
Аэропорт "Грозный" (бывший "Северный", бывший "Шейх Мансур") - крупнейший на Северном Кавказе.
1 из 25

Первый за много лет гражданский самолёт совершил посадку в Грозном 5 октября 2006 г. - на 30-летие Рамзана Кадырова, тогда ещё премьера Чечни, - а регулярные пассажирские рейсы наладили 8 марта 2007-го.
2 из 25


К настоящему времени главный город Чечни "поправился" настолько, что темпами "выздоровления" удивил местных жителей
4 из 25

На месте уродливых развалин вырастают обыкновенные дома, и новостройки уже никто не воспринимает как диковину.
5 из 25

Возрождаясь к обычной, мирной жизни, Грозный всё больше приобретает вид образцового советского города...
6 из 25

…С той лишь разницей, что сейчас вместо деревянных оконных рам почти повсеместно вставляют пластиковые стеклопакеты.
7 из 25

А статуи Ленина и героев гражданской войны сменились совсем другими памятниками.
8 из 25

Сейчас посещение Грозного вполне безопасно. Уличной преступности практически нет. Город выглядит настолько мирно, что обычному человеку можно гулять по нему в любое время суток, причём без охраны.
9 из 25

От площади Минутка в центр города ведёт главная улица, которую грозненцы всё ещё называют проспектом Ленина. Сегодня проспект носит имя Ахмата Кадырова.
10 из 25

Проспект считается лицом Грозного, из руин его поднимали стахановскими темпами. Ещё год назад проспект представлял собой огромную стройплощадку, где почти круглосуточно жужжали дрели, тарахтели катки, стучали молотки и крутились бетономешалки. Работая в несколько смен, здесь за два-три месяца восстанавливали разбитые в хлам многоэтажки, а пешеходные дорожки выкладывали фигурной плиткой с орнаментом.
11 из 25

В сотне-другой метров от небольшого православного храма Архангела Михаила, за мостом через Сунжу на месте старой гостиницы "Кавказ", возводят Центральную мечеть с четырьмя высоченными минаретами. За образец взята мечеть Хаджи-Лей Зади в турецком городе Конья. По замыслу проектировщиков, её грозненская "двойняшка" будет вмещать 10 тысяч человек и станет самой крупной в Европе. Сдать её "под ключ" намечено в 2008 г.
12 из 25

Напротив этой большой стройки разбит уютный сквер. Трудно поверить, что какие-то несколько лет назад на этом месте стоял огромный скелет "дудаевского дворца" (здания Совмина Чечено-Ингушской АССР). В августе 2005 г. тут появился памятник Кадырову-старшему работы Церетели. В компании двух милиционеров с автоматами бронзовый Ахмат-хаджи в папахе, костюме и с чётками в руке наблюдает за строительством Центральной мечети своего имени.
13 из 25

Изображения Ахмата Кадырова уже не первый год являются привычной частью городского пейзажа. Соответствующие плакаты висят в любом районе Грозного, портреты Ахмата и Рамзана Кадыровых есть в каждом государственном учреждении.
14 из 25

Если по дороге вам перестали встречаться лица Ахмата Абдулхамидовича и Рамзана Ахматовича, значит, вы уже выехали из Чечни.
15 из 25

Центральный рынок. "Странствуя" по его рядам от края до края, можно узнать все последние новости, расспросить о нравах, ценах, транспорте в интересующем вас направлении и, конечно, купить гостинцев на "большую землю" - например, чеченские тюбетейки или горный мёд.
16 из 25

Тюбетейки-"кадыровки" носят и чеченцы, и ингуши. Этот элемент национального костюма в отличие от, например, черкесок, оказался очень "живучим" - с первого же дня в Чечне вы будете замечать одетых по-европейски мужчин в "кадыровках".
17 из 25

Обед из трёх блюд в кафе в лабиринтах Центрального рынка и других демократичных местах облегчит кошелёк всего на 100 рублей. Вам предложат не только чеченские цициг галнаш (галушки), чепалгаш (начинённые творогом треугольные "конвертики" из теста) или чебуреки с тыквой, но и украинский борщ, и узбекскую самсу, и блюда-космополиты вроде макарон с печенкой.
18 из 25

Мемориал памяти жертв депортации 23 февраля 1944 г. Этот комплекс со старинными чеченскими надмогильными памятниками появился при Джохаре Дудаеве. За годы обеих кампаний мемориал сильно пострадал, но, к счастью, не был уничтожен. На стенах по периметру комплекса сохранились фрагменты беломраморных плит с именами - редкий общедоступный пример чеченской латиницы.
19 из 25

Ночью скверы, дворы и центральные улицы наполняются гуляющей молодёжью. Клубов и дискотек в Грозном пока нет; парни и девушки просто сидят на лавочках или неспешно прогуливаются, поставив на полную громкость какую-нибудь мелодию в суперсовременном мобильнике. Пьяных компаний не наблюдается, отдельные выпившие граждане встречаются крайне редко.
20 из 25

Старые Промыслы, северо-западная окраина Грозного. Побывать в этом районе нужно затем, чтобы увидеть, в каких условиях ещё пять лет назад жил весь город.
21 из 25

И по сей день некоторые дома в Старых Промыслах заселены лишь наполовину - жильцы есть только в тех квартирах, где сохранились пол, потолок и стены. Централизованного водоснабжения тоже нет, обитатели всех четырёх или пяти подъездов вынуждены ходить с вёдрами к крану во дворе.
22 из 25

Несмотря на широкое распространение чеченского языка в Грозном и в республике в целом, почти все надписи, уличные вывески, таблички и т.п. здесь выполнены на русском.
23 из 25

Местные жители доброжелательны и просты в общении. Грозненцы-чеченцы (их доля в населении города сейчас превышает 90%) хорошо говорят по-русски. Нередко они будут подходить к вам первыми, чтобы познакомиться, рассказать о здешней жизни и расспросить о вашей.
24 из 25

Из музыкального ларька несутся яростные звуки кавказской гармони, заглушающие всё в радиусе квартала. Через пять минут в том же квартале слышен протяжный азан - мусульманский призыв на молитву.
25 из 25