Вас здесь не стояло
"Я всегда говорил, что место для памятника выбрано неудачно", - заявил председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов.
Того же мнения придерживается и министр культуры Александр Авдеев.
"Здесь надо полагаться на мнение общественности, москвичей. Свое вкусовое ощущение от этого памятника я сегодня высказывать не буду", - заявил он.
Зураб Церетели считает позорной идею переноса его памятника Петру I
Первый замруководителя Москомархитектуры, директор МНИиТЭП Юрий Григорьев выразился еще более дипломатично: он полагает, что памятник хороший и интересный, но ему требуется больше пространства. "Место должно быть более открытым", - сказал Григорьев.
Однако, призывает профессор МАРХИ, глава бюро "Архитекторы АСС" Евгений Асс, "прежде всего следует понять, что за этим стоит. Что это за форма демонтажа лужковского наследия? Является ли это эстетическим или политическим актом?"
"Я никогда не любил этот памятник и не пожалел бы, если бы город его лишился, но все это имеет какой-то неприятный запах", - констатирует архитектор.
Член Общественной палаты и директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман отмечает, что снос памятника царю - не первоочередная задача московских властей в нынешней ситуации, однако таким образом, по его словам, "Ресин подает нам с вами сигнал, что он готов прислушиваться к общественному мнению, в отличие от Лужкова. Кроме того, он надеется попасть в тот список (кандидатов в мэры), который в субботу будет предлагать президенту "Единая Россия", и использует эту неделю, чтобы продемонстрировать, что он был в тени Лужкова, но не является его апологетом".
Грузчиков вызывали?
В случае, если решение о переносе будет действительно принято, выполнить его окажется не так уж сложно, убежден замдиректора российского офиса международного архитектурного бюро RMJM Кирилл Завражин. "Надо будет просто подпилить то, что раньше сваривали. Это будет разборка по частям, будут краны, будут определенные механизмы. Наверное, будет проведен тендер на выполнение - ведь это городской заказ", - объяснил он.
Перенос памятника Петру I может обойтись Москве в 1 млрд руб
Правда, мероприятие выйдет недешевое: Григорьев оценил стоимость работы по разборке памятника в несколько миллионов рублей, Москвин-Тарханов предположил, что речь должна идти о многих сотнях миллионов.
"Думаю, что перенос памятника обойдется городу как строительство новой школы - примерно в 600-700 миллионов рублей. Однако эта сумма может и достигнуть одного миллиарда".
За такие деньги, по приблизительным подсчетам, можно было бы купить не менее 15 томографов для московских больниц.
Но никакой катастрофы тут нет, подчеркивает Гельман. "Я гарантированно найду деньги на снос Петра. Есть несколько крупных компаний, которые с удовольствием потратят часть своего рекламного бюджета на то, чтобы стать спонсорами переноса Петра и превратиться в любимый, к примеру, банк москвичей", - утверждает он.
Откель грозить мы будем шведу
Куда денется 98-метровая статуя, если со стрелки острова у "Красного Октября" ее все-таки уберут, пока не решили.
Депутат Москвин-Тарханов полагает, что "хорошим местом для него стал бы парк Северного речного порта. Там рядом вода, корабли, имеются и другие памятники".
Однако и.о. префекта Северного административного округа Олег Митволь не очень-то обрадовался такому предположению: он заявил, что Северный речной порт - сам по себе памятник, который "не стоит портить" таким раздражителем, как церетелиевский Петр.
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов считает, что бронзовому гиганту неплохо было бы совершить путешествие из Москвы в Петербург. "На своем месте в Москве он странновато смотрится, но когда я его впервые увидел, то понял, что памятник нужно поставить на Финском заливе - там, где въезд в Петербург. Там он бы смотрелся великолепно", - сказал глава Совфеда.
Марат Гельман уточняет, что Петр мог бы стоять на берегу Нарвы на границе с Финляндией.
По мнению Евгения Асса, "если Петра убирать, то убирать подальше, за пределы Москвы - в какой-нибудь провинциальный город, где сильно не хватает вертикальной доминанты".
Позор на седые головы
Сам автор скульптуры, президент Российской академии художеств Зураб Церетели полагает, что разговоры о переносе позорят тех, кто их ведет.
"Это позор для них, для меня - реклама. Кто не любит своих царей, те не патриоты. Все они временщики, которые хотят занять места в мэрии", - заявил он.
Церетели напомнил, что площадка на стрелке острова у фабрики "Красный Октябрь" изначально предполагала установку большой скульптуры - в свое время там едва не оказались "Рабочий и колхозница" Веры Мухиной.
"Я для этого места создавал великого царя Петра. Если они не любят царя и хотят что-то другое там поставить - это их собственность, пусть что хотят, то и делают".
Внук президента РАХ, художественный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели напомнил, что памятник возник у места слияния Москвы-реки с Обводным каналом не просто так, а в результате конкурса. "Потом градостроительный совет принимал решение, где устанавливать эту скульптуру. Туда входил и Ресин в том числе", - отметил Церетели-младший.
В этом с ним солидарен и Евгений Асс, который констатировал, что в те времена "Ресин был вторым человеком после Лужкова и принимал участие во всех обсуждениях, так что теперь это выглядит отвратительным цинизмом".
Как убежден глава ММСИ, решать судьбу бронзового Петра должны не только жители, но и эксперты - архитектурный, градостроительный советы, однако на самом деле таскать статую с места на место бессмысленно.
"Уже прошло столько лет после ее установки. Мне кажется, она стала частицей образа, символом этого места и окружающего ландшафта", - отметил Василий Церетели.
Судьба царя
Памятник Петру Первому, официально воздвигнутый "в ознаменование 300-летия российского флота" был воздвигнут по заказу правительства Москвы в 1997 году, однако создавался он не для России: в первой инкарнации Петр был Колумбом, призванным отметить 500-летие открытия Америки. Однако ни США, ни Испания, ни латиноамериканские государства статуей не соблазнились.
Когда угроза ее установки в Москве стала реальной, возникло бурное общественное движение против памятника. Журнал "Столица" собирал против Петра подписи и раздавал наклейки "Вас здесь не стояло"; по словам Гельмана, "тогда 70% людей было за нас, но для Лужкова это не имело никакого значения". Радикальная группировка РВС даже пыталась взорвать истукана, но из этого ничего не вышло.
Петр Первый - далеко не единственное в Москве монументальное сооружение Церетели. Скульптор начал с монумента российско-грузинской дружбы на Тишинской площади; он также участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе (1995), оформлении Манежной площади, воссоздании храма Христа Спасителя, реконструкции Московского зоопарка.