АСТАНА, 12 марта - РИА Новости. Инфраструктурные облигации, которые могут быть выкуплены пенсионными фондами, являются одним из вариантов финансирования при закрытии сделки по концессионному соглашению о строительстве платного участка выхода на МКАД с автотрассы М1 (в обход Одинцово), сообщил РИА Новости директор центра государственно-частного партнерства (ГЧП) Внешэкономбанка Александр Баженов.
"По поводу дороги в обход Одинцово это может быть одна из принципиальных схем закрытия финансовой следки", - сказал Баженов.
Консорциум ОАО "Главная дорога", сформированный УК "Лидер", должен до апреля 2009 года заключить концессионное соглашение с Росавтодором на строительство и эксплуатацию на платной основе нового выхода на МКАД с автотрассы М1 "Беларусь" (Москва-Минск).
Клиентами управляющей компании являются 11 негосударственных пенсионных фондов и три страховые компании. Стоимость строительства участка дороги оценивается в сумму более 25 миллиардов рублей, из них 11 миллиардов рублей должно быть выделено из инвестиционного фонда.
Изменения, внесенные в начале года в нормативную базу ФСФР, позволяют размещать в ломбардный список ценные бумаги проектных компаний, которые создаются для инфраструктурных проектов и по которым существует гарантии РФ или Внешэкономбанка.
"Это открывает путь к тому, чтобы проекты начали структурироваться таким образом, что деньги будут заходить при нашем управлении рисками от институциональных инвесторов, в том числе от пенсионных фондов или из страховых резервов. А в состав концессии (по строительству трассы в обход Одинцово) входит управляющая компания пенсионных фондов "Газпрома" (УК "Лидер")", - сказал Баженов.
Он отметил, что инфраструктурные облигации могут стать одним из новых инструментов, которые повысят оперативность принятия решений по проектам государственно-частного партнерства.
"На сегодняшний день прямого быстрого антикризисного потенциала у нас в инфраструктуре нет, потому что только тендерную процедуру надо проводить три года. К тому времени, когда пройдут три года, все закончится вместе с кризисом, если мы с ним не справимся, или сам кризис закончится", - сказал собеседник агентства.
Баженов отметил также, что сейчас возникает спрос не на "мегапроекты, а на проекты на уровне школ, больниц - того, что сейчас необходимо регионам". По его словам, с начала года в инвестфонд не поступило ни одной новой заявки федерального масштаба, однако "возникает критическая масса активности продвинутых региональных, муниципальных администраций и компаний".
"На уровне проработки экспертизы заявок существует около 55 проектов, однако эта цифра не в полной мере характеризует ситуацию, так как часть проектов может не пройти нашу экспертизу", - сообщил он.
Также, по словам Баженова, как один из вариантов государственно-частного партнерства регионами рассматривается получение гарантий от Внешэкономбанка. В частности, Краснодарский край, Челябинская и Свердловская области рассматривают подобные возможности для проектов по развитию, модернизации и реконструкции коммунальных систем. Однако уточнять условия выдачи гарантий, по словам Баженова, пока преждевременно.
"Необходимо деление по рискам, выделение случаев предоставления гарантии. В любом случае речь не идет о стопроцентной гарантии. Инструменты обеспечения риска не ограничиваются только ею", - пояснил представитель ВЭБа.
В качестве примера он привел законодательство Казахстана, в котором предусмотрено семь способов обеспечения обязательств государства перед частными инвесторами, в том числе гарантии, поручительства, государственные закупочные контракты и другие.