Рейтинг@Mail.ru
От царской Москвы до лужковской – взгляд на столицу с борта теплохода - Недвижимость РИА Новости, 26.07.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

От царской Москвы до лужковской – взгляд на столицу с борта теплохода

Читать в
Большинство из нас навскидку сможет назвать лишь один способ передвижения по Москве без пробок – метро. Но, увы, кроме рельсов, тоннелей и проводов, там можно увидеть лишь станции. Вместе с тем, существует из еще один способ насладиться видами столицы в дороге без заторов – плывя по Москве-реке.

Большинство из нас навскидку сможет назвать лишь один способ передвижения по Москве без пробок – метро. Но, увы, кроме рельсов, тоннелей и проводов, там можно увидеть лишь станции.

Вместе с тем, существует из еще один способ насладиться видами столицы в дороге без заторов – плывя по Москве-реке. А уж сколько всего интересного тут можно увидеть: и дореволюционный город, представленный церквями и соборами, и сталинское время в лице высоток и рядовых сталинских зданий, и хрущевский период, выраженный в грандиозных постройках времен "оттепели", и современную лужковскую Москву, представленную постройками 1990-х годов и многое другое.

Существует несколько маршрутов теплоходов по Москве-реке. Самый продолжительный начинается с причала возле Киевского вокзала – одного из девяти железнодорожных вокзалов Москвы, памятника архитектуры и инженерного искусства, а заканчивается возле Новоспасского моста, недалеко от станции метро "Пролетарская". Что же можно увидеть за эти полтора часа плавания?


Царская Москва

Первым объектом царского времени, который предстает перед пассажирами во всей красе, является Киевский вокзал, расположенный на том же берегу, что и пристань, откуда отходит теплоход. Несмотря на то, что первый поезд отправился с вокзала уже после Октябрьской революции 1917 года – в феврале 1918 года, строиться вокзал начал еще в 1914 году под руководством архитектора Ивана Рерберга. Кстати, изначально Киевский вокзал именовался Брянским и лишь в 1934 году получил свое нынешнее название. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира, а общая площадь его составляет более 36 тысяч квадратных метров.

На пути следования теплохода от Киевского вокзала вы также можете увидеть Новодевичий монастырь - православный женский монастырь, основанный великим князем Василием III в 1524 году в честь Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия". Рядом с монастырём расположены Новодевичье кладбище, Большой Новодевичий пруд и сквер, по берегу пруда проложена аллея, ведущая к белокаменному мосту и скверу.

Плывем, а точнее, идем – ведь суда по воде ходят, а не плавают – дальше. Добрую половину пути придется подождать прежде, чем перед нами предстанет кондитерская фабрика "Красный Октябрь" – одно из старейших кондитерских предприятий России, основанное в 1851 году. В 2007 году цеха "Красного Октября" были выведены из центра Москвы, а в историческом здании на Берсеневской набережной остался только музей и цеха по производству шоколада ручной работы.

Несколько минут, и мы попадаем в настоящую изюминку Москвы – московский Кремль. Величественные стены, колоритные башни, золотистые купола храмов – все это завораживает с первого взгляда. Сам Кремль представляет собой неправильный треугольник площадью 27,5 гектара, южная стена которого обращена к Москве-реке, северо-западная – к Александровскому саду, а восточная – к Красной площади. На его территории находится много исторических зданий, например, Успенский собор, Благовещенский собор, Грановитая палата, Архангельский собор, колокольня Ивана Великого, здание Арсенала и Сената.

Сталинская Москва

Одним из наиболее одиозных правителей нашей страны был Иосиф Сталин, запомнившийся миру своей решительностью и жесткой формой правления. Немалый след он оставил и в архитектуре Москвы. Чего стоят его небоскребы – семь высотных зданий, ставшими визитными карточками для столицы. Одной из таких высоток является главное здание Московского государственного университета (МГУ), расположенное на Воробьевых горах. Это первый знаковый объект сталинской эпохи в нашей экскурсии, который можно встретить на своем пути на теплоходе от Киевского вокзала. Корпус был построен в 1949-1953 годах, его высота составляет 182 метра, (с учетом шпиля – 240 метров), этажность центрального пролёта – 36 этажей. В главном здании размещены геологический, механико-математический и географический факультеты, ректорат и администрация, научная библиотека, музей землеведения, актовый зал на 1,5 тысячи человек и Дом культуры МГУ.


Одним из самых любимых мест отдыха москвичей является Центральный парк культуры и отдыха имени Горького. А ведь он тоже является памятником сталинской эпохи: парк был разбит в 1928 году на территории в 100 гектаров. По состоянию на лето 2010 года на территории находится детский "Луна-парк", комплекс аттракционов "Чудо-град", видеосалон и многое другое. Зимой, когда аттракционы закрывают, в парке заливают крупнейший в Москве каток под открытым небом.

Рядом с Парком имени Горького располагается один из висячих мостов через Москву-реку – Крымский. Он расположен на трассе Садового кольца и соединяет Крымскую площадь с улицей Крымский Вал. Мост был открыт 1 мая 1938 года и в то время вошёл в первую шестёрку мостов Европы по длине речного пролёта - 168 метров. Мост имеет три пролёта; его общая длина – 688 метров, а ширина – 38,5 метра.

Еще одной сталинской высоткой, встречающейся на пути во время путешествия по Москве-реке, является жилой дом на Котельнической набережной. Комплекс был построен в устье Яузы в 1948-1952 годах. Курировал строительство, в том числе, настоял на выборе площадки для строительства дома Лаврентий Берия. Центральный объём насчитывает 26 этажей (32 вместе с техническими этажами) и имеет высоту 176 метров. В высотке расположены 540 квартир, из них 336 двухкомнатных, 173 трёхкомнатных, 18 четырёхкомнатных и 13 однокомнатных квартир. К нему примыкает "старый", 9-этажный жилой корпус, выходящий на Москву-реку, спроектированный теми же авторами в 1938 году и завершённый 1940. Всего в здании находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр "Иллюзион".

Москва хрущевская

Примерно через 25 минут после отплытия от причала возле Киевского вокзала слева можно увидеть одно из самых грандиозных строений современной Москвы - "Лужники" - самый крупный стадион в России и один из крупнейших в мире. Сейчас стадион имеет футбольное поле с искусственным синтетическим покрытием пятого поколения. Количество зрительных мест – 78,36 тысячи, к чемпионату мира по футболу 2018 года планируется создать дополнительные места, и их число достигнет 89,318 тысячи мест.

Сразу за "Лужниками" есть еще один объект хрущевской эпохи - Лужнецкий (Лужниковский) метромост - двухъярусный арочный мост из предварительно напряжённого железобетона через Москву-реку, соединяющий "Лужники" и Воробьёвы горы. Верхний ярус - автомобильный, нижний - станция Сокольнической линии Московского метрополитена "Воробьёвы горы". Мост был открыт 12 января 1959 года, но быстро пришёл в негодность, поэтому в 1998-2002 годах он был фактически выстроен заново с использованием сохранившихся несущих арок и русловых опор.

Следующее здание можно также смело отнести к эпохе Хрущева – это здание Российской академии наук (РАН) – 22-этажное сооружение, которое возводилось с конца 1960-х по начало 1990-х годов. Известно в народе как "золотые мозги", так как на его крыше расположены знаменитые солнечные батареи. Фасады комплекса облицованы уральским мрамором, удачно сочетающимся с оригинальным остеклением его верхней части.

Проплываем Крымский мост и справа нам открывается Центральный дом художника (ЦДХ) - один из самых известных выставочных центров России, чей проект был утвержден к строительству в марте 1964 года, а строительство началось в 1965 году. Сам Центральный дом художника открылся в ноябре 1979 года. В здании ЦДХ также находится, занимая более половины его площади, постоянная экспозиция Третьяковской галереи, посвященная искусству XX века.

Москва лужковская

Заключительная эпоха, которой можно насладиться, плывя на теплоходе по Москве-реке – эпоха предыдущего мэра Москвы – Юрия Лужкова, возглавлявшего столичную мэрию более 18 лет. Первым интересным объектом на пути следования речного трамвайчика, построенным во времена правления Лужкова, является мост Богдана Хмельницкого, расположенный вблизи Киевского вокзала. Это стальной арочный мост через Москву-реку, соединяющий Бережковскую и Ростовскую набережные. Когда-то мост был Краснолужским железнодорожным мостом в Лужниках, однако в 2000 году его перенесли на новое место, к площади Европы около Киевского вокзала. Общая длина моста составляет 235 метров, в то время как длина основного пролета равна 135 метрам.

Справа по ходу теплохода можно увидеть одну из самых знаковых строек современности - так называемый "Дом на Мосфильмовской", который является восьмым по высоте зданием в России. Жилой комплекс состоит из двух высотных башен разной формы, высоты (213,3 метра и 131 метр) и этажности (54 этажа и 34 этажа), соединённых между собой малоэтажной секцией.

Не менее знаковая стройка открывается за спиной у плывущего - ММДЦ "Москва-Сити", строительство которого ведется на Пресненской набережной, на месте бывшей каменоломни на территории общей площадью около 100 гектаров. В настоящий момент окончательно построено пять объектов, относящихся к ММДЦ – "Экспоцентр", "Башня 2000" с торгово-пешеходным мостом "Багратион", "Башня на набережной", "Северная башня" и "Город Столиц" – и ведется строительство еще девяти объектов.

Рассматривая столичные виды с борта теплохода стоит обратить внимание и на еще один мост лужковской эпохи – Пушкинский. Этот мост, построенный в 1905–1907 годах на 35-м километре малого кольца Московской окружной железной дороги, раньше был железнодорожным. Но именно при Лужкове, в 1998 году, он был спущен в 1998 году на полтора километра вниз по течению реки. В итоге старый мост приобрел не только новое место, но и светопрозрачное покрытие, мраморные полы, эскалаторы, а также получил украшенные "шишечками" каменные опоры. Сейчас мост соединяет Парк культуры и отдыха имени Горького и Нескучный сад с Фрунзенской набережной и районом "Хамовники". Со стороны 1-й Фрунзенской улицы у моста появились и новый вестибюль и эстакада длиной около 200 метров, образующая сход с моста в сторону Ленинского проспекта и на Пушкинскую набережную.

Плывя по Москве-реке, трудно пропустить один из самых неоднозначных и скандальных памятников в России – памятник Петру I. Кроме того, он является самым высоким памятником в РФ и одним из самых высоких скульптурных памятников в мире –его общая высота составляет 98 метров. Автор объекта, носящего официальное название "В ознаменование 300-летия российского флота", – Зураб Церетели. Памятник был воздвигнут в 1997 году по заказу на искусственном острове, насыпанном у слияния Москва-реки и Обводного канала.

Слева от памятника Петру I расположился крупнейший храм в РПЦ – Храм Христа Спасителя. Первоначально он был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия 1812 года 26 мая 1883 года, однако 5 декабря 1931 года был разрушен для строительства на его месте Дворца Советов. Заново здание храма было отстроено на прежнем месте в 1994-1997 годах. Сегодняшний Храм Христа Спасителя рассчитан на 10 тысяч человек. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 метров. Роспись внутри храма занимает около 22 тысяч квадратных метров, из которых около 9 тысяч квадратных метров позолочены.

Это лишь малая часть интересных зданий, которые можно увидеть с борта теплохода, ведь за полтора часа путешествия проплываешь и древние церкви, и исторические промышленные постройки, и сталинские кварталы, и рядовую советскую застройку, не говоря уже о современных офисных и жилых зданиях. Стоимость речной прогулки для взрослого составляет 400 рублей, для детей – 150 рублей. Дети до 6 лет могут насладиться поездкой бесплатно. Подобный билет дает право совершить речную прогулку в одном направлении до любого причала. Если же вы хотите кататься на теплоходе целый день, то подобное удовольствие для взрослого составляет 800 рублей, а для детей – 200 рублей Дети до 6 лет, опять-таки, могут кататься бесплатно. Подобный билет дает право совершить речную прогулку в течение дня с неограниченным количеством посадок и высадок на теплоходах компании по центральному маршруту.

С борта теплохода Москву фотографировал Дмитрий Чернов

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала