Рожденные летать: как огнеборцы на вертолетах тушат пожары в Москве

Городское хозяйство Москвы (363)

В 2018 году воздушному флоту России исполняется 85 лет. Московскому авиационному центру стукнуло меньше — только 15, но на его счету уже сотни потушенных пожаров и спасенных жизней. Каково огнеборцам работать в условиях меняющегося мегаполиса и как безопасно посадить вертолет ночью, "летающие" спасатели рассказали "РИА Недвижимость".

Работа в поднебесье

Учения, приуроченные ко Дню воздушного флота России, Московский авиационный центр (МАЦ) проводит на берегу озера вблизи деревни Остров в Ленинском районе. Путь от аэродрома Остафьево у трех вертолетов занимает не больше 15 минут. Поднимая в воздух клубы пыли, мощные машины — резвый медицинский ВК117С-2 и два пожарных гиганта КА-32 — степенно опускаются на поле.

Из кабины "бэкашки" выбирается командир летного отряда МАЦ Вячеслав Ивлиев. Его основная задача — контроль работы пилотов.

© РИА Новости / Рамиль СитдиковКомандир летного отряда МАЦ Вячеслав ИвлиевКомандир летного отряда МАЦ Вячеслав Ивлиев
Командир летного отряда МАЦ Вячеслав Ивлиев

"Пожарная служба появилась одновременно с созданием МАЦ, который был создан 13 мая 2003 года. В 2005 году появились первые вертолеты в противопожарном варианте, в том же году мы впервые приняли участие в тушении пожара на заводе "Серп и молот". С этого времени пожарные вертолеты вошли в городскую систему", — рассказывает Ивлиев.

Сейчас, по словам командира летного отряда, авиационный парк МАЦ насчитывает 10 "пташек": три пожарных КА-32, один — Ми 26Т, пять санитарных ВК117С-2 и один многофункциональный Bell 429, чья основная задача — мониторинг и разведка пожароопасной обстановки. Заявки на вылет для ликвидации чрезвычайного случая или оказания экстренной медицинской помощи пилоты получают из Центра кризисных ситуаций. Как объясняет Ивлиев, первым на место происшествия прибывает подвижный передовой пункт управления, чтобы разведать обстановку.

"Вертолеты прилетают на пожар, когда там уже работает руководитель. По сути, он управляет работой вертолета: выдает информацию о характере пожара, его площади, погодных условиях, направлении ветра. Руководитель также помогает строить заход для вертолета, выгодный для тушения, и подсказывает место для сбора воды", — говорит Ивлиев.

Вячеслав Ивлиев руководит учениями МАЦ

Одним из знаковых пожаров для сотрудников МАЦ стало происшествия в апреле 2012 года. В строящемся деловом центре "Москва-сити" загорелась башня "Федерация". Как вспоминает Вячеслав Ивлиев, бороться с очагом возгорания было непросто: здание загорелось ночью, при отрицательной температуре и сильных порывах ветра.

"Высота "Федерации" — 343 метра, но наши вертолеты справились с работой на такой высоте. С земли потушить такой пожар было бы невозможно. Все прошло успешно. До нас никто ни в городе, ни в мире не тушил ночной пожар в таких условиях", — отмечает Ивлиев.

Регулярные учения и тренировки — один из залогов успешной работы МАЦ, так что пожарные и авиамедики не упускают возможности еще раз отточить необходимые действия. Раздав последние указания, Вячеслав Ивлиев отдает команду начинать, и прогретый воздух над полем наполняет вертолетный гул.

Истина в воде

Первой в небо поднимается пожарная машина Ка-32А, оснащенная многофукнциональной системой пожаротушения. Описав круг над полем, вертолет снижается над озерной гладью, погружая в воду длинный насос. В "зависшем" положении машина остается не дольше 20 секунд. За это время она успевает набрать около трех тонн воды, после чего снова взмывает в воздух. Вячеслав Ивлиев определяет цель для сброса — небольшой подлесок на другой стороне озера. Приняв команду, пилоты направляют вертолет в сторону деревьев.

В зависимости от площади возгорания и сложности пожара экипаж Ка-32А, оборудованный так называемой "пушкой" может сбросить воду тремя способами: вертикальным, горизонтальным и боковым. Сначала пилоты демонстрируют горизонтальный. Приблизившись к подлеску, они подают воду под сильным напором с помощью специальной "пушки" прямо под носом вертолета. По словам командира авиационной эскадрильи пожарных вертолетов Евгения Артюхина, именно таким методом огнеборцы локализовали возгорание на заводе Алмаз Антей в 2010 году.

"Если это многоэтажное здание, и где-то на 40 этаже огонь выбивается из окна, то лучше вертолета с "пушкой" с тушением не справится никто. Мы зависаем напротив очага возгорания и прицельно тушим его с добавлением пены", — объясняет Артюхин.

На втором заходе экипаж Ка-32А сливают воду боковым способом. На боку вертолета установлена еще одна "пушка", мобильнее и меньше по размеру. Управляет ей бортмеханик, незаменимый член экипажа пожарного вертолета. Закрепленный страховочным тросом, он бесстрашно высовывается из кабины и вручную направляет струю прямо в цель.

Третий способ вертикальный — самый зрелищный. Вертолет на большой скорости пролетает над озером и открывает специальные створки. Три тонны воды каскадом обрушиваются вниз, взметая тучи брызг.

Вертикальный сброс воды

Делается это, конечно, не для красоты. Как объясняет Артюхин, таким способом можно покрыть большую площадь возгорания, например, если необходимо потушить поле. Примерно за час работы на пожаре вертолет сливает около 60 тонн воды.

"В течение последнего года мы потушили семь пожаров, два из них были ночными. По ночам мы забираем воду из наших "облетанных" восьми водоемов. В основном вертолеты используются в работе с многоэтажками и высотками, но и в старой Москве могут быть полезны", — говорит Вячеслав Ивлиев.

По его словам, в работе в историческом секторе столицы главная задача пожарных — не допустить распространения огня. Если горит здание с деревянными перегородками, спасти его будет сложно, зато сброс воды с вертолета поможет быстро локализовать очаг возгорания.

Круглосуточная помощь

После Ка-23А с системой пожаротушения небо занимает второй вертолет той же серии — с внешней подвеской. На конце 30-метровой подвески этого вертолета закреплена огромная "клешня" — гидравлический захват ГРАПЛ. Этот вертолет привлекают к работе на завалах или на крупных ДТП. С помощью захвата машина способна поднять в воздух груз весом в пять тонн и без проблем оттащить его на безопасное расстояние, например, чтобы ликвидировать затор на трассе в случае аварии. На учениях вместо машин пилоты МАЦ перетаскивают "клешней" огромные бревна — с такой легкостью, что те кажутся соломинками.

Где аварии, там и пострадавшие. Экстренную медицинскую помощь на крупных ДТП и пожарах москвичам оказывают члены специальных авиабригад на вертолетах ВК117С-2. Эти отряды были сформированы в 2009 году МАЦ и Центром экстренной медицинской помощи (ЦЭМП). За девять лет работы санитарные вертолеты эвакуировали около 5 тысяч человек.

Санитарный вертолет ВК117С-2

На этих учениях авиамедики прибывают на вызов о змеином укусе. Пострадавшая — молодая девушка в состоянии анафилактического шока, которой требуется срочная госпитализация.

Экипаж санитарного самолета действует быстро и слаженно: проверяют давление, пульс, надевают девушке кислородную маску, готовят капельница, а затем стабилизируют на носилках и аккуратно грузят в кабину. Вся операция занимает не больше 10 минут. По словам командира вертолета Владимира Орлова, с 1 июня 2018 года санитарные авиа-бригады дежурят в городе круглосуточно.

Оказание помощи пострадавшей

"К ночным полетам мы начали готовиться в преддверии Чемпионата мира по футболу. За время турнира совершили около 200 вылетов, поэтому дежурство перевели на постоянную основу. Так что один экипаж всегда готов оперативно вылететь на ночной вызов", — говорит Орлов.

Ночная работа в условиях мегаполиса — дело непростое, признается командир летного отряда МАЦ Вячеслав Ивлиев. Основная сложность, добавляет он, это восприятие информации и ориентировка в темное время суток.

"В Москве много высоток, немаркированных искусственных препятствий, это все нужно учитывать, особенно при посадке и заборе воды. Необходима повышенная внимательность. Хотя сейчас, когда в Москве реализуется программа "Чистое небо" и коммуникации убирают под землю, нам стало легче работать", — заключает Ивлиев.

Новости партнеров
Интерактив
  • Да, потому что я дольщик

    27.3%

  • Да, я как раз ищу себе квартиру

    19.2%

  • Да, я работаю в этой сфере

    5.1%

  • Нет, так им и надо

    9.4%

  • Ничего страшного, государство всех спасет

    9.7%

  • Пусть банкротятся, и так все вокруг застроили

    29.3%

Проголосовали: 1294
Новости партнеров
Новости партнеров
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена