МОСКВА, 4 апреля - РИА Новости, Григорий Дубовицкий, Виктор Бельцов. Основатель и бессменный лидер МЧС Сергей Шойгу предложен на пост нового губернатора Московской области - его кандидатуру для утверждения главой региона внес в местный парламент президент РФ Дмитрий Медведев. На должности губернатора Шойгу, как ожидается, сменит другого политического долгожителя Бориса Громова, который руководил регионом с 1999 года.
Таким образом, инициатива Медведева о предстоящем радикальном обновлении правительства, которое он планирует возглавить после инаугурации Владимира Путина, получила ожидаемое подтверждение.
РИА Новости представляет портрет уходящего министра - символа эпохи и одной из наиболее знаковых фигур России за последние 20 лет.
20 "чрезвычайных" лет
Сын советского партийного деятеля Шойгу не пошел по стопам отца и не стал делать карьеру в комсомоле и компартии. Вместо этого он окончил политехнический институт в Красноярске и начал ездить по сибирским стройкам, где, по его словам, научился "работать в команде". Привыкший к шуму стройплощадок, Шойгу тем не менее в конце 80-х оказался в нелюбимой им "кабинетной тиши", когда его сначала "двинули" по партийной линии, а в 1990 году назначили замруководителя Госстроя РСФСР. Уже тогда будущий министр задумывался о создании отнюдь не строительной, а спасательной службы в стране.
Тогда эти функции выполняли сразу несколько структур - пожарная охрана, ОСВОД, контрольно-спасательные станции в горах и горноспасатели в шахтах. Глава МЧС вспоминал, что после аварии на Чернобыльской АЭС и особенно после землетрясения в Армении в 1988 году стало очевидно, что без специально обученных профессионалов справиться с такими чрезвычайными ситуациями нельзя. Идея создания новой службы, как он говорит, витала в воздухе. В итоге 27 декабря 1990 года Совет Министров РСФСР принял постановление о создании Российского корпуса спасателей численностью в несколько десятков человек, а уже в апреле следующего года его главой был назначен Шойгу (в том же году корпус переименовали в Госкомитет по чрезвычайным ситуациям).
С самого начала глава нового ведомства стал лично выезжать на все серьезные ЧС и руководить их ликвидацией. Тогда это считалось в порядке вещей, ведь со многими своими подчиненными Шойгу был давно знаком и общался на "ты". По его словам, это было время энтузиастов, романтиков, но требования к ним были самые серьезные. Каждому новому сотруднику он говорил: "Ты пришел не подвиги совершать, а работать для людей за государево жалованье. Запомни: подвиги совершаются в другом месте...".
Однако именно за работу в МЧС спустя несколько лет, в сентябре 1999 года, Шойгу был удостоен звания Герой России - "за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в экстремальных ситуациях".
Почти сразу задачи спасателей оказались намного шире и сложнее, чем они предполагали. В 1992-93 годах во время конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, а также во время осетино-ингушских столкновений главе ГКЧС пришлось задействовать все свои дипломатические и организаторские способности, чтобы остановить кровопролитие и провести сложнейшие гуманитарные операции. Доверие президента Бориса Ельцина он оправдал, и в 1994-м госкомитет стал полноценным министерством. Почти сразу для новоиспеченного министра последовало еще одно серьезное испытание - война в Чечне. Эвакуация и размещение пострадавших, доставка гуманитарной помощи, разминирование и многое другое легло на плечи спасателей в этой "горячей" точке. Возможно, именно тогда в массовом сознании россиян начал формироваться тот образ Шойгу, к которому сегодня все привыкли - главного спасателя страны, уверенного в себе "человека дела". Этим молодой министр выделялся на фоне генералов-силовиков, для которых первая чеченская кампания складывалась явно не лучшим образом.
Сильнейшее землетрясение на Сахалине в 1995 году, уничтожившее многотысячный Нефтегорск, по словам главы МЧС, надолго врезалось в его память. Сотрудники министерства сутками не вылезали из завалов, проявляя чудеса мужества. Наградой им становились уникальные случаи спасения людей. Но сохранить жизнь удалось далеко не всем. Шойгу рассказывал, как спустя несколько дней после землетрясения спасатели под развалинами нашли мужчину. Все это время его ноги были зажаты бетонной плитой. Мужчина находился в сознании и надеялся, что его скоро освободят. Однако врачам стало ясно, что как только плиту поднимут, отравленная токсинами кровь от конечностей попадет в почки и человек умрет. "Когда ему сказали об этом, он попросил водки и сигарету. Выпил, покурил и сказал "Поднимайте!", - вспоминал Шойгу. Мужчина умер на руках у спасателей. Тот случай, по словам министра, стал одним из толчков к созданию уникальной мобильной установки по очистке крови, которую сейчас используют в МЧС.
Позднее главе "чрезвычайного" ведомства не раз доводилось сталкиваться с ситуацией отчаяния и неверия, но сам он публично никогда не давал повода усомниться в своих силах. Даже когда в буквальном смысле почти ушел под воду вместе с якутским городом Ленск во время катастрофического наводнения весной 2001 года. Он мог улететь в Москву и руководить эвакуацией тысяч жителей из своего кабинета, но предпочел остаться в затопленной школе с одним спутниковым телефоном и надеждой, что вода начнет отступать. Вода ушла, но возвращаться людям было некуда - в полностью разрушенном городе спасшиеся от наводнения рисковали встретить якутские морозы под открытым небом. Сроки восстановления были сорваны по вине нерадивых чиновников, и спасать Ленск снова поручили Шойгу, чей опыт строителя и организатора пригодился как нельзя кстати.
Так сложилось, что Шойгу по роду своей службы прошел через все трагедии новейшей истории России: взрывы домов в Москве в 1999-м, "Норд-Ост", Беслан, где от пуль террористов погибли в том числе и двое спасателей, катастрофы самолетов, теракты в столичном метро... Своей основной работы ему хватало все эти 20 лет, но, наверное, он не был бы самим собой, если бы на рубеже 2000-х отказался поддержать инициативы премьера, а затем президента Владимира Путина по восстановлению страны. Министр не понаслышке знал проблемы регионов, где ему часто доводилось бывать, и видел общий упадок экономики, который приводил к росту аварий и происшествий. "Больше всего в людях не приемлю зависть и равнодушие", - не раз говорил он. Оставаться в стороне от политики самый популярный член правительства больше не мог и осенью 1999-го он возглавил список "Единства" на выборах в Госдуму, а позднее стал сопредседателем Высшего совета "Единой России".
Впрочем, бросать родное министерство и уходить в политику Шойгу не стал. Он принимал участие во всех думских предвыборных кампаниях, выступая в роли политического тяжеловеса и "паровоза", но всякий раз отказывался от мандата, предпочитая работу, в которой считал себя профессионалом. Стоит отметить, что не все инициативы Шойгу-политика находили отклик среди избирателей, несмотря на популярность Шойгу-министра. К примеру, предложение лишать россиян гражданства за неучастие в голосовании политические оппоненты главы МЧС потом долго использовали для нападок на него. Однако в целом ему удалось остаться в стороне от скандалов, связанных с "Единой Россией" даже во время декабрьских, неудачных для партии выборов (Шойгу возглавлял список по Красноярскому краю, куда его прочили в губернаторы).
Наследство Шойгу
За прошедшие два десятилетия Шойгу удалось создать структуру, не имевшую до этого аналогов в нашей стране и не имеющую до сих пор аналогов в мире по своим возможностям. Если на заре МЧС, по воспоминаниям его основателя, все начиналось с одного кабинета в центре Москвы и небольшой группы единомышленников, то сегодня - это почти 300 тысяч человек (третье по численности министерство в России) и около 30 тысяч единиц техники. Ведомство объединяет специалистов самого широкого профиля: от саперов и экспертов по радиационной и химической защите до кинологов и психологов. В его состав входят войска гражданской обороны, государственная инспекция по маломерным судам, горноспасатели, научно-исследовательские центры и образовательные учреждения.
Основу МЧС составляют пожарно-спасательные подразделения, которые несут основную тяжесть работы по спасению людей. За 20 с лишним лет число спасенных жизней превысило миллион - эту цифру Шойгу считает главной при оценке деятельности своего министерства. Только за последние десять лет, после передачи пожарной охраны из МВД в ведение МЧС, количество пожаров и погибших в них в стране сократилось более чем на треть (в 2011 году в РФ произошло 168 тысяч пожаров, на которых погибли около 12 тысяч человек).
Еще более серьезных успехов удалось добиться в сфере безопасности на воде, после того, как в 2003 году в состав министерства передали Государственную инспекцию по маломерным судам. Если раньше гибель людей на воде в России составляла 14-16 тысяч человек в год, то сегодня - около 7 тысяч.
Техническая оснащенность ведомства вызывает зависть у иностранных коллег - российское министерство располагает собственным парком авиации, включая самолеты-амфибии, и может в течение суток перебросить спасателей в любую точку планеты. На вооружении министерства находятся самые современные образцы пожарно-спасательной техники, суда на воздушной подушке, роботы.
Всего за 20 лет МЧС России приняло участие в более чем 400 гуманитарно-спасательных операциях в десятках стран.
Главным итогом деятельности Шойгу на посту министра можно считать то, что он сумел объединить разобщенные спасательные формирования страны (федеральные, региональные и муниципальные) в общероссийскую систему реагирования на чрезвычайные ситуации, куда вошли также войска гражданской обороны, подразделения других министерств и ведомств. Численность спасателей за два десятилетия выросла в разы, в том числе благодаря усилиям министра, который из года в год добивался от глав регионов выделения средств для предупреждения ЧС, оснащения спасателей, создания резервов. При этом в правительстве Шойгу давно заслужил репутацию одного из самых эффективных лоббистов - бюджет министерства только за последние годы увеличился в разы и составляет в этом году около 170 миллиардов рублей.
Комментируя свой имидж, глава МЧС в беседе с журналистами вспоминал забавный случай. После очередной смены правительства в конце 90-х к нему обратился один из новоиспеченных коллег и спросил, что нужно сделать, чтобы кабинет министров принял "нужное решение" по определенному вопросу. Шойгу намек чиновника понял и с серьезным видом посоветовал ему вложить купюры прямо в папки с документами к заседанию правительства. Поступил ли так чиновник, неизвестно, но в кабинете министров, по словам главы МЧС, он надолго не задержался.
Обвинения в непомерно раздутом бюджете и коррупции в рядах министерства от недоброжелателей Шойгу звучали неоднократно, однако многочисленные проверки надзорных органов не выявили никаких серьезных нарушений. Дело генерала Владимира Ганеева, возглавлявшего службу собственной безопасности МЧС и одновременно, как выяснилось, банду "оборотней в погонах", стало, скорее, исключением из правил. Рейтинг министра как в глазах руководства страны, так и населения неизменно был самым высоким среди всех членов правительства. Одним из доказательств этого может служить серия анекдотов про Шойгу, наличие которых во все времена считалось признаком популярности.
Впрочем, даже самый популярный министр оказался под шквалом общественной критики, когда летом 2010-го огонь лесных пожаров охватил десятки регионов страны. Именно его тогда часто обвиняли в сложившейся ситуации, хотя охраной лесов МЧС по закону не занимается. Тем не менее, Шойгу вышел и из этой кризисной ситуации: министр не только сохранил свой пост, но и добился существенных ассигнований на закупку противопожарной техники.
Кроме того, по его инициативе была начата реформа государственного пожарного надзора в стране, во время которой основной упор был сделан на обеспечение безопасности в детских учреждениях и местах массового пребывания людей. В результате уже больше пяти лет на пожарах в школах России не погиб ни один ребенок. Однако трагедии в домах престарелых, интернатах и ночных клубах, которые унесли сотни жизней, свидетельствуют о том, что в области пожарной безопасности предстоит еще многое сделать. Сам Шойгу видит главную проблему в несовершенстве российского законодательства, в частности, в отсутствии страховых механизмов, которые бы возложили ответственность за безопасность людей на владельцев заведений.
Кто станет министром №2?
Вопрос о возможных преемниках Шойгу поднимался каждый раз, когда заходила речь о вероятной отставке основателя и лидера министерства. Однако всякий раз реальной кандидатуры преемника никто предложить не мог - выстроенная система ведомства, несмотря на всю основательность и устойчивость, у многих ассоциировалась только с личностью министра. Такого же мнения придерживались и большинство сотрудников МЧС, у которых были все основания считать его лучшей фигурой на этом посту, так как темпы развития министерства и социального обеспечения спасателей заметно опережали показатели других ведомств силового блока. В руководстве страны долгие годы тоже предпочитали не искать "от добра добра" и доверяли управление многотысячной структурой зарекомендовавшему себя профессионалу. В результате сложилась ситуация, когда, несмотря на принцип постоянной ротации в руководстве МЧС, его главный руководитель оставался незаменимым.
Одно время преемником Шойгу считался его друг и первый заместитель Юрий Воробьев, но в 2008 году он ушел в Совет Федерации, где сейчас занимает должность вице-спикера. Связь с министерством он не утратил и, по-прежнему, возглавляет общественную организацию "Российский союз спасателей". Однако в последние дни в качестве преемника называют не Юрия Воробьева, а его сына - вице-спикера Госдумы, лидера фракции единороссов Андрея Воробьева. Молодой, но уже достаточно опытный 41-летний политик раньше не работал в МЧС и лишь некоторое время в 2000 году был помощником Шойгу, который тогда занимал пост вице-премьера.
Другим кандидатом считают 52-летнего заместителя министра - статс-секретаря Владимира Пучкова. Кадровый офицер, прошедший все ступени карьерного роста в МЧС, он является противоположностью Воробьева, так как никогда не был связан с политической деятельностью и занимался вопросами в рамках компетенции своего министерства.
Кандидатура Воробьева укладывается в концепцию радикального обновления правительства, которую предложил президент Медведев, а Пучков досконально знаком с работой сложного механизма "чрезвычайного" ведомства. Впрочем, нельзя исключать и появление в этом списке какой-то третьей кандидатуры. Как бы то ни было, любому из преемников придется учитывать сложившиеся за 20 лет в МЧС реалии и поддерживать статус одного из самых эффективных министерств страны. Кроме того, новому министру предстоит выдержать сравнения с Шойгу, которые будут проводить не только сотрудники МЧС, но и многие россияне.
"Быть добру"!
В памяти сотрудников МЧС Шойгу останется требовательным и жестким шефом, который "стоит горой" за своих, но без колебаний "сдает" предателей, как это было с генералом Ганеевым и рядом других коррупционеров министерства. Его авторитет среди спасателей сопоставим, пожалуй, лишь с авторитетом легендарного основателя ВДВ Василия Маргелова среди десантников.
Шойгу никогда не был публичным политиком и не пытался выглядеть эффектно в глазах начальства или телеаудитории. "Я мечтаю о том, чтобы люди забыли, кто такой Шойгу и что такое МЧС", - как-то сказал министр, имея в виду сокращение до нуля чрезвычайных ситуаций.
На заседаниях правительства он старался говорить коротко и по существу, но мог и "пройтись" по коллегам, которые, на его взгляд, предлагали глупости. Еще более прямолинейно он вел себя на совещаниях, связанных с решением порученных ему задач. Здесь доставалось не только своим, но и чужим. "Не надо меня лечить, я вам не девочка!", - мог заявить министр завравшемуся чиновнику. Гражданский по образованию он "строил" подчиненных как кадровый военный и наводил армейскую дисциплину и порядок во всем, чем занимался, даже если это касалось его увлечений.
К примеру, археологические раскопки в крепости Пор-Бажын в Туве были организованы Шойгу в 2007 году со всей "чрезвычайной" обстоятельностью, в чем смогли лично убедиться Владимир Путин и князь Монако Альбер, побывавшие в лагере археологов. Министр, несмотря на занятость, никогда не забывал свою малую родину, изучал ее историю и культуру, что нашло отражение в изданной им книге "Тувинская тетрадь".
В общении с прессой Шойгу, как правило, был немногословен, хотя мог и провести "ликбез", если ему казалось, что СМИ неверно отображают работу его подчиненных. В декабре, ко Дню спасателя, министр проводил неформальные встречи с журналистами, которые работают с МЧС. В такой обстановке, "не под запись" он произносил любимые тосты "За мир, дружбу, спасательную службу!" и "Быть добру!".
Совместная работа сблизила Шойгу с очень разными людьми. К примеру, несмотря на свой статус единоросса министр в хороших отношениях с оппозиционным музыкантом Юрием Шевчуком, который не раз участвовал в миссиях МЧС. Таким же образом во время трагедии в Нефтегорске Шойгу подружился с режиссером Никитой Михалковым, когда тот передавал гуманитарную помощь пострадавшим. С прославленным хоккеистом Вячеславом Фетисовым глава МЧС любит погонять шайбу за команду ветеранов ЦСКА. В числе друзей министра и писатель Михаил Жванецкий.
Выросший в тайге Шойгу до сих пор предпочитает проводить свой отпуск на природе, как правило, в Саянах, где занимается охотой, рыбалкой и сплавом по рекам. Как и многие заядлые охотники коллекционирует холодное оружие. Любит бардовскую песню, из эстрадных исполнителей - Пугачеву и Розенбаума. Еще министр собирает предметы восточного искусства - фигурки Будды из разных стран, образцы китайской резьбы по дереву, фарфоровые статуэтки, бронзовые изделия. Любит собирать причудливые корни и делать из них скульптуры.
Новый вызов
"Главная его черта, я бы сказал, - это не успокоенность. Он постоянно ставит новые задачи, объединяет людей для достижения новых целей, создает вокруг себя энергетическое поле. У него, конечно, непростой характер, напористый, он бывает упрямым в достижении каких-то целей, которые считает важными", - говорит о министре его друг Юрий Воробьев.
Вряд ли стоит сомневаться, что должность губернатора Московской области изменит характер главного спасателя страны. Действующий глава Подмосковья Борис Громов уверен, что его преемник справится с проблемами региона. Сам Шойгу, который всегда называл себя "командным человеком", уже заявил, что готов к новой работе, если ему поручат.
"Регион большой и интересный. Думаю, скучать не придется. Будет доверено - будем работать!" - говорит он.