Люди строят небоскребы уже не одно десятилетие, и во многих городах мира они давно стали привычной застройкой. Однако, поскольку всякое действие обычно находит противодействие, на каждого фаната супервысоток найдется и скептик, который скажет, что малоэтажные дома гораздо комфортнее для жизни человека. Подобные споры могут вестись и простыми любителями архитектуры, и профессионалами.
О том, для чего все-таки нужно строить небоскребы, каковы шансы российских компаний на мировом рынке высотного строительства и какой же высоты может достичь самое высокое здание в мире, рассказал в интервью РИА Новости президент Всемирного совета по высотным зданиям и городской среде (CTBUH) профессор Санг-Дэ Ким.
- Господин Ким, расскажите, для чего создавался ваш совет?
- Когда речь идет о строительстве больших объектов, например, судов или небоскребов, обязательно должна быть совместная работа проектировщиков, конструкторов, других специалистов, которые работают сообща, обмениваются опытом. При этом они оказывают друг другу содействие, делятся своими знаниями и опытом с представителями молодого поколения. Вот эти функции и выполняет организация, которую я возглавляю.
- Как вы считаете, есть ли в России необходимость создания подобной национальной организации?
- В России существует представительство нашего совета. Если говорить о национальном объединении, то почему бы нет? Даже мобильные телефоны в разных странах производятся по-разному.
- А каково ваше впечатление о состоянии высотного строительства в России? Например, в рамках вашего визита в Россию вы посетили ММДЦ "Москва-Сити"…
- Первое мое впечатление – те строительные технологии и подходы к строительству высотных зданий, которые у вас используются, выгодно отличаются от многих других стран.
Я инженер, и у меня свой взгляд на вещи. Когда я посещаю объекты, я уже по внешнему виду могу сделать целый ряд выводов. Когда мы были в "Городе столиц" в "Москва-Сити", я увидел то, что обе башни – результат огромной исследовательской, научной работы. Это результат анализа мирового опыта. И если говорить о качестве строительства, то это качество в России можно характеризовать как соответствующее лучшим мировым стандартам.
Есть еще кое-что, что мне хотелось бы отметить. Для реализации проектов высотных зданий – например, в Саудовской Аравии, в Дубае – привлекаются иностранные подрядчики. Так, чтобы поучаствовать в проекте, между собой конкурируют компании из США, Японии, Австралии, Южной Кореи, ведь любой проект по сооружения высотного комплекса – это огромные деньги, и компания, которая выигрывает конкурс на реализацию того или иного проекта, хорошо на этом зарабатывает.
При этом, побеждая, компания не просто получает возможность хорошо заработать, но и вносит существенный вклад и в развитие экономики своей страны. Мне кажется, что с учетом высокого уровня строительных технологий в России, у российских компаний есть очень неплохая возможность принести выгоду экономике вашей страны, если они будут принимать участие в проектах в других странах …
- Но, по сути приглашая российские компании к участию в проектах строительства небоскребов, как вы оцениваете их шансы на победу?
- Пытаться всегда нужно! Правило такое: пробуете - не получается – надо второй раз пробовать. Разу к десятому, глядишь, и получится… Чем дальше, тем выше будут ваши шансы. Новички, как правило, конкурентам проигрывают.
Есть целый ряд стран, в первую очередь Китай, которые участвуют в разных конкурсах, где нужно продемонстрировать свои конкурентные преимущества. Китайские строители часто одерживают победу из-за того, что предлагают низкие расценки. Но, даже занижая расценки, им не всегда удается достигать успеха, потому что инвесторы проектов смотрят еще и на технический уровень, которым обладает тот или иной претендент. А это означает, что нужно копить опыт, причем опыт передовой. Начинать для этого надо дома, в своей стране.
- Среди некоторых архитекторов есть мнение, что малоэтажные дома более комфортны для жизни людей. Как бы вы могли "защитить" небоскребы?
- Низкие здания со своей стороны хороши, и нас вполне устраивают малоэтажные сооружения. Более того, люди всегда были довольны и жили в невысоких домах и тысячу, и 2 тысячи лет назад. Но у высотных зданий есть свои преимущества. Многое зависит от конкретных обстоятельств, от задач, от страны. Никто не говорит, что высотным строительством нужно заниматься только из-за того, что мы переживаем эру технологического развития, и небоскребы – своего рода символ новых технологий.
Если взять город с населением, превышающим 10 миллионов человек, то тогда вполне естественно и логично строить высотные здания. Речь прежде всего о мегаполисах, где активно действует бизнес, где расположены штаб-квартиры крупных корпораций.
Напротив, в небольших городах высотные здания вряд ли имеют смысл. Даже в той же Москве необязательно, чтобы чуть ли не каждый район имел свой комплекс высотных зданий. Лучше, чтобы здесь был выделен небольшой район, который бы ими застраивался.
- В каких регионах мира сейчас активнее всего развивается высотное строительство и почему?
- В первую очередь в азиатских странах – таких как Китай, Индия, то есть странах с большим населением, где очень остро стоят жилищные проблемы, которые нужно решать. К примеру, в Мумбае есть районы, где проживают в основном бедняки, это трущобы. Индийские власти приняли решение очистить эти территории и воздвигнуть 50-этажные жилые здания. А это означает, что для многих, кто будет проживать в этих зданиях, жилищные условия будут существенно улучшены. Повышается общий уровень жизни народа. А это обязательно приведет к более эффективному труду на производстве, люди будут ставить перед собой более амбициозные задачи, и в итоге общий уровень жизни по всей Индии будет повышаться. Вот этим и интересно дело строительства высотных зданий.
- Вы хотите сказать, что высотное строительство сегодня может характеризоваться задачей обеспечить жильем большое число людей? Есть ли какие-то еще тенденции?
- Еще один пример. В настоящее время в мире остро стоит вопрос о парниковых газах, о сокращении выбросов углекислого газа. А вы, живя в Москве, можете работать центре города и жить за городом, тратить на дорогу не менее двух часов в день. Если вы перемещаетесь на машине, вы сжигаете литры и литры бензина, а это источник углекислого газа. Один из способов решения насущных экологических проблем как раз и заключается в сокращении этих ежедневных поездок. Есть ряд специалистов, которые считают многоэтажное строительство способом создания того, что они называют вертикальными городами.
Допустим, есть высотная башня. В ней может находиться и офис, в котором вы работаете, и ваша квартира, и больница, почта. Это означает, что в принципе пребывание в таких маленьких автономных городах может быть очень комфортным.
- На какие бы проекты, которые могут быть реализованы в ближайшем будущем, вы советуете обратить внимание?
- Сейчас на стадии проектирования находится один очень крупный интересный объект. Речь идет о проектировании и строительстве здания высотой более километра. В нем должно быть около 200 этажей, а для его реализации был выбран город Джидда в Саудовской Аравии (небоскреб Kingdom Tower, построить который намерена девелоперская компания, принадлежащая семье Осамы бен Ладена – ред.). Но вот какая вещь. Население Саудовской Аравии не очень большое. Своих крупных корпораций у них также немного. Это и не самое посещаемое туристами место. Если честно, я не знаю, по каким соображениям они решили построить у себя самое высокое здание в мире. Но средствами они располагают, так что вольны принимать решения.
- А какова может быть максимальная высота небоскреба, есть ли какой-то лимит?
- Вот этого я не знаю. В своих мечтах, в своем желании чего-то добиться человек никогда не ограничен. Единственное, что я знаю: чем выше здание, тем менее оно эффективно. Пока можно говорить о том, что наиболее приемлемым является стоэтажное здание. Потому что если высота превышает 100 этажей, то эффективность сразу резко снижается по всем показателям.
С другой стороны, не всегда эффективность является решающим фактором. Кто сказал, что кольцо с бриллиантом на руке красивой девушки – это эффективно? А красивая дорогая дамская сумочка – это эффективно? Тоже вряд ли. Не все в нашей жизни можно объяснить показателями эффективности.
- То есть после километрового гиганта можно будет ждать и башню высотой и 1,5 километра, и 2 километра?
- Конечно, исключить ничего нельзя. Я слышал, уже поговаривают о создании проектов высотой в 1 милю. А это уже много больше, чем 1 километр (миля – 1,609 километра – ред.). Кто знает, кто потом решится этот рекорд побить?..
Беседовала Анастасия Вдовенко