МОСКВА, 20 сенТЯБРЯ - РИА Новости. Четыре финалиста конкурса на реконструкцию московского Политехнического музея, объявленные во вторник, предлагают разбить вокруг здания на Новой площади сад, сделать его внутреннее пространство единым, надстроить его прозрачным этажом и снабдить выходом прямо в метро.
Финалистов определило жюри, куда вошли архитекторы, критики и представители Минкультуры. Ими стали известный японский архитектор, лауреат "Золотого льва" Венецианской биеннале Джунья Ишигами (Junya Ishigami), работавший совместно с компанией Arup; петербургское бюро "Студия 44" во главе с Никитой Явейном, занятое сейчас реконструкцией Главного штаба; автор нью-йоркского Музея кино Томас Лизер (Thomas Leeser), некогда выигравший конкурс на строительство музея мамонта в Якутии, а над Политехом работавший вместе с Михаилом Хазановым, и голландское бюро Neutelings Riedijk Architecture в сотрудничестве с руководителем бюро "Проект Меганом" Юрием Григоряном.
"Весной этого года дизайн-бюро Event Communications разработало концепцию, сейчас подводятся предварительные итоги конкурса на архитектурную идею реконструкции", - сказал журналистам директор Политеха Борис Салтыков.
Он подчеркнул, что сам Политехнический в этом процессе выступает в качестве наблюдателя: организацией конкурса занимался Фонд развития музея, а выбор победителя будет осуществлять попечительский совет во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым.
"В конце этого месяца попечительский совет выберет победителя, и это решение будет окончательным", - подчеркнула глава Фонда развития музея Юлия Шахновская.
Вместе с тем, как сказал член жюри конкурса, архитектурный критик Григорий Ревзин, представленные на выставке в Политехе четыре проекта-финалиста - "скорее идеи, стратегические линии", и не факт, что все будет осуществлено в том же виде, в каком спроектировано.
Однако все четыре финалиста решают три ключевых задачи: как открыть окруженный дорогами музей для города, как создать его визуальную идентичность и как сохранить при этом в нетронутом виде памятник архитектуры. "Это абсолютная головоломка: нужно резко поменять связь с городом, резко поменять облик, но менять нельзя ничего", - прокомментировал Ревзин.
Как добавила Шахновская, параллельно производится выбор генерального проектировщика, которому предстоит "перевод замечательных идей на российские бумажки". Эта работа должна закончиться к концу следующего года, после чего можно будет приступать к реконструкции. Открытие обновленного музея намечено на 2016-й год.
Представляя проекты, Ревзин отметил, что самым радикальным подходом отличаются Ишигами и Явейн.
Джунья Ишигами, по его словам, выдвинул идею музея-парка. Здание Политеха в Лубянском проезде он предлагает со всех сторон окружить садом, открыв при этом подземный уровень и превратив его в продолжение зеленой зоны. "Таким образом, музей оказывается очень активной частью городской среды, а техника предстает не как оружие, а как органическое продолжение жизни. Она не побеждает природу, а растет, как травка", - объяснил критик.
Внутренние дворы, согласно японскому проекту, должны быть затянуты прозрачной пленкой. "Это бестелесная штука, которой еще никто в мире ни разу не построил. Это изобретение, но Москва - не лучшее место для проверки изобретений: у нас конструктивные нормы на несколько поколений отстают от мировых", - посетовал Ревзин, признав при этом, что авторы пленки, фирма Arup, имеют безупречную репутацию.
Никита Явейн предлагает сделать выход в Политехнический музей прямо из двух соседних станций метро, "Лубянки" и "Китай-города". Тогда, по словам критика, Политех станет совсем как Лувр, туда пойдут гигантские потоки людей, "он немедленно сделается главным объектом Москвы", что "логично с точки зрения транспорта, но по смыслу правильно". При этом, правда, не очень ясно, как министерство культуры станет решать проблему с метро.
Внутреннее пространство музея "Студия 44" объявляет непригодным для циркуляции посетителей: в нынешнем виде он функционирует не как единое целое, а скорее как многоподъездный дом. Чтобы искоренить эту проблему, Явейн предлагает снести все внутренние стены, оставив только столбы и арки, то есть скелет здания. В итоге должно получиться универсальное пространство, напоминающее античную базилику или вестибюль метро. "С точки зрения музейной функции - великолепно, но с точки зрения охраны памятников - боюсь, что караул", - резюмировал критик.
Американский и голландский проекты предполагают сооружение навесного дополнительного этажа.
Лизер превращает перекрытие над внутренними дворами в новый объем, прозрачный и сверху, и снизу. "Это дико современно и создает для музея очень сильную идентичность в городе", - признает Ревзин, напоминая, что нечто подобное было реализовано в музее Акрополя рядом с Парфеноном. "Мы получаем поразительное пространство над Москвой, замечательные виды, потрясающий опыт", - отмечает Ревзин, признавая при этом, что американский проект видоизменяет силуэт Политехнического музея, а он является предметом охраны.
Наконец, голландское бюро "Нойтлингс Ридайк" встраивает между двумя дворами сигарообразную вытянутую конструкцию, напоминающую гигантский дирижабль или ракету, а заодно, подобно Ишигами, открывает подвалы.
"Выбирать из четырех финалистов - очень сложная задача. Во всех случаях имеются проблемы с охраной памятников и идентичностью объекта. Но на что-то мы должны решиться", - заключил Ревзин.
Он признал, что по его личному мнению "наиболее травматичным" в силу своей экспериментальности может стать решение Ишигами, а "самым естественным" кажется проект Лизера, однако архитектурный критик в данном случае выступает лишь как эксперт музея, и попечительский совет может не учитывать его позицию.