МОСКВА, 7 мая - РИА Новости. Главное управление министерства внутренних дел РФ по Центральному федеральному округу (ГУ МВД по ЦФО) возбудило уголовное дело по факту мошенничества в группе компаний "Банана-мама", пишет в четверг газета "Коммерсантъ".
Следствие пока не определило статус фигурантов дела, включая президента группы Олега Яковлева. Поставщики ритейлера, инициировавшие возбуждение дела, пытаются доказать взаимосвязь сети магазинов "Банана-мама" и обанкротившегося оптовика - торгового дома "Триал", задолжавшего им более 1 миллиарда рублей, отмечает издание.
О возбуждении "уголовных дел в отношении руководства" сети магазинов детских товаров "Банана-мама" говорится в сообщении на сайте Национальной ассоциации игрушечников России (НАИР). Президент НАИР Антонина Цицулина утверждает, что уголовное дело N153209 возбуждено ГУ МВД по ЦФО по заявлению бывших поставщиков сети - компаний "Тойдико" и "Стеллар-М" (задолженность "Банана-мамы" перед ними, по данным арбитражного суда Москвы, составляет 51,208 миллиона рублей и 12,516 миллиона рублей соответственно).
Ведет дело следователь Сергей Кузнецов. Представитель ГУ МВД подтвердил газете, что на текущий момент возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, статус указанных в заявлении лиц пока не определен, ведется следствие.
Директор "Стеллар-М" Сергей Глазовский уточнил, что свое заявление (входящий номер 35/Г-2) компания подала 3 апреля. По его словам, "Стеллар-М" настаивала на привлечении к уголовной ответственности президента и учредителя "Банана-мамы" Олега Яковлева, гендиректора одноименной сети Пола Кларка и "других причастных к совершению преступления лиц". По его информации, дело возбуждено по ст. 159 ч. 4 УК ("Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере") (максимальное наказание - лишение свободы на срок от пяти до десяти лет и штраф в размере до 1 миллиона рублей).
Представитель компании "Тойдико" также подтвердил факт подачи заявления, но от подробных комментариев отказался.
Получить объяснения у владельцев "Банана-мамы" братьев Олега и Игоря Яковлевых (на 15 декабря контролировали 87% и 13% ООО "Банана-мама" соответственно; последнему также принадлежит 50 минус 1 акция крупнейшей сети бытовой техники и электроники "Эльдорадо") не удалось - бизнесмены не подходят к мобильным телефонам последние два дня. Офисные и мобильные номера сотрудников офиса "Банана-мамы" заблокированы.
По словам Глазовского, его компания будет настаивать на доказательстве аффилированности сети "Банана-мама" и оптовой компании ООО "Торговый дом "Триал". В ноябре прошлого года Федеральная налоговая служба (ФНС), управление ФНС по Москве и налоговая инспекция N36 подали заявление о банкротстве "Триала". Согласно отчету Промсвязьбанка, "Триал" являлся балансодержателем товаров группы "Банана-мама". Но Олег Яковлев заявлял, что оптовик не имеет к его сети никакого отношения.
По данным арбитражного суда Москвы, с начала прошлого лета в адрес "Триала" зарегистрировано 205 исков от поставщиков на сумму 1,019 миллиарда рублей, а к ООО "Банана-мама" - только 28 исков на сумму 86,682 миллиона рублей. Еще 12 исков в адрес "Банана-мамы" на сумму 278,252 миллиона рублей. были поданы от держателей облигаций, по которым ритейлер допустил дефолт.
Первый магазин "Банана-мама" открылся 17 апреля 2004 года в Москве. Выручка в 2008 году составила около 300 миллионов долларов (в 2007 году - 350 миллионов долларов, рентабельность по EBITDA - 4,7%). По данным на 15 декабря 2008 года, сеть насчитывала 85 магазинов. На начало апреля осталось лишь два работающих магазина, которые, по словам источника в сети, готовятся к закрытию.
В феврале стало известно о переговорах между "Банана-мамой" и ее основным кредитором - Альфа-банком (долг сети перед ним составлял порядка 30 миллионов долларов): планировалось, что банк получит в счет долга 100% ООО и все его активы, включая бренд, права аренды, торговое оборудование, товарный остаток и т. д. Менеджер Х5 Retail Group (контролируется "Альфа-групп") уточнил, что после аудита "Банана-мамы" банк отказался приобретать ее. "Такой бизнес должен приносить десятки процентов рентабельности, а не 1-2%, как у спекулянтов, перепродающих товар из Китая", - говорит собеседник "Коммерсанта".