СЫКТЫВКАР, 29 января - РИА Новости, Дарья Шучалина. Минтранс России считает необходимым реализовать проект "Белое море - Коми - Урал" ("Белкомур"), предусматривающий строительство железнодорожной магистрали, которая свяжет три региона между собой, при поддержке Инвестиционного фонда России, сообщил РИА Новости глава Минпромэнерго Коми Николай Герасимов.
По его словам, все участники состоявшегося в четверг заседания экспертного совета во главе с министром транспорта РФ Игорем Левитиным отмечали, что проект достоин быть реализованным при поддержке российского бюджета, поскольку является перспективным, выгодным и безальтернативным.
"Подобных "Белкомуру" проектов у нас в стране больше нет. А степень его значимости преувеличить невозможно. Причем не только для нашей страны. Новая магистраль, после того, как будет введена в действие, сможет войти в мегапроект "Баренц-Линк" - железнодорожный путь из Норвегии в Индию. Так что теперь нашей республике, а также двум регионам-партнерам по "Белкомуру" остается ждать решения комиссии Инвестфонда. Она должна пройти в феврале", - отметил Герасимов.
В заявке от трех регионов на финансирование проекта указано, что в соответствии с согласованными на уровне трех регионов и федеральных властей расчетами на "Белкомур" требуется выделение 120 миллиардов рублей.
В конце декабря 2008 года в Москве глава Коми Владимир Торлопов, губернатор Пермского края Олег Чиркунов и глава администрации Архангельской области Илья Михальчук подписали четырехстороннее соглашение о реализации комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития Коми, Пермского края и Архангельской области ("Белкомур"). Накануне под соглашением поставил подпись президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.
Соглашение предусматривает, что РЖД берет на себя финансирование реконструкции трех тупиковых линий на участке магистрали "Белкомур" на территориях Коми и Архангельской области. Речь о тех тупиках, которые являются собственностью компании.
Согласно программе развития железнодорожного транспорта РФ, строительство новых участков "Белкомура" запланировано на 2015 год, а введение в эксплуатацию - к 2030 году.
"Белкомур" соединит Пермский край, Коми и Архангельскую область не только между собой, но и с портами Финляндии.
Следующая цель - обеспечение за счет "Белкомура" кратчайшего пути в Северную Европу из регионов Сибири, а также стран Средней Азии и Дальнего Востока. "Белкомур" сократит примерно на 800 километров путь товарных поездов из Сибири к портам Белого моря и снизит как минимум на половину затраты на провоз грузов.
Общая протяженность всей железнодорожной магистрали составит 1,311 тысячи километров. Большая часть трассы уже действует.
Строительство дороги было начато в 1996 году, однако к 2002 году оказалось заморожено из-за нехватки финансирования. Ныне проект предусматривает строительство двух участков. Северный участок "Белкомура" пройдет по территориям Архангельской области и Коми, а южный - по территории Коми и Пермского края.
Бизнес-предприятия трех регионов уже взяли на себя обязательства на общую сумму порядка 450 миллиардов рублей, которые готовы вложить в свои проекты на территориях трех субъектов РФ в случае, если железнодорожная магистраль будет введена в действие.