МОСКВА, 22 октября - РИА Новости. Строительство платных дорог позволит развивать дорожную сеть в России в условиях кризиса и дефицита бюджета, когда государство не может позволить себе тратить значительные средства на транспортную инфраструктуру, сказал РИА Новости директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития Сергей Беляков.
Именно с этой целью Минэкономразвития предлагает изменить действующее законодательство, фактически запрещающее строить платные автодороги там, где нет бесплатных, пояснил Беляков.
Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач заявил в среду, что министерство предлагает изменить норму закона, в соответствии с которой платные автодороги должны иметь бесплатную альтернативу.
Ударим по бездорожью
Беляков пояснил, что речь идет в первую очередь о строительстве платных дорог там, где сейчас вообще нет никаких автомагистралей и построить их на бюджетные средства в период кризиса не представляется возможным.
"Сейчас у нас катастрофическая ситуация с дорожной системой, которая сдерживает социально-экономическое развитие страны: ограничивает возможности по поставкам продукции в регионы и передвижению населения. Значительная часть дорог исчерпала ресурс пропускной способности, изнашивается дорожное покрытие, а средств на поддержание дорог и строительство новых не хватает", - сказал Беляков.
При этом транспортный поток увеличивается из года в год. Так, по словам чиновника, в 2006-2008 годах автопарк РФ увеличился на 20%, а протяженность автотрасс - только на 3%. Из-за плохих дорог и их отсутствия во многих регионах Сибири и Дальнего Востока велики транспортные издержки, которые в отдельных случаях достигают 30% в стоимости товара.
"В кризис у государства нет возможностей наращивать строительство дорог. При этом возможно строительство за счет частных инвестиций, но это будут уже платные дороги", - отметил собеседник агентства.
Власти РФ в условиях дефицита бюджета и наращивания социальных расходов в 2010 году серьезно сократили госинвестиции в транспортную инфраструктуру и дотации на региональные программы дорожного строительства. По оценке главы Счетной палаты Сергея Степашина, расходы на дорожное строительство уменьшены в 1,8 раза по сравнению с первоначальными планами.
Министр финансов Алексей Кудрин обещает восстановить финансирование дорог в полном объеме в 2011-2012 годах, но это будет зависеть от доходов бюджета, которые пока падают.
Мультипликативный эффект
Мировой опыт показывает, что вдоль новых дорог возникают новые населенные пункты, создаются предприятия, зарождается экономика с новыми рабочими местами и добавленной стоимостью.
"Таким образом мы получим не просто возможность транспортного сообщения, но и мультипликативный эффект", - отметил Беляков.
Он назвал еще один аргумент в пользу частных инвестиций в дорожное строительство: там, где государство "осваивает средства", частный инвестор будет стремиться сделать это максимально эффективно с использованием новых технологий, благодаря которым качество дорог повысится, а затраты на их строительство понизятся.
Беляков не согласен с мнением оппонентов, что платность дорог нарушает конституционные права граждан на свободу передвижения.
"Сейчас в Коми и Сибири вообще нет дорог и этого конституционного права, там люди могут передвигаться только по воде. И, я думаю там никто не будет возражать против платных дорог", - сказал чиновник.