Рейтинг@Mail.ru
Реконструкция Большого театра идет без документов - Недвижимость РИА Новости, 02.08.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Реконструкция Большого театра идет без документов

Читать в
Дзен
Реконструкция Большого театра недавно оказалась в центре громкого скандала. В августе Счетная палата заявила, что проектные работы на объекте подорожали более чем в 16 раз, а в сентябре прокуратура возбудила уголовное дело о необоснованном расходовании средств в рамках проекта. О том, что сейчас происходит в котловане под главным театром страны, "РИА Новости - Недвижимость" рассказал Давид Каплан, председатель совета директоров компании "Интэкс" ("Сумма Капитал").

Одна из главных строек России – реконструкция Большого театра – недавно оказалась в центре громкого скандала. Сначала в августе Счетная палата заявила, что из-за несогласованной корректировки документации проектные работы на объекте подорожали более чем в 16 раз, а затем в сентябре прокуратура возбудила уголовное дело о необоснованном расходовании средств при реконструкции театра.

Однако это далеко не первые проблемы, связанные с реконструкцией Большого театра. Само окончание реконструкции пришлось из-за медленных темпов строительства перенести на 2011 год. За последние пять лет четыре раза менялся гендиректор ФГУ "Дирекция по строительству, реставрации и реконструкции", являющегося заказчиком проекта. Наконец, в середине лета у генподрядчика реставрации Большого театра – "СУИПроекта" – появился новый собственник: "СУИХолдинг", учредивший организацию, продал контрольный пакет акций в ней инвестиционной компании "Сумма Капитал".

О том, что сейчас происходит в котловане под главным театром страны, о качестве строительных работ и о том, кто виноват в отсутствии проектной документации и задержке сроков строительства, "РИА Новости - Недвижимость" рассказал Давид Каплан, председатель совета директоров компании "Интэкс" ("Сумма Капитал").

– Давид Михайлович, с какой целью "Сумма Капитал" купила долю в "СУИПроекте", учитывая, что строительные работы на главном объекте компании – Большом театре – на момент покупки шли достаточно медленно и вызвали много нареканий со стороны властей?

– "Сумма Капитал" управляет активами в различных отраслях, в том числе в инжиниринге и строительстве. Большой театр - знаковый объект, одно из уникальных зданий не только в нашей стране, но и, пожалуй, во всем мире, поэтому, конечно, для нас это очень интересная строительная площадка. Акционер "Суммы Капитал" - Зиявудин Магомедов является попечителем Большого театра. Поэтому если акционер компании помогает театру собственными средствами, то, очевидно, нужно приложить усилия собственной профессиональной компании для скорейшего завершения строительства.

Да, конечно, мы знаем, что происходило до 2009 года, что менялись четыре директора ФГУ "Дирекция по строительству, реставрации и реконструкции", которое выступает заказчиком строительства. И несмотря на понимание того, что обстановка если не плачевная, то, по крайней мере, заказчик перестал понимать подрядчика, а подрядчик – заказчика, мы все же решили войти в проект.

– Когда вы приступили к работе?

– В начале лета этого года, и уже на 2 июля были совершенно другие статистические показатели по строительству, по объемам, по количеству рабочих на стройке. Это произошло в том числе и потому, что мы авансировали свои средства в реконструкцию, ведь кассовый разрыв на любом строительном объекте в Российской Федерации – это аксиома, и у подрядчика всегда должны быть свои собственные деньги на счетах.

– Вы, насколько я понимаю, получили лишь 50% "СУИПроекта". Как тогда получается, что вы контролируете, как пишет деловая пресса, все финансовые потоки компании?

– Мы не контролируем все финансовые потоки "СУИПроекта", это не совсем так. Российское законодательство позволяет крупным компаниям создать обособленное подразделение, которое может открыть свой собственный счет. У обособленного подразделения консолидированный баланс с основной организацией, но фактически оно действует как отдельное юридическое лицо. Поэтому мы решили, чтобы старая команда "СУИПроекта" и наши люди не мешали друг другу, а на проекте Большого театра было четко введено управление от новых акционеров, создать подобное обособленное подразделение.

– То есть реконструкцией Большого театра сейчас занимается "СУИПроект" - обособленное подразделение?

– Да.

– А остальные проекты "СУИПроекта", начатые до вашего вхождения в компанию, вас интересуют?

– Нет. Эти объекты другие акционеры заканчивают самостоятельно, мы вывели их в суббаланс и не претендуем как на прибыль, которая может получиться в результате их реализации, так и на противоположный результат.

Дело в том, что мы приобрели компанию с отрицательным балансом. Претензии, которые могут возникнуть к генподрядчику по его деятельности до начала лета, нас не касаются.

– То есть вы готовы к тому, что, возможно, прокуратура заинтересуется деятельностью "СУИПроекта", как заинтересовалась деятельностью заказчика и проектировщика?

– Прокуратура может заинтересоваться деятельностью любого лица, а там, где есть претензии к деятельности заказчика, может возникнуть необходимость проверить деятельность подрядчика и субподрядчика. В рамках своей собственной ответственности, начиная с 1 июля мы готовы к любым проверкам. Но мы не несем никакой ответственности за то, что происходило до этой даты.

– В каком состоянии вы приняли дела по реконструкции Большого театра?

– Дела мы принимаем до сих пор. Вы можете представить себе 68 тысяч кубометров бетона, которые лили до нас? Это уникальное здание, которое имеет углы, рамы, колонны, стыки, старые стены и новое основание, на которое они перенесены. Поэтому формально принять дела у нас не получается: мы просто пытаемся сделать некую разделительную ведомость по тому, что было сделано до нас.
Но, к сожалению, хотя мы всеми силами стараемся отделить то, чтобы было до нас, от того, что делаем мы, некие долги по качеству проекта перед заказчиком все же остались нам по наследству от прежних владельцев. Мы их исправляем за свой счет, абсолютно не увеличивая стоимость строительства. И сейчас сумму, на которую приходится это доделывать, даже смысла называть нет.

– Как вы оцениваете то, что было сделано до вас?

– Я не могу сказать, что все было плохо. Единственное, чего я не понимаю, это как можно было строить без проектной, рабочей, сметной и разрешительной документации? Так строился  Большой театр до нашего прихода. Это факт, и об этом знают сегодня все, кто задействован в данном проекте.

Конечно, у нас на руках есть некие дизайн-чертежи, но для профессиональных строителей рабочая документация и конструкторские чертежи, которые можно осметить и отсортировать для субподрядных контрактов – это и есть суть стройки. А их нет на многие и многие разделы реконструкции – сделаны лишь отдельные части. Мы строим только те куски проекта, по которым есть вся документация. Любой другой подход противоречит закону.

В результате окончательной цифры стоимости реконструкции объекта нет и не будет, пока "Курортпроект" не закончит проектные работы, не осметит их и не пройдет госэкспертизу. А госэкспертизу он, видимо, в ближайшее время не пройдет в связи с появлением уголовного дела, потому что, как только возбуждается уголовное дело, госэкспертиза может приостановить процесс экспертизы.

– Как государство финансирует все это безобразие, если проекта, сметы нет – по какому принципу даются деньги?

– На уровне ТЭО проекта можно было примерно осметить на глаз, и в проекте бюджета просто выделили определенную сумму средств на реконструкцию театра, определив примерный объем работ по году – так было сделано в 2009 году и, видимо, будет сделано в 2010-м. Получается, что поскольку, например, в этом году опаздывает рабочая документация, то выделенные бюджетные средства не успевают осваиваться и "сгорают".

– То есть опять во всем виноват проектировщик?

– Скорее, отсутствие общего подхода. Потому что, например, "Курортпроект" весьма резонно указывает, что они сегодня не успевают с рабочей документацией, так как много раз менялось техническое задание. В результате получается то, что получается: частая смена техзаданий, задержка с рабочей документацией, задержка со строительством. Причины тут более глубокие, чем просто некомпетентность или недобросовестность конкретной компании. У нас в стране нет ни одного инжинирингового центра, который в принципе был бы способен полностью самостоятельно провести все необходимые работы по проектированию объекта, подобного Большому театру. Все считается на коленке. При строительстве мы используем схемы, технологии и методы примерно столетней давности. Большой театр просто не надо было начинать реконструировать до тех пор, пока не было закончено его проектирование. Вот немцы, например, проектируют три года, зато строят год.

Есть и еще один нюанс. Сейчас "Курортпроект" обвиняют в том, что ему переплатили за проектные работы в три раза. Но существуют международные нормы, согласно которым стоимость проектных работ может составлять до 12% от всей стоимости строительства. Цена работы в 9% уже означает, что может возникнуть необходимость дополнительных проектных работ, потому что надо набрать достаточное количество проектировщиков, проделать все необходимые проектные изыскания и даже лабораторные исследования, чтобы проект стал корректным и по нему можно было строить без допработ.

Стоимость же проектных работ в рамках реконструкции Большого театра относительно полной стоимости работ, по предварительным оценкам, составляет всего 5-6%, согласно всем документам. Поэтому, по сути, уголовное дело, если и надо заводить, то за то, что проектные работы стоят 6%, а не 12%. За 6% невозможно запроектировать такое сложное здание, как Большой театр.

– То есть вы в принципе считаете качество работ проектировщика не очень хорошим?

– Любой инвестор в России вам скажет, что качество работы отечественных проектных институтов "аховое". Уже при строительстве постоянно приходится что-то дописывать, дорисовывать и так далее. Возьмите все объекты, построенные в РФ за последние 18 лет, и найдите среди них хотя бы один, который был возведен без дополнительных проектных работ.

– Почему тогда нельзя сменить проектировщика?

– Потому что тогда мы точно не успеем достроить театр до 2011 года. Прекрасный выход в этом смысле предложил Лужков: он просто заставил проектировщика брать субпроектировщиков на все те работы, которые тот не успевает сделать в срок, усилив таким образом проектный институт.

В идеале, конечно, с самого начала нужно было брать не российский проектный институт, а международную архитектурную компанию, которая умело до этого выполняла проектные работы для объектов уровня "ЛаСкала", и дополнять ее российским проектировщиком, который уже переводил бы все заграничные решения на наши СНИиПы…

– Можете ли вы оценить степень готовности Большого театра на сегодняшний день и сказать, что еще осталось сделать?

– Нет, не смогу, потому что я не знаю, сколько договоров заказчик подписал не с нами. Цена строительства не определена, а значит, нельзя сказать, сколько процентов приходится на нас.
Я могу говорить только о том, с чем имеет дело "Сумма Капитал". Сейчас у нас работает 29 субподрядных организаций, причем 90% из них – это новые компании, которые пришли с нами, и только 10% остались нам от прежних владельцев "СУИПроекта".
26 августа мы завершили важнейший этап работ на стройке. Большой театр теперь стоит на постоянном фундаменте. Сейчас идет демонтаж 7 тысяч временных свай. Наша ближайшая задача – закрыть здание по периметру до наступления холодов.

– Исходя из описанной вами ситуации, вы можете предположить, насколько вероятен еще один перенос сроков окончания реставрации театра?

– Не думайте, что все плачевно. Мы понимаем, насколько опаздывает проектный институт с решениями. Где-то на 90 дней, где-то на 20 дней, а где-то на 700 дней. И как бы плохо ни работал "Курортпроект", а также заказчик, пока ФГУ не возглавил Саркисов, 101%, что в 2011 году Большой театр будет. Критично по деньгам, по себестоимости, по решениям, но по времени некий запас еще есть, и мы успеем.

Беседовала Ольга Салабай
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала