Рейтинг@Mail.ru
Сила публичности: как противостоять застройщику на общественных слушаниях - Недвижимость РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сила публичности: как противостоять застройщику на общественных слушаниях

Читать в
Дзен
Публичные слушания – практически единственная возможность для местных жителей выразить свое отношение к инициативам муниципальных властей и девелоперов по застройке территории их района. Решения по ним хоть и носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления, но являются реальным способом отменить откровенно коммерческие проекты, ухудшающие качество жизни в районе.

Публичные слушания – практически единственная возможность для местных жителей выразить свое отношение к инициативам муниципальных властей и девелоперов по застройке территории их района. Следует отметить, что решения по публичным слушаниям хоть и носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления, но являются реальным способом сообщить властям и застройщикам об отношении местных жителей к их планам, что может послужить причиной отмены откровенно коммерческих проектов, ухудшающих качество жизни в районе. В этом материале специалисты расскажут, как строится процедура проведения слушаний, и дадут несколько советов, каким образом местные жители могут максимально эффективно донести до властей свою гражданскую позицию.


В 2010 году Конституционный Суд РФ определил, что публичные слушания являются процедурой выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, а цель публичных слушаний – возможность участвовать в обсуждении, чтобы выработать рекомендации по общественно значимым вопросам либо получить общественную оценку правового акта.

Диспозиция

На публичных слушаниях могут обсуждаться проекты правил землепользования и застройки, планировка и межевание территорий, а также вопросы о выдаче разрешений на строительство определенных объектов.

Подготовка публичных слушаний начинается с информирования населения – чтобы довести до жителей максимальную информацию. Например, по проекту генерального плана (генеральный план земельного участка – ред.) органы местного самоуправления в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления и разработчиков.

Описание генерального плана только в текстовой форме является недостаточным, так как делает его неопределенным, не обеспечивает однозначное понимание и может привести к произвольной реализации на практике. Аналогично решается вопрос с правилами землепользования и застройки – в схеме территориального планирования указываются границы, виды и состав территориальных зон, в том числе в составе жилых зон – застройка многоэтажными, малоэтажными и индивидуальными жилыми домами.

Позиция судов по вопросу отсутствия положенных схем, карт, планов и других, упрощающих понимание, графических материалов является однозначной – при отсутствии этих материалов получение гражданами полной и достоверной информации о содержании проекта невозможно, а результаты публичных слушаний, следовательно, нелегитимны.

Однако ознакомиться даже с напечатанным в газете графическим планом невозможно, потому что предлагаемый газетами масштаб планов и схем не позволяет увидеть ни зоны, ни цветные линии.

Следует сразу подчеркнуть, что порядок организации и проведения публичных слушаний не определяется ни в одном федеральном законе. Процедуры проведения слушаний и участия в них граждан устанавливаются в законах субъектов, а также в муниципальных актах. В итоге требования к проведению публичных слушаний во всех муниципальных образованиях и субъектах принципиально различаются.

Поэтому, чтобы оказать влияние на местные власти и добиться результатов, гражданину необходимо найти документ о порядке проведения публичных слушаний именно в своем муниципальном образовании. К таким документам относятся устав муниципального образования и положения о проведении публичных слушаний, принимаемые представительными органами муниципальных образований. Важно понимать, что житейский опыт людей, проживающих в других муниципальных образованиях, скорее всего, окажется бесполезен или даже вреден.

Огромную проблему представляет сегодня и отсутствие законодательно закрепленного количественного критерия, при котором публичные слушания можно было бы считать состоявшимися. Отсюда и берется полная самодеятельность органов местного самоуправления при проведении слушаний. Например, время проведения слушаний. В законе установлены положения о том, что «государственные органы и их должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления», но на практике это положение реализуется с трудом. Не секрет, что наиболее активная часть населения работает или учится, причем, именно в первой половине дня. Зная это, в большинстве муниципальных образований Московской области публичные слушания до сих пор назначают именно с 10 до 14 часов, тем самым лишая жителей возможности участвовать в них.

Организация

На публичных слушаниях участники выступают с докладами, обсуждая запланированные вопросы. Именно поэтому никакой юридической силы решения публичных слушаний не имеют. Обычно на публичных слушаниях назначается председательствующий, который ведет слушания, заполняет протокол слушаний и подписывает его, а также представляет итоговый документ публичных слушаний.

Председатель также определяет продолжительность выступлений докладчиков, время, отведенное на вопросы к докладчикам и ответы на них, а также продолжительность выступлений участников публичных слушаний и приглашенных лиц. При несоблюдении требований председателя нарушители могут быть удалены из помещения, где проходят слушания.

Обычно председательствующим выступает глава местной администрации, но слушания могут проходить и без этой фигуры. В таком случае, как правило, функции председательствующего выполняет специально сформированный коллегиальный орган – комиссия. В нее включаются должностные лица органов местного самоуправления и представители общественности (физические или юридические лица, а также их ассоциации, организации, группы или иные объединения). Комиссия осуществляет организационные действия по подготовке и проведению публичных слушаний и может привлечь экспертов по вопросам, выносимым на публичные слушания.

Правила ведения боя

Тема, дата и место проведения слушаний публикуются в муниципальной газете не менее чем за 30 дней до проведения слушаний. Местные органы власти, конечно же, могут пойти на хитрость и напечатать материалы о проведении слушаний, которых на самом деле не было, но существенным моментом здесь является публикация не результатов слушаний, а данных о времени и месте проведения публичных слушаний. Именно с момента публикации информационного сообщения о времени и месте проведения слушаний участники считаются оповещенными.

Следует также отметить, что гражданин должен получить статус участника слушаний, чтобы принимать в них активное участие, для этого требуется заранее заявить о своем намерении и официально представить предложения и замечания, касающиеся рассматриваемого проекта. Свою позицию можно изложить в письменном или устном виде и передать в орган, уполномоченный на проведение публичных слушаний (в администрацию либо в уже сформированную для этих целей комиссию), для включения ее впоследствии в протокол.

Участниками с правом на выступление для аргументации своих предложений являются глава местной администрации, депутаты муниципального образования, уполномоченный представитель инициативной группы, эксперты, иные лица, которые внесли в комиссию в письменной форме свои рекомендации по вопросам публичных слушаний не позднее пяти дней до даты их проведения. Участниками публичных слушаний без права выступления могут быть все заинтересованные жители муниципального образования, представители органов местного самоуправления, средств массовой информации и другие лица.

Слушания считаются завершенными, когда членами комиссии и председательствующим подписан протокол. Комиссия на основании полученных предложений и замечаний, отраженных в протоколе, готовит итоговый документ – заключение о результатах публичных слушаний.

Подведение итогов

Протокол, заключение о результатах публичных слушаний и проект генерального плана комиссия представляет главе муниципального образования для принятия соответствующего решения. Глава муниципального образования не позднее 14 дней направляет в представительный орган муниципального образования заключение администрации по каждому вопросу результатов публичных слушаний с соответствующим обоснованием и принятым решением. Здесь важно понимать, что участники публичных слушаний не выносят каких-либо решений по существу обсуждаемого проекта и не проводят каких-либо голосований. Это прерогатива органа местного самоуправления.

Комиссия обеспечивает публикацию итогового документа публичных слушаний в средствах массовой информации без приложений, а на официальном сайте муниципального образования – с приложениями.

В соответствии со статьей номер 31 Гражданского кодекса РФ без протокола публичных слушаний и заключения о результатах таких слушаний проект генерального плана является недействительным.

Далее итоговый документ выносится на рассмотрение комиссии представительного органа и включается в повестку дня очередного заседания представительного органа. Рассмотрение рекомендаций публичных слушаний проводится представительным органом по каждому вопросу слушаний, по которому есть рекомендации в итоговом документе. Представительный орган принимает решение по существу каждого из рассматриваемых вопросов.

После принятия представительным органом решений по результатам публичных слушаний комиссия прекращает свою деятельность. Решение представительного органа по итогам рассмотрения результатов публичных слушаний публикуется в средствах массовой информации не позднее 15 дней со дня проведения публичных слушаний. Все документы передаются в муниципальный архив и хранятся в течение пяти лет. Любые нарушения, связанные с проведением публичных слушаний, можно расценивать как превышение полномочий органами местного самоуправления.

Таким образом, публичные слушания – это относительно новая форма участия населения в обсуждении наиболее важных вопросов местного значения. К сожалению, полностью раскрыть свой потенциал слушания пока не могут. Отчасти это связано с низкой явкой жителей.

Причины сложившейся ситуации разные, но в основном низкая осведомленность населения связана с тем, что информация о проведении слушаний размещается не в самых популярных у населения печатных СМИ. Внесенные в Градостроительный кодекс РФ изменения обязывают органы местного самоуправления размещать информацию о публичных слушаниях также на официальном сайте муниципального образования в интернете, правда, с существенной оговоркой – при наличии такого сайта. Отсюда видно, что в случае отсутствия сайта, отсутствия в книжном киоске нужного номера газеты, будет отсутствовать и необходимая информация у жителей о проведении публичных слушаний.

Партнер юридической фирмы «Авелан» Сергей Казинец

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала