Спецстройка века: космодром Восточный в ожидании ракеты

Строительство космодрома "Восточный" (226)
Новый российский космодром Восточный, на протяжении трех лет строящийся в Амурской области по распоряжению президента, с нетерпением ждет в начале сентября прибытия ракеты-носителя «Союз-2», запуск которой запланирован под Новый год.

КОСМОДРОМ ВОСТОЧНЫЙ (Амурская обл.), 14 августа — РИА Новости, Екатерина Згировская. Новый российский космодром Восточный, на протяжении трех лет строящийся в Амурской области по распоряжению президента, с нетерпением ждет в начале сентября прибытия ракеты-носителя «Союз-2», запуск которой запланирован под Новый год.

Корреспондент РИА Новости в начале мая приезжала в «новую космическую гавань» посмотреть, как живет космодром Восточный, и разобраться с бушевавшими весной на стройке скандалами с зарплатами рабочих субподрядных организаций. Спустя три месяца мы вернулись, чтобы понять, что изменилось, и оценить, как растет космодром Восточный в ожидании ракеты.

Стеклянный вокзал и поезд для ракеты

«Уже совсем скоро — в начале сентября, последний раз говорили третьего числа», — обрисовал РИА Новости ожидаемые сроки прибытия «Союза-2» представитель Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) на главной «спецстройке» страны.

Стройка все еще остается стройкой, но «под прикрытием строителей» теперь по ней не так просто передвигаться — здесь теперь во многом командует ЦЭНКИ. Так, еще в мае созданный в закрытом поселке Углегорске, который сольется со строящимся для работников космодрома городком Циолковским, железнодорожный вокзал был будто бесхозным. В стеклянном здании, которое буквально сливается с отражающимся в нем небом, обитал только «станционный смотритель», а войти на объект в сопровождении представителей застройщика не составляло проблем. Теперь без разрешения «космических хозяев» посторонним вход воспрещен — здесь уже стоит оборудование, компьютеры, сидят специалисты, прикрывающие экраны с, вероятно, секретной информацией. Даже на уникальный для Амурской области эскалатор (такие в регионе есть только на этом вокзале и в нескольких торговых центрах) зайти и проехаться уже нельзя.

Отсюда тянутся уже проложенные 28 километров железнодорожного полотна, еще 44 предстоит протянуть к будущему аэропорту и другой «инфраструктуре будущего». «Первый этап мы сдавали в прошлом году, в этом году планируется второй завершить. Если брать с учетом того, что мы не являемся специализированным предприятием, у нас нет спецтехники, но при той технологии, по которой мы работали, это считается довольно прилично», — поделился с РИА Новости замначальника Амурского отделения Спецстроя России Дмитрий Дубков.

По этой дороге и будет следовать та самая ракета «Союз-2», чей полет в космос ожидается в конце декабря. В дальнейшем здесь будет и грузовое и пассажирское движение — работников из Циолковского будут возить на технический и стартовый комплексы космодрома, но пока сообщение ведется автобусами, потому как боевой расчет еще не приехал и потоки не массовые.

Роскосмос уже обзавелся двумя локомотивами, позже появится третий. Эти поезда с вокзала поедут на «техничку», откуда заберут собранную ракету-носитель и медленно отвезут ее на старт. Корреспонденту РИА Новости удалось проехать путем ракеты, который лежит буквально «по деревням»: прямо вдоль полотна стоят деревянные домики с огородами, цветут подсолнухи, а местные жители уже не реагируют на проезжающий локомотив.

Чистый "дом" для ракеты

По прибытии на территорию космодрома «Союз-2» в разобранном виде отправится на монтажно-испытательный комплекс (МИК). Это «дом» для ракеты, здесь ее соберут, протестируют системы и будут хранить до часа икс, когда придет пора отправиться на стартовый комплекс и исполнить ее «космический долг».

Три месяца назад МИК напоминал недоделанный склад высотой 38 метров — примерно семиэтажное здание, здесь мешали бетон, вели сварку, и все происходило в полутьме. Сегодня в большом «доме» почти полностью обшиты стены, установлены «фермы», с которых будут проводить тестирование носителя, одна из стен и вовсе оказалась стеклянной — ее называют «витражом». Выяснилось, что по техническим требованиям ракете нужен дневной свет.

К слову, в МИКе ракеты-носителя будет «проживать» не одна ракета, их здесь можно разместить три и одновременно вести работы на двух из них.

Как сообщил РИА Новости заместитель главного конструктора филиала ФГУП ЦЭНКИ КБ «Мотор» Александр Кильдишев, в МИК ракеты-носителя остались только финишные работы, ведущиеся параллельно со строителями. «Так как это новый космодром, я пока вам ответить не смогу, сколько будет требоваться времени на сборку ракеты по прибытии. Это будет первый шаг», — делится Кильдишев, приехавший на Восточный полтора года назад с Байконура, где работал с 1995 года.

«По опыту Байконура, у нас в зале «Протона» находилось и три ракеты сразу — на двух вели работы по проверке, а одна — на хранении. Как только одну ракету стыковали и она уходила на старт, на это рабочее место перемещали ракету, которая была на хранении, и проводили там параллельные работы. Это все реально и возможно», — обрисовал он ситуацию с размещением в МИКе тройки «Союзов».

В «доме» для ракеты должна быть особая чистота, здесь и в монтажно-испытательном комплексе космических аппаратов (он находится по соседству и соединен специальной галереей с «трансбордером» — своего рода «подносом» для элементов спутника и ракеты, призванным снизить риски повреждений при транспортировке) даже полы будут стерильные. Такую технологию уже опробовали на Плесецке — в зале сборки знаменитой «Ангары»: антистатичный пол не будет давать на себя упасть даже пылинке, это достигается избыточным давлением.

«Давление подается с потолка через воздуховоды, они уже частично смонтированы, на память — это 1 миллион кубов в час. Оно сверху давит, а снизу вытяжная вентиляция. Здесь создается давление больше, и пыль вытесняется в вытяжную вентиляцию», — рассказывает замначальника филиала Спецстроя «Космодром Восточный» по строительству Евгений Кротов.

Кстати, площадь места обитания космических аппаратов достигает 8640 квадратов, говорят, он может вместить в себя 13 Boeing-737, 197 автобусов или 170 вагонов — в таком огромном помещении не так просто создать эффект чистоты.

Работы здесь планировалось закончить несколько дней назад, но внесли изменения в чертежи по вентиляции, и план сдвинулся — теперь все зависит от поставки материалов. По сравнению с тем, что еще весной отставание по ряду объектов достигало порядка полутора месяцев, десяток дней сегодня уже выглядит не так страшно — такой срок наверстать не проблема.

Нетрадиционное командование

Уникальность Восточного еще и в том, что здесь впервые решено было построить не традиционный подземный командный пункт, а возвести его над поверхностью. Объяснить эту инновацию нам не смогли — очевидно, эксперимент. В здании множество залов — 186 дверей, за одной из них прячется местный «центр управления полетом», здесь же будет производиться самое главное действие — «ключ на старт». К слову, это действительно будет ключ, а не кнопка, как иногда говорят.

«Бункер» обладает почти метровыми стенами и перекрытиями и противоосколочной сеткой, которые защитят его, если «что-то пойдет не так» и ракету «занесет» в сторону командного пункта. После нештатной ситуации здесь автономно можно прожить двое суток, для чего созданы все условия: есть надежная система охлаждения на случай пожара, воздухоподача, система тушения, электричество, запас разогреваемой еды, вода и прочее.

Командный пункт строят с 2013 года, по словам работников, сдача объекта просрочена из-за возникших весной проблем с платежами и поставками, но проблема решаема. «В течение месяца его можно сделать полностью. Были задержки с платежами, но сейчас дело настроилось», — поясняют субподрядчики.

Цвет имеет значение

Самый главный объект космодрома — стартовое сооружение, откуда ракеты «Союз-2» будут уходить в космос — производит впечатление почти готового. Во всяком случае, не специалисту проще всего оценить изменения именно на этом объекте стройки — он в буквальном смысле растет на глазах.

Так, еще зимой «огневое кольцо» стартового стола, куда будут устанавливать ракету, представляло собой яму, залитую бетоном. Уже весной «яма» обрела очертания, напоминающие стартовый стол, здесь даже появилось оборудование — в частности, кабина обслуживания ракеты в виде «лепестков», над столом возвышался каркас 52-метровой Мобильной башни обслуживания, на которой активно велись монтажные работы.

Уголовное дело. Архив
Дело возбуждено о растрате 48 млн руб на космодроме "Восточный"

Сегодня завершается бетонирование газоотвода (та самая яма, куда будут вылетать огненные хвосты стартующей ракеты), над стартовым столом возвышаются «фермы» — своеобразные лапы, которые будут обнимать «вертикализованную» ракету.

Мобильная башня обслуживания (МБО), предназначенная для выполнения предстартовых работ на носителе и защите его от внешнего воздействия, в том числе и погодных условий, уже на треть обшита сине-бело-голубыми панелями и даже успела совершить свой первый тестовый «проезд» от исходного положения до «огневого кольца». Скорость МБО до 12 метров в минуту, всего ей нужно преодолеть 100 метров, это расстояние она пройдет за время от 10 до 30 минут в зависимости от внешней среды — за рекордами здесь никто не гонится, главное безопасность.

На Башне и самом стартовом сооружении уже завершается монтаж крупногабаритного оборудования. Здесь уже появились лифты, правда, их пока только тестируют, кроме того, начали собирать системы эвакуации — специальные кабины, в которые работник в нештатной ситуации может прыгнуть и попасть в специальный мягкий «рукав», по которому он медленно будет падать прямо в спецпомещение.

Каждый элемент внутри башни и «фермы» стартового стола окрашены в свой цвет — синий (цвет «ферм»), желтый (поверхности «ферм», по которым можно ходить, и некоторых панелей на МБО), красный и серый (но серый могут заменить на зеленый). И это не случайно: цвет здесь имеет значение, хотя на первый взгляд кажется, будто космодром решили выкрасить в цвета неба, облаков и солнца, которое в Амурской области светит более 300 дней в году.

«Красное, обычно — съемное оборудование», — поясняют представители ЦЭНКИ, показывая на перила на МБО. Их будут убирать, когда Башня наедет на ракету, специалисты пристегнутся специальными тросами и будут обслуживать «Союз».

Возле стартового стола в целях безопасности уже начали установку 150-метровых молниеотводов по уникальной, созданной именно здесь, на Восточном, «укрупненной технологии», позволяющей быстрее обычного собирать «конструктор» башни. Рассматривался даже вариант подъема конструкций при помощи вертолета, но от подобной роскоши отказались из соображений экономии средств.

Жесткий мониторинг

Истерия вокруг финансов на стройке уже явно прошла, и общее настроение не напоминает о неурядицах с растратами, невыплаченными субподрядчиками своим сотрудникам зарплатами и сказками про обеды из «куриных спинок», которые были весной.

Как пояснили РИА Новости в штабе Спецстроя, основная задача сейчас — «жесткий мониторинг», необходимо «блюсти мелочи» и следить за тем, чтобы все материалы и комплектующие от поставщиков приходили вовремя. Это «объективная нервотрепка», связанная с тем, что работы по обеспечению исполнения задачи отправки первой ракеты в космос в декабре выходят на финишную прямую.

Строительная площадка космодрома Восточный в Амурской области
Отставание в строительстве космодрома «Восточный» остается существенным – Роскосмос

«Сейчас подошли к плановой сдаче в установленном порядке, параллельная работа со специалистами Роскосмоса и привлечение лучших специалистов главков Спецстроя со всей страны дало по динамике огромный плюс», — отмечают в штабе, поясняя, что недобросовестные исполнители отсеялись еще в то время, когда развернулись скандалы и интриги с многоуровневой системой субподряда.

«Президент принял решение по финансированию своевременно, сейчас проблем с выплатой заработной платы по космодрому нет», — подчеркивает Спецстрой.

Массового десанта специалистов на Восточный направлять сегодня уже не требуется. Люди расставлены по ключевым местам, теперь нужны не рабочие руки, а ресурсы, чтобы вовремя подготовить тепловые, электрические и прочие системы жизнедеятельности космодрома, главной миссией которого будет обеспечение независимого доступа России в космическое пространство.

Новости партнеров
Интерактив
  • Тепло, топят нормально

    60.9%

  • Батареи едва теплые, но терпимо

    16.1%

  • Батареи холодные. Ходим в шубейках, как эскимосы

    6.3%

  • Спасают электрические радиаторы и/или пушистый кот

    4.2%

  • А у меня печь – топлю, когда хочу

    12.5%

Проголосовали: 3629
Новости партнеров
Новости партнеров
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена