МОСКВА, 16 июля - РИА Новости. Объем предложения по продаже торговых площадей в Москве в июне 2009 года снизился впервые за последние 10 месяцев, а цены реальных сделок замедлили свое падение, говорится в аналитических материалах консалтинговой компании RRG.
"В сегменте торговой недвижимости июнь ознаменовался совсем не характерным для последних десяти месяцев снижением объема предложения. Особенно ярко это проявилось в центральной части столицы, где количество предложений за месяц сократилось на четверть, а суммарная площадь объектов - еще больше - на 28%", - уточняют эксперты.
При этом, по данным RRG, в абсолютных значениях объем предложения за июнь в пределах Садового Кольца является рекордно низким за весь четырехлетний период мониторинга - всего 53 объекта, общей площадью 16 тысяч квадратных метров стоимостью 242 миллиона долларов.
"За пределами Садового Кольца столь резких "скачков" не наблюдалось: на рынке экспонировалось на 7% меньше торговых площадей, нежели в мае. При этом средневзвешенная цена квадратного метра сохранилась на прежнем уровне, составив 5,057 тысячи долларов", - указывается в материалах.
Эксперты объясняют подобное падение предложения двумя основными причинами.
"Первая - начало летнего затишья на рынке. Продавцы, которым не нужно в срочном порядке реализовывать свои объекты, снимают их с продажи, не желая тратить деньги на рекламу в период отпусков и рассчитывая на оживление деловой активности осенью. Вторая причина - не столь характерная для периода стагнации - продажа существенного количества "топовых" объектов стрит-ритейла.
Несмотря на сложный рынок и кризис, спрос на такие помещения также остается на высоком уровне", - поясняется в исследовании.
По информации RRG, в период с февраля по июнь "известно о более чем 25-30 сделках по "топовым" объектам", при этом скорее всего эта цифра может быть и больше.
"Покупателями, в основном, являются не конечные пользователи, а частные инвесторы, которые самостоятельно либо в партнерстве с кем-нибудь приобретают помещения с расчетом на то, что сейчас удачное время для вложения в заведомо ликвидные объекты в "вечных" местах по привлекательным ценам", - приводятся в отчете слова генерального директора RRG Дениса Колокольникова.
Как отмечается в исследовании, в настоящее время вполне можно говорить о стабилизации цен на торговую недвижимость.
"В пользу данного предположения говорит и продолжительность присутствия объектов в рекламе. Средний срок экспонирования торговых помещений продолжает расти, но находится на более низком уровне, чем в офисном сегменте - если в январе этот показатель был равен 128 дням, то по итогам июня он равен 134 дням", - указывают аналитики.
Впрочем, как поправляются они, о завершении стагнации в сегменте торговой недвижимости речь пока не идет.
"Все это - показатели завершения формирования "нового" рынка в торговом сегменте. И покупатели, и продавцы сориентировались в ситуации, нашли тот баланс цен, за который сегодня готовы продавать и покупать торговые помещения. По сравнению с докризисным июнем 2008 года средневзвешенная стоимость квадратного метра в пределах Садового Кольца упала на 32%, за пределами Садового Кольца - на 23%", - добавляется в материалах.