Рейтинг@Mail.ru
Рожденные летать: как огнеборцы на вертолетах тушат пожары в Москве - Недвижимость РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рожденные летать: как огнеборцы на вертолетах тушат пожары в Москве

Читать в
Дзен
В 2018 году воздушному флоту России исполняется 85 лет. Московскому авиационному центру стукнуло меньше - только 15, но на его счету уже сотни потушенных пожаров и спасенных жизней. Каково огнеборцам работать в условиях меняющегося мегаполиса и как безопасно посадить вертолет ночью, "летающие" спасатели рассказали "РИА Недвижимость".

В 2018 году воздушному флоту России исполняется 85 лет. Московскому авиационному центру стукнуло меньше — только 15, но на его счету уже сотни потушенных пожаров и спасенных жизней. Каково огнеборцам работать в условиях меняющегося мегаполиса и как безопасно посадить вертолет ночью, "летающие" спасатели рассказали "РИА Недвижимость".

Работа в поднебесье

Учения, приуроченные ко Дню воздушного флота России, Московский авиационный центр (МАЦ) проводит на берегу озера вблизи деревни Остров в Ленинском районе. Путь от аэродрома Остафьево у трех вертолетов занимает не больше 15 минут. Поднимая в воздух клубы пыли, мощные машины — резвый медицинский ВК117С-2 и два пожарных гиганта КА-32 — степенно опускаются на поле.

Из кабины "бэкашки" выбирается командир летного отряда МАЦ Вячеслав Ивлиев. Его основная задача — контроль работы пилотов.

© РИА Новости / Рамиль СитдиковКомандир летного отряда МАЦ Вячеслав Ивлиев
Командир летного отряда МАЦ Вячеслав Ивлиев

"Пожарная служба появилась одновременно с созданием МАЦ, который был создан 13 мая 2003 года. В 2005 году появились первые вертолеты в противопожарном варианте, в том же году мы впервые приняли участие в тушении пожара на заводе "Серп и молот". С этого времени пожарные вертолеты вошли в городскую систему", — рассказывает Ивлиев.

Сейчас, по словам командира летного отряда, авиационный парк МАЦ насчитывает 10 "пташек": три пожарных КА-32, один — Ми 26Т, пять санитарных ВК117С-2 и один многофункциональный Bell 429, чья основная задача — мониторинг и разведка пожароопасной обстановки. Заявки на вылет для ликвидации чрезвычайного случая или оказания экстренной медицинской помощи пилоты получают из Центра кризисных ситуаций. Как объясняет Ивлиев, первым на место происшествия прибывает подвижный передовой пункт управления, чтобы разведать обстановку.

"Вертолеты прилетают на пожар, когда там уже работает руководитель. По сути, он управляет работой вертолета: выдает информацию о характере пожара, его площади, погодных условиях, направлении ветра. Руководитель также помогает строить заход для вертолета, выгодный для тушения, и подсказывает место для сбора воды", — говорит Ивлиев.

Одним из знаковых пожаров для сотрудников МАЦ стало происшествия в апреле 2012 года. В строящемся деловом центре "Москва-сити" загорелась башня "Федерация". Как вспоминает Вячеслав Ивлиев, бороться с очагом возгорания было непросто: здание загорелось ночью, при отрицательной температуре и сильных порывах ветра.

"Высота "Федерации" — 343 метра, но наши вертолеты справились с работой на такой высоте. С земли потушить такой пожар было бы невозможно. Все прошло успешно. До нас никто ни в городе, ни в мире не тушил ночной пожар в таких условиях", — отмечает Ивлиев.

Регулярные учения и тренировки — один из залогов успешной работы МАЦ, так что пожарные и авиамедики не упускают возможности еще раз отточить необходимые действия. Раздав последние указания, Вячеслав Ивлиев отдает команду начинать, и прогретый воздух над полем наполняет вертолетный гул.

Истина в воде

Первой в небо поднимается пожарная машина Ка-32А, оснащенная многофукнциональной системой пожаротушения. Описав круг над полем, вертолет снижается над озерной гладью, погружая в воду длинный насос. В "зависшем" положении машина остается не дольше 20 секунд. За это время она успевает набрать около трех тонн воды, после чего снова взмывает в воздух. Вячеслав Ивлиев определяет цель для сброса — небольшой подлесок на другой стороне озера. Приняв команду, пилоты направляют вертолет в сторону деревьев.

В зависимости от площади возгорания и сложности пожара экипаж Ка-32А, оборудованный так называемой "пушкой" может сбросить воду тремя способами: вертикальным, горизонтальным и боковым. Сначала пилоты демонстрируют горизонтальный. Приблизившись к подлеску, они подают воду под сильным напором с помощью специальной "пушки" прямо под носом вертолета. По словам командира авиационной эскадрильи пожарных вертолетов Евгения Артюхина, именно таким методом огнеборцы локализовали возгорание на заводе Алмаз Антей в 2010 году.

"Если это многоэтажное здание, и где-то на 40 этаже огонь выбивается из окна, то лучше вертолета с "пушкой" с тушением не справится никто. Мы зависаем напротив очага возгорания и прицельно тушим его с добавлением пены", — объясняет Артюхин.

На втором заходе экипаж Ка-32А сливают воду боковым способом. На боку вертолета установлена еще одна "пушка", мобильнее и меньше по размеру. Управляет ей бортмеханик, незаменимый член экипажа пожарного вертолета. Закрепленный страховочным тросом, он бесстрашно высовывается из кабины и вручную направляет струю прямо в цель.

Третий способ вертикальный — самый зрелищный. Вертолет на большой скорости пролетает над озером и открывает специальные створки. Три тонны воды каскадом обрушиваются вниз, взметая тучи брызг.

Делается это, конечно, не для красоты. Как объясняет Артюхин, таким способом можно покрыть большую площадь возгорания, например, если необходимо потушить поле. Примерно за час работы на пожаре вертолет сливает около 60 тонн воды.

"В течение последнего года мы потушили семь пожаров, два из них были ночными. По ночам мы забираем воду из наших "облетанных" восьми водоемов. В основном вертолеты используются в работе с многоэтажками и высотками, но и в старой Москве могут быть полезны", — говорит Вячеслав Ивлиев.

По его словам, в работе в историческом секторе столицы главная задача пожарных — не допустить распространения огня. Если горит здание с деревянными перегородками, спасти его будет сложно, зато сброс воды с вертолета поможет быстро локализовать очаг возгорания.

Круглосуточная помощь

После Ка-23А с системой пожаротушения небо занимает второй вертолет той же серии — с внешней подвеской. На конце 30-метровой подвески этого вертолета закреплена огромная "клешня" — гидравлический захват ГРАПЛ. Этот вертолет привлекают к работе на завалах или на крупных ДТП. С помощью захвата машина способна поднять в воздух груз весом в пять тонн и без проблем оттащить его на безопасное расстояние, например, чтобы ликвидировать затор на трассе в случае аварии. На учениях вместо машин пилоты МАЦ перетаскивают "клешней" огромные бревна — с такой легкостью, что те кажутся соломинками.

Где аварии, там и пострадавшие. Экстренную медицинскую помощь на крупных ДТП и пожарах москвичам оказывают члены специальных авиабригад на вертолетах ВК117С-2. Эти отряды были сформированы в 2009 году МАЦ и Центром экстренной медицинской помощи (ЦЭМП). За девять лет работы санитарные вертолеты эвакуировали около 5 тысяч человек.

На этих учениях авиамедики прибывают на вызов о змеином укусе. Пострадавшая — молодая девушка в состоянии анафилактического шока, которой требуется срочная госпитализация.

Экипаж санитарного самолета действует быстро и слаженно: проверяют давление, пульс, надевают девушке кислородную маску, готовят капельница, а затем стабилизируют на носилках и аккуратно грузят в кабину. Вся операция занимает не больше 10 минут. По словам командира вертолета Владимира Орлова, с 1 июня 2018 года санитарные авиа-бригады дежурят в городе круглосуточно.

"К ночным полетам мы начали готовиться в преддверии Чемпионата мира по футболу. За время турнира совершили около 200 вылетов, поэтому дежурство перевели на постоянную основу. Так что один экипаж всегда готов оперативно вылететь на ночной вызов", — говорит Орлов.

Ночная работа в условиях мегаполиса — дело непростое, признается командир летного отряда МАЦ Вячеслав Ивлиев. Основная сложность, добавляет он, это восприятие информации и ориентировка в темное время суток.

"В Москве много высоток, немаркированных искусственных препятствий, это все нужно учитывать, особенно при посадке и заборе воды. Необходима повышенная внимательность. Хотя сейчас, когда в Москве реализуется программа "Чистое небо" и коммуникации убирают под землю, нам стало легче работать", — заключает Ивлиев.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала