… День-деньской,
ночь напролет я влюблена была –
В кого? Во что?
В тот дом на Поварской.
Эти стихи Белла Ахмадулина написала о доме, который находится почти в самом начале Поварской улицы – дом № 20 – высокое, красивое 7-этажное здание с мощным неоклассическим фасадом.
Здание было построено в 1914 году, автором проекта выступил гражданский инженер Валентин Дубовской – популярный тогда архитектор, построивший множество домов в Москве. Заказчиком был известный до революции адвокат, общественный деятель, член Политического Красного Креста Иосиф Кальмеер, расстрелянный большевиками, так что до революции этот дом называли домом Кальмеера.
Кальмеер задумывал здание как дом Искусства, где, как он мечтал, будут жить знаменитые художники и поэты.
В известной степени мечта заказчика в итоге сбылась: в последние несколько десятилетий здание на Поварской известно как дом художника Бориса Мессерера, чья мастерская вот уже 40 с лишним лет располагается в мансарде дома.
Борис Мессерер – знаменитый театральный художник, декоратор и сценограф, создатель более 100 постановок в Большом театре, "Современнике", МХАТе, театре Сатиры и других. Его мастерская стала настоящим вторым домом для него и его жены поэтессы Беллы Ахмадулиной и легендарным, культовым (хотя тогда еще не было такого слова) местом для советской творческой интеллигенции. Здесь бывали Владимир Высоцкий и Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и Василий Аксенов, Майя Плисецкая и Родион Щедрин, а также многие другие – одно перечисление знаменитых имен заняло бы не одну страницу. И не только советских – в гостях здесь бывали, например, и легендарные Федерико Феллини и Тонино Гуэрра, с последним хозяев потом связывали долгие годы дружбы.
Здесь рождался замысел известного самиздатовского альманаха "Метрополь", в создании которого Борис Мессерер и Белла Ахмадулина принимали самое активное участие.
В 1987 году дом стал новой точкой на карте театральной Москвы – после того, как здесь в полуподвале поселился только что образованный театр "Школа драматического искусства", создателем и режиссером которого был Анатолий Васильев. Театр просуществовал в этом здании почти 20 лет, до 2006 года. За это время здесь увидели свет ставшие знаменитыми постановки "Шесть персонажей в поисках автора", "Бесы", "Иосиф и его братья" и другие. С 2006 года здесь размещается театральный проект "Открытая сцена".
Дом на Поварской построен в неоклассическом стиле, господствующем в 1910-х годах. Его отличают симметрично решенный фасад, оформленный крупным рустом ("диким камнем") на высоту первого и второго этажей, мощные рустованные полуколоннами во входной зоне и четыре граненные эркера.
На уровне шестого этажа находится центральный балкон в виде арки на колонках, декорированный античным скульптурным фризом.
Во внутреннем убранстве дома, по замыслу хозяина, должны были сочетаться разные художественные стили, начиная от стилей древнего Египта и античной Греции. Большие (более 200 метров) квартиры были богато декорированы – расписные кессонированные потолки, лепнина, мраморные колонны, столь же пышно была оформлена и парадная.
Эскизы для росписей полотков и стен были выполнены известным художником начала XX века Игнатием Нивинским, участвовавшим в создании интерьеров Музея изящных искусств (сейчас ГМИИ имени А.С. Пушкина), гостиницы "Метрополь", особняка Тарасова на Спиридоновке, дома князя Щербатова на Новинском бульваре и других. После революции Нивинский прославился как театральный художник, работавший с театром Вахтангова, Малым театром и МХТ, был автором декораций к первой постановке "Принцессы Турандот" 1922 года.
К сожалению, жильцы дома на Поварской недолго наслаждались своими изысканно оформленными квартирами. В 1918 году дом Кальмеера, как и все частновладельческие дома, был национализирован, почти все обитатели дома были выселены, а большие квартиры превратились в коммуналки.
Новые жильцы к удивительным интерьерам дома относились с небрежением, росписи закрашивались краской, лепнина сбивалась – в результате такого обращения часть первоначальных интерьеров погибла безвозвратно, однако кое-что уцелело (интерьеры парадной и нескольких квартир) и было восстановлено и отреставрировано уже в новейшее время, когда дом был признан объектом культурного наследия.
Мария Подъяпольская, координатор общественного движения Архнадзор