МОСКВА, 27 августа - РИА Новости. Альтернативные варианты прокладки трассы Москва-Петербург мимо Химкинского леса удорожат проект до восьми раз и ухудшат экологическую обстановку в Химках, считает председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев.
Президент России Дмитрий Медведев 26 августа подписал поручение председателю правительства Владимиру Путину и руководителю администрации Кремля Сергею Нарышкину о приостановлении строительства автодороги через Химкинский лес до проведения дополнительных общественных слушаний по этому вопросу. Строительство участка высокоскоростной трассы Москва - Санкт-Петербург с 15 по 58 километр, вызвавшее протесты экологов и общественности, должно было начаться в октябре текущего года.
По словам Шишкарева, существует несколько вариантов строительства этого участка трассы, в том числе прокладка тоннеля под Химкинским лесом, строительство трассы параллельно Октябрьской железной дороги и строительство дороги через Молжаниновский район.
"При альтернативных вариантах экология будет нарушаться в самих Химках. Для людей, которые живут там, будет нанесен большой экологический ущерб от выхлопных газов, которыми они будут дышать", - сказал Шишкарев РИА Новости в пятницу.
Он отметил, что при прокладке трассы через Химкинский лес он будет защищать Химки от дополнительных выхлопных газов как "воздушная подушка" и позволит компенсировать экологический ущерб.
Шишкарев полагает, что прокладка тоннеля увеличит стоимость проекта в пять-восемь раз. Он назвал "если не фантастическим, то очень непростым" предложенный экологами проект по прокладке подземного тоннеля.
"Это безумно дорого", - сказал Шишкарев.
По предварительной оценке, строительство двух тоннелей длиной 7,5 километра по пять полос будет стоить примерно 225 миллиардов рублей.
"И это только прохождение под землей, а надо будет заходить в тоннель и выходить, устанавливать оборудование и вытяжки", - сказал Шишкарев.
"Экологи на этот вариант напирают, но, самое печальное, что есть абсолютно точные данные, что это приведет к изменению гидрологического режима, то есть там начнется непонятное движение грунтовых вод, что может этот лес полностью погубить и высушить те болота, о которых говорят экологи", - отметил Шишкарев.
По его словам, стоимость проекта в 2004 году, когда он разрабатывался, составила 42 миллиарда рублей, в ценах 2010 года - это 66,2 миллиарда.
"Если начнут еще более тщательно рассчитывать тоннель, то его стоимость будет явно выше. Мы сравниваем 66 миллиардов (стоимость всего участка) и 225 миллиардов (стоимость прокладки тоннеля), то есть в пять-восемь раз дороже, чем это есть на сегодня", - сказал Шишкарев.
Он также отметил, что другие варианты прокладки трассы тоже связаны с большим количеством проблем. При строительстве дороги через Молжаниновский район потребуется сносить целые жилые кварталы и даже отдельную деревню с населением 3 тысячи жителей, которых нужно будет расселять, пояснил Шишкарев.
Проект прокладки трассы вдоль Октябрьской железной дороги, по его словам, также не идеален. Этот вариант предполагает пересечение с существующей трассой на Петербург.
"Это означает, что нужно останавливать эксплуатацию Ленинградки и в это время строить новые участки. Как это сделать, тоже никто не понимает", - сказал Шишкарев.
В то же время, он отметил, что прокладка трассы через Химкинский лес, предусматривает не только вырубку леса, но также высадку новых деревьев.
"Сто сорок четыре гектара, которые сейчас идут под пилу, под топор, будут компенсироваться за счет присоединения такой же зоны в Дмитровском лесничестве", - сказал парламентарий.
Он считает, что необходимо провести спокойную общественную дискуссию, которая позволит внимательно и ясно рассмотреть все плюсы и минусы строительства трассы по разным маршрутам - как экологические, так и экономические.
"Нужно все эти варианты положить на стол, дать высказаться их сторонникам, чтобы все аргументы прозвучали, чтобы для всех была ясна картина. Если это будет безумно дорого, экономически неоправданно, то придется от этого отказаться", - сказал Шишкарев.