МОСКВА, 22 октября - РИА Новости, Мария Князева. Проект реконструкции Пушкинской площади, Новопушкинского сквера и Тверского бульвара в ноябре представят на обсуждение москвичам, сообщил недавно первый заместитель столичного мэра Владимир Ресин. Несколькими неделями ранее он говорил, что сама реализация этого проекта может начаться в середине осени.
Сейчас план работ проходит последние согласования, после чего Москомархитектура вынесет его на обсуждение Градостроительного совета при мэре Москвы.
Разработчиком проекта и инвестором является Торгово-досуговый центр "Тверской" (ТДЦ «Тверской). Его собственники - правительство Москвы и несколько инвесторов, среди которых, по данным ряда СМИ, турецкая строительная фирма.
По последним данным, освоение подземного пространства под Пушкинской площадью начнется уже в 2010 году.
Кратко о проекте
Реконструкция этого района проводится в рамках проекта "Большая Ленинградка", который позволит сделать практически бессветофорным движение от Кремлевских стен до МКАД сквозь Тверскую улицу, Ленинградский проспект и шоссе.
Идея реконструкции Пушкинской площади появилась уже несколько лет назад. Проект, естественно, претерпевал изменения и теперь предполагается, что в течение примерно четырех лет под Тверской улицей между Страстным и Тверским бульварами будет создан автомобильный тоннель, четырехэтажный подземный город и парковка примерно на 800 машиномест (ранее предполагалось, что это будет 1000 мест).
Строительство охватит около 3 гектаров земли, но не затронет жилые здания в этих окрестностях, свидетельствуют материалы официального сайта стройкомплекса Москвы "Строительный мир".
Ресин также говорил, что контракты на финансирование проекта с инвесторами уже заключены. По информации источников, стоимость строительства оценивается в 400 миллионов долларов.
По данным нескольких источников РИА Новости, лишь 30% стоимости этого проекта планирует оплатить городской бюджет, а все остальное – инвесторы. При этом тоннель под Тверской будет построен полностью за счет частных средств, а затем сдан в эксплуатацию городу.
Торговля
Правила рыночной экономики основаны на том, что каждый здравомыслящий инвестор не дарит деньги, а стремится заработать на них, причем, как можно больше. Тоннель под Тверской улицей прибыли инвесторам не принесет. Поэтому логично, что одной из возможных причин задержки реализации проекта некоторые СМИ называют подземный торговый центр, который изначально планировал построить инвестор, чтобы зарабатывать на нем деньги, но который не устраивал московское правительство.
Теперь столичные власти уверяют, что никакой торговли под землей не будет – в этом городе, площадью более 30 тысяч квадратных метров, расположится досуговый центр.
Представитель ТДЦ "Тверской" Алексей Дмитриев рассказал РИА Новости, что там, помимо паркинга, будут киноконцертный и выставочный залы, музей Пушкинской площади (где будут собраны археологические находки), каток и рестораны быстрого питания.
Автомобильный трафик во время строительства
Реконструкция района Пушкинской площади будет проходить почти в два десятка этапов, сообщают источники. Некоторые из них будут предполагать временное ограничение (частичное или полное) дорожного движения.
В ТДЦ "Тверской" не раскрывают очередности строительных работ и, следовательно, четкого графика, когда, что и где будет перегорожено и открыто обратно. Объясняется это тем, то жизнь может внести свои коррективы в планы строителей.
ТДЦ все же представляет общую схему изменения дорожного движения. Итак, работы планируется начать с реконструкции подземных коммуникаций на Большой Бронной улице и в Сытинском переулке. Автомобильное движение по улице от "Макдональдса" до переулка, и, возможно, по самому переулку, будет временно закрыто.
Затем строители примутся за тоннель. Однако пока не ясно, в каком именно месте начнутся первые работы.
"В течение всего периода строительства транспортной узла движение не будет перекрываться ни по Тверской улице, ни по Бульварному кольцу", - обещает представитель ТДЦ. На Тверской работы будут вестись захватками по одной-две полосы. "Будет сохранено трёхрядное движение в обе стороны", - добавляет Дмитриев.
Поворот в сторону Страстного бульвара при движении по Тверской улице из центра будет перенесен на Большой Путинковский переулок, автомобильное движение по которому станет двусторонним. Попасть на внутреннюю сторону Страстного бульвара можно будет через Малый Путинковский переулок.
Поворот в сторону Никитских ворот сохранится по Большой Бронной улице или по Тверскому бульвару.
Когда начнется строительство выезда из тоннеля на Тверском бульваре, транспорт будет перепущен по Сытинскому переулку, Большой Бронной и Путинковским переулкам.
Пешеходы и общественный транспорт
Строители обещают полностью сохранить все маршруты наземного общественного транспорта (им лишь придется изменить пути, как и всем автомобилям), а вот входы в подземные переходы, в большинстве своем, перестанут существовать.
"На время строительства тоннеля будут поочерёдно закрываться участки подземного пешеходного перехода", - говорит Дмитриев. Речь идет об С-образном переходе, соединяющем Тверской и Страстной бульвары, Пушкинскую площадь и Бронную улицу.
Однако вход в вестибюль станций метро Пушкинская и Тверская ограничен не будет, обещают в ТДЦ. Судя по всему, вход останется только в здании "Известий".
Источники добавляют, что подземный переход от выхода из станций метро Чеховская (рядом с кинотеатром "Россия") до здания бывшей редакции газеты "Московские новости" также будет закрыт – в непосредственной близости от этого места откроется въезд в тоннель. Однако вход в метро ограничивать не планируется, отмечают источники.
Строители обещают сохранить подходы к памятнику Александра Пушкина. "Сюда всегда можно будет попасть по наземному пешеходному переходу через Большой Путинковский переулок от торгового центра "Пирамида", - говорит Дмитриев.
Пешеходное движение взамен закрытым подземным переходам будет теперь проходить по "крытым галереям", сообщает ТДЦ. Это могут быть мосты через Тверскую улицу у Страстного бульвара и Большого Путинковского переулка, а также от "Московских новостей" к кинотеатру "Россия" и памятнику Пушкина, рассказывают источники.
"При проведении работ по реконструкции коммуникаций и строительства транспортного узла проход пешеходов будет осуществляться по специальным крытым галереям. Для перехода через Тверскую улицу будут построены два временных металлических пешеходных моста. Остальные пешеходные переходы будут регулироваться светофорами", - говорит в свою очередь представитель ТДЦ.
Стоит отметить, что на территории строительства будет расположен городок для рабочих – привычные взгляду москвичей бытовки. "Там рабочие смогут переодеться, привести себя в порядок, принимать пищу", - сообщают в ТДЦ, не уточняя конкретных мест, где могут появиться эти сооружения.
Бульвары и скверы
Реконструкция Пушкинской площади, естественно, затронет несколько зеленых зон в центре Москвы. Там где еще недавно прогуливались горожане и гости столицы, начнется грандиозное строительство.
Выезд из тоннеля будет организован на Терском бульваре. "Эта зона практически полностью сохранит свой облик, так как вход в тоннель будут находиться в начале бульвара в районе Сытинского переулка", - обещают в "Тверском".
Новопушкиский сквер значительно изменит свой привычный вид – у здания бывшей городской библиотеки имени Н.А.Некрасова будут прорыты два выезда из тоннеля и открыт масштабный по размеру вход в досуговый центр. Строителям также придется перенести фонтан из центра площади ближе к Тверской улице. Кроме того, его облик планируется дополнить архитектурными украшениями, судя по проекту, в стиле модерн.
Срежут и часть Пушкинского сквера вдоль Большого Путинковского переулка.
Страстной бульвар – один из немногих зеленых уголков покоя в шумной столице, проектировщики обещают не трогать, несмотря на обрамляющее его одностороннее автомобильное движение. Оно должно сохраниться, несмотря на то, что всего в нескольких десятках метров от бульвара будет открыт тоннель с двусторонним трафиком.
Макет проекта свидетельствует о том, что в этом районе появится одна новая зеленая зона – небольшой скверик на пересечении Страстного бульвара с Тверской улицей, где нынешнее автомобильное движение уйдет в тоннель.
Красавица-стройка
Все это – лишь сухие факты, не описывающие в красках картину предстоящих событий. В действительности же, в течение четырех лет в этих местах будет масштабная стройка – рабочие, бульдозеры, котлованы, заборы, соответствующее звуковое оформление... Кроме того, как показывает практика, строительство в России нередко затягивается.
Пробки на Тверской и Ленинградке, конечно, являются большой проблемой для транспорта. При этом они доставляют не только неудобства автолюбителям, но и загрязняют окружающую среду, говорят эксперты -экологи. Проект "Большая Ленинградка" и, в частности, реконструкция Пушкинской площади, по мнению властей, позволят не только в значительно степени разгрузить трафик в центре столицы, но и сделать город немного чище.
Некоторые эксперты в области московского автотрафика все же сомневаются, что "Большая Ленинградка" спасет эту часть города от пробок и позволит дышать свободнее. Они считают, в частности, что машины, разогнавшись на бессветофорных дорогах, будут упираться в "бутылочные горлышки" около Кремля и при выезде из Москвы. Это неминуемо будет приводить к заторам.
Обрамление площади
Проект на Пушкинской площади не должен затронуть жилые постройки, находящиеся неподалеку. Однако уже сейчас некоторые дома близ будущей зоны строительства кажутся как будто готовыми к реконструкции.
Это, в действительности, не жилые постройки – здание бывшей редакции газеты "Московские новости" и экс-библиотека имени Некрасова.
Ветхий "Дом Салтыковой на Бронной" рядом с Новопушкинским сквером, который несколько лет назад покинула библиотека, затянут зеленой строительной сеткой. Планировалась реставрация этой постройкой. Правда старожилы говорят, что сетка весит уже давно, а здание пока не стало красивее.
В "Московских новостях" заколочены окна, этот дом уже начали разбирать. Недавно в СМИ появилась информация о том, что здесь будет построена фешенебельная гостиница. Московские власти уточнили, что идея реконструкции этого здания появилась еще три года назад.
Археологический вопрос
Уже сейчас в Новопушкинском сквере можно увидеть огороженную забором–рабицей территорию. Там проводятся археологические изыскания почвы.
Некоторые эксперты сообщают, что в районе Пушкинской площади еще остались части фундаментов древних построек. Возможное разрушение этих объектов истории очень беспокоит ряд российских археологов, которые выступают за восстановление прежнего облика Пушкинской площади.
"Проект археологических работ на Пушкинской площади согласован с Москомнаследием", - отмечает Дмитриев. По его словам, пока кроме фундаментов зданий XIX века ничего не найдено.
"К сожалению, подземное пространство в этой зоне практически утратило свою историческую ценность. На месте Страстного монастыря расположились кинотеатр "Россия" и фонтан, на месте церкви Димитрия Солунского находится здание бывшего магазина "Армения". Стоит также учесть и проведенные подземные коммуникации в 1930-х и 1960-х годах, строительство метро и подземных пешеходных переходов", - говорит Дмитриев.
Итого
Окрестности Пушкинской площади в центре столицы должны на несколько лет погрязнуть в строительстве. Привычно тихий, уютный облик бульваров и скверов будет неминуемо испорчен необходимыми атрибутами строительства.
Если проект реконструкции будет реализован, мы получим новый облик этих мест, и он может оказаться не менее приятным и уютным, чем был прежде, считают некоторые опрошенные РИА Новости москвичи. Польза от реконструкции также может быть ощутимой – в виде более свободных дорог и меньшего загрязнения московского воздуха.
Однако проект пока не утвержден, следовательно, нельзя с уверенностью говорить об объектах, которые затронет реконструкция, и длительности предстоящего строительства.
Финансовый центр – удобно и уютно
Российские власти неоднократно заявляли, что Москва должна стать одним из мировых финансовых центров, а это неминуемо влечет за собой создание не только экономической, но и городской инфраструктуры. Новые офисные здания, куда должны съехаться для работы бизнесмены со всего мира, потребуют и новых дорожных развязок, и гостиниц, и торговых центров и многого другого.
Однако вся эта инфраструктура, необходимая многолюдному финансовому центру, не должна разрушать атмосферу столицы, ее уют и историческую красоту, считают многие старожилы, архитекторы и эксперты.
Важно создать город удобный не только с точки зрения транспорта и мест "отоваривания", но и город, в котором комфортно жить. Необходимо сохранять тенистые, тихие скверы, ухоженные бульвары и аллеи, а также древние памятники архитектуры.
Обратимся к примерам наиболее крупных финансовых центров мира. Один из них – Лондон, который изобилует городской зеленью, парками, уютными двориками, где под сенью вековых деревьев можно отдохнуть от городско суеты, сидя на изящной лавочке. В выходные там можно посетить, к примеру, Тауер, который соседствует с так называемым City – очагом небоскребов в центре британской столицы.
Даже в Нью-Йорке, который многие называют Вавилоном из стекла и бетона, можно найти уголок природы. Между блестящими небоскребами разбиты маленькие скверики, где бизнесмены в пиджаках и галстуках обедают фаст-фудом, наслаждаясь финансовыми газетами и тишиной.
Московские власти обещают создать новые зеленые территории в местах строительства "Большой Ленинградки". Однако пропорции дорожного строительства не должны быть во много раз выше пропорций озеленения городской территории. Лучше, чтобы они были намного меньше.