный. Получилась внешне легкая, устремленная вверх композиция.
4 из 9
© РИА Новости | Перейти в медиабанкС северной стороны на торцевой стене по эскизу Родченко была выполнена роспись-реклама треста. Во дворе был вход в полуподвал-склад и перед ним каждое утро собирались три тысячи лоточников, в том числе и воспетая в популярном тогда фильме "Папиросница от Моссельпрома" режиссера Юрия Желябужского Зина Весенина.
С северной стороны на торцевой стене по эскизу Родченко была выполнена роспись-реклама треста. Во дворе был вход в полуподвал-склад и перед ним каждое утро собирались три тысячи лоточников, в том числе и воспетая в популярном тогда фильме "Папиросница от Моссельпрома" режиссера Юрия Желябужского Зина Весенина.
5 из 9
© РИА Новости / Ксения СидороваКстати, на стене дома изображены хранившиеся на складе Моссельпрома товары – папиросы "Ира" и "Герцеговина Флор", "Трехгорное пиво", конфеты "Мишка".… Именно их и продавали лоточники, одетые в униформу – темно-синие курточки с золотыми пуговками. Как писал в своем дневнике архитектор Николай Виноградов, продукция Моссельпрома была для простых советских служащих довольно дорогой.
Кстати, на стене дома изображены хранившиеся на складе Моссельпрома товары – папиросы "Ира" и "Герцеговина Флор", "Трехгорное пиво", конфеты "Мишка".… Именно их и продавали лоточники, одетые в униформу – темно-синие курточки с золотыми пуговками. Как писал в своем дневнике архитектор Николай Виноградов, продукция Моссельпрома была для простых советских служащих довольно дорогой.
6 из 9
© РИА Новости / Ксения Сидорова. Помимо рисунков с изображениями товаров, на доме Моссельпрома повторялся слоган Владимира Маяковского "Нигде кроме как в Моссельпроме". На боковых фасадах были надписи: Моссельпром и МСНХ (Московский совет народного хозяйства).
Помимо рисунков с изображениями товаров, на доме Моссельпрома повторялся слоган Владимира Маяковского "Нигде кроме как в Моссельпроме". На боковых фасадах были надписи: Моссельпром и МСНХ (Московский совет народного хозяйства).
7 из 9
© Из личного архива Е.Б. ОвсянниковойК сожалению, роспись и окраска фасадов здания были утрачены еще в довоенный период. Восстановить их удалось только в 1997 году по проекту Елены Овсянниковой с участием художника Андрея Туканова.
К сожалению, роспись и окраска фасадов здания были утрачены еще в довоенный период. Восстановить их удалось только в 1997 году по проекту Елены Овсянниковой с участием художника Андрея Туканова.
© Из личного архива Е.Б. Овсянниковой
8 из 9
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкСейчас в доме Моссельпрома квартиры, а на крыше мастерская Илья Глазунова.
Сейчас в доме Моссельпрома квартиры, а на крыше мастерская Илья Глазунова.
9 из 9