Беги, Марина, беги: хроники одного переезда из аварийной "хрущевки"

Расселение пятиэтажек в Москве (763)
Переселение из аварийного и ветхого жилья для многих людей - явление долгожданное, но готовиться к нему надо основательно, и начинать с укрепления нервной системы. Шеф-редактор портала "РИА Недвижимость" Марина Заблудовская рассказала о своем опыте переезда из сносимой "хрущевки".

Переселение из аварийного и ветхого жилья для многих людей — явление долгожданное, но готовиться к нему надо основательно, и начинать с укрепления нервной системы. Шеф-редактор портала "РИА Недвижимость" Марина Заблудовская рассказала о своем опыте переезда из сносимой "хрущевки".

Новостные ленты по недвижимости регулярно пополняются отчетами, обещаниями и предписаниями по программе переселения граждан из аварийного жилья.

Как-то в беседе с корреспондентом нашей редакции один из высокопоставленных чиновников сказал, что при переселении из аварийного жилья у нас действует "индивидуальный подход". Ну что ж, мне лично довелось пройти все круги этого "индивидуального подхода". Об этом и поговорим.

Москва, как и положено государству в государстве, идет по своей собственной программе сноса ветхих пятиэтажек, то есть старых добрых "хрущевок". Мой дом числился в списках "перспективных" еще в 2000 году, когда я покупала там квартиру. А мои соседи-старожилы, по их словам, пребывали в ожидании еще и раньше. Поэтому на меня смотрели, как на умалишенную, когда я периодически предпринимала попытки делать ремонт. Остальные соседи предпочитали ждать, мучиться, жаловаться и верить. А зря, ибо отпраздновать новоселье мы смогли лишь в конце 2015 года.

Информирование? Это лишнее!

На протяжении этих 15 лет я лично помню только один случай, когда жильцов наших домов собирал зампрефекта Юго-Западного административного округа столицы на беседу по поводу сноса квартала. Это было немногим спустя после отставки Лужкова. Тогда он много и кудряво говорил о том, какие дома будут переселяться и куда. Правда в числе везунчиков, которым довелось узнать хоть какие-то точные даты, оказались жители домов, которые на тот момент и так приступили к переезду. Подозрительно неконкретно звучали и его объяснения по поводу того, куда нас переселят — в тот же район или в Южное Бутово, что для жителей Академического района да еще под боком у метро, звучало как приговор. В итоге все, что мы поняли — что надеяться надо на везение.

Немногим после у нас в подъезде вдруг сделали ремонт, и мои пожилые соседи окончательно повесили носы: "Ну, видать, нас не собираются переселять".

Разумеется, молодые и продвинутые жильцы дома, хорошо общающиеся с интернетом, вроде меня, регулярно направляли в управу района электронные письма с вопросом: "Ну когда же уже вы нас переселите? Каковы сроки? Хотя бы год скажите". Ответы всегда приходили месяца через полтора-два и словно были написаны под копирку. Если коротко: "Ничего не знаем. Сами ждем. Как только, так сразу". И, знаете, даже поругаться при всем желании некуда, да и не за что. Ведь на нет и суда нет.

Когда чуть более года назад по соседству стали возводить два новых многоэтажных корпуса, явно для нашего в них переселения, я позвонила в свою управу, чтобы сей момент подтвердить. Смешно, но меня долго перенаправляли с телефона на телефон, пока у трубки не оказался какой-то дяденька, который со вздохом сказал: "Да если бы мы знали. Никто ничего не говорит. Может, вас переселят, а может, не вас. Вроде как вас. В общем, ждите".

И мы дождались. То есть, как дождались, просто в один прекрасный день (это было в середине июня 2015 года) мне позвонила соседка и спросила: "Марин, ты талон-то смотровой получила уже?". Я почти упала в обморок: "Какой талон, где талон? Дают талоны? Где, как?". Соседка, добрая душа, поделилась со мной скудными сведениями, которые ей передала другая соседка из соседнего подъезда, а той еще один сосед из другого подъезда, который талон этот уже получил.

Подчеркну, ни одного объявления ни на двери подъезда, ни на доске объявлений, ни в почтовых ящиках не было. Куда идти, что с собой брать, какие документы готовить? НИ-ЧЕ-ГО! А в районной газете, которую нам так советовали читать, была какая-то невнятная и трогательная заметка о том, как радуются первые переселенцы.

ДГИ всемогущий

Проинструктированная соседкой, на следующий же день я направилась в департамент городского имущества (ДГИ) города Москвы по ЮЗАО, расположенный, по словам соседки, на Университетском проспекте. Но найти его оказалось не так просто. Дело в том, что на двери этой прекрасной организации нет никаких табличек — это просто дверь… куда-то. Опознавательным элементом служил разве только клочок бумаги, где убористым шрифтом было написано, что департамент вообще-то переехал — и далее адрес, причем не один. На всякий случай я зашла. Передо мной — пустое фойе с недоумевающе глядящим на меня охранником.

— Добрый день, а департамент горимущества — это сюда?

— Нет, это вам надо вон по тем адресам, что на бумажке. А вы по какому вопросу?

— По вопросу переселения…

— А! Переселение — это сюда, да, вот второй и третий кабинет.

У кабинета было подозрительно пусто. Разумеется, по закону подлости оказалось, что я пришла в нерабочий день! И главное, что нигде, ни в одном месте офиса нет даже клочка бумаги с графиком работы. Тем не менее, какие-то люди в кабинете сидели. Я обратилась к ним с вопросом, мол, не подскажете ли, как получить смотровой талон?

— Мы сегодня не работаем.

— А когда вы работаете?

— Завтра…

— И все?

— Еще послезавтра…

— А в какое время?

— С 8.30 до 17.30. Обед с 12.45 до 13.30

В общем, каждый ответ приходилось тащить клещами. Разумеется, меня это вывело из себя, и перед уходом я порекомендовала господам позаботиться о том, чтобы хоть как-то проинформировать жильцов о порядке получения смотровых талонов. Уж не знаю, моими ли усилиями, но через 2 дня на подъездах нашего дома действительно появились объявления.

Вообще общение с ДГИ всю дорогу напоминало беседу слепого с немым, где слепые — это переселенцы, которые мечутся наугад от кабинета к кабинету, а немые — сотрудники ДГИ, безмолвные в своей индифферентности.        

Принцип раздачи

Друзья и родные, узнав о моем великом переселении, задавали один и тот же вопрос: "А квартиру ты уже выбрала?" Так вот, всем для справки — при отселении из аварийного дома выбор квартиры не предоставляется в принципе! И это, кстати, здравое решение. Уж поверьте, если бы всем моим соседям дали право выбора квартир, они бы не переехали и до второго пришествия, хотя до него не дотянули бы, просто передрались. 

Наши новые дома строились четко под то количество квартир, которое нужно расселить. В смотровом талоне уже написан номер квартиры и этаж. Ты просто идешь смотреть уже выделенное под тебя жилье. А далее — воля твоя. Ты либо соглашаешься, либо отказываешься. В случае отказа у тебя остается два варианта: ждать, когда кто-то тоже откажется (а мы все понимаем, хорошими вариантами никто разбрасываться не будет) или ждать, когда предложат квартиру в другом доме, причем не факт, что он будет находиться в том же районе и не за два километра от метро. Именно поэтому я сразу дала согласие без лишних раздумий.

Нота протеста

Справедливости ради стоит сказать, что некоторые мои соседи-переселенцы тоже нервы департаментам, управам и даже столичному мэру подпортили. Для начала я в очередной раз услышала из уст тех, кто занимал квартиру по договору соцнайма, старый вопль о главном: "А вот мы тут тремя семьями жили в тесной "двушке", думали, что нам три квартиры дадут. А вот и нет! Безобразие!". К сожалению, многие люди до сих пор убеждены, что программа переселения из аварийного жилья предполагает автоматическое улучшение жилищных условий.

Еще раз для всех заблуждающихся — нет, это не так! Почему, читайте здесь. А мы идем дальше.

Жильцы соседнего корпуса, также расселяемого, вообще подали коллективное плач-письмо Собянину, что их чуть ли не грабят. Суть вопля состояла в том, что в их старых квартирах кухни по 10 квадратных метров, а в новых — по 8,3 метра. А то, что новые квартиры в принципе по площади больше и что их прежний "блошатник" (а у нас в "хрущевках" действительно водились блохи и очень даже кусались, уж мне поверьте) — это вообще бывшее общежитие, нарезанное на квартиры, они вроде как и не замечали.

Квартира как она есть

Разумеется, все переселяющиеся хотели воочию увидеть свое новое жилище. Получив заветный смотровой талон, я побежала смотреть квартиру. Это случилось в конце июня. Лифты на тот момент у нас в подъезде еще не работали и даже не были до конца установлены. Поэтому подниматься мне пришлось на 17 этаж пешком. И вот я у двери… Кстати, о дверях — все входные двери в квартирах на момент строительства были деревянные, а точнее сделанные из ДСП. То есть при желании такую дверь можно или выбить или выпилить. Было ясно, что ее придется сразу менять.

Однако когда я оказалась внутри, то поняла, что менять придется не только дверь. Итак, как же выглядит так называемая муниципальная серия (а именно так характеризовались на сайте застройщика типы наших новых домов И-155ММ).

 

Панельный дом И-155ММ от ГК "СУ-155" в Москве

Кстати, забыла сказать, дома наши строило легендарное "СУ-155". Да-да, здесь можно охать и аплодировать. Мои коллеги на работе много и горько иронизировали на этот счет, поэтому я морально готовилась к худшему. Но, к моему удивлению, все оказалось не так страшно. По крайней мере, потолок на голову не падает, полы под ногами не проваливаются, а из кранов течет вода, правда, на тот момент только холодная. На кухне установлена раковина и электрическая плита, в ванной комнате имеется ванна (стальная, 1,7 метра), унитаз, полотенцесушитель и раковина. В комнатах на окнах стоят деревянные стеклопакеты, причем довольно неплохие для соцжилья. В квартире много розеток. Словом — заезжай и живи.

Но во всем всегда есть "но". И в данном случае это была отделка. В домах под переселение из аварийного жилья косметический ремонт присутствует — обои на стенах, плинтуса, линолеум на полу и даже фартук из плитки на кухне. Разумеется, расцветка и качество обоев из серии "дареному коню в зубы не смотрят", но и на том спасибо. Но вот что меня по-настоящему шокировало, так это обои на потолке, причем дикой полосатой расцветки. И обидно даже не то, что высота потолков в принципе в квартире небольшая, около 2,56 метра, а полосатый узор визуально уменьшает ее, а что это явный признак отсутствия под обоями шпаклевки и побелки. А значит, потолок придется полностью переделывать. Подпортил настроение и электрический щиток, прикрепленный в коридоре посреди стены так, что у нее ни шкафов поставить нельзя, ни вешалку прикрепить. 

Фотографии сделаны во время первого осмотра в июне на телефон, так что прошу прощения за качество.

Впрочем, настоящий ужас я испытала от типового ремонта в ванной. Представьте себе убитую плитку на полу грязно-бежевого цвета, которая выложена узкой дорожкой от двери до унитаза по прямой… И все, остальное — просто бетонная плита без единого намека на гидроизоляцию. Короб со стояковыми трубами закрыт ДСП страшно рыжего цвета. Торчащие на поверхности трубы, и полотенцесушитель в виде изогнутой крашеной трубы с совершенно диким расстоянием между центрами подводок. Но самый ужас был в том, что стены ванной не просто бетонные (это было бы терпимо), но они покрыты финишной шпаклевкой, причем дешевой крупнозернистой. Для тех, кто не знает тонкостей, объясняю: на такую шпаклевку нельзя класть плитку. Это значит, что ее придется отколупывать. А это дополнительный труд, время и деньги.

В общем, уже на осмотре я поняла, что мне грозит капитальный ремонт ванной и основательный косметический ремонт всей квартиры в целом.

Пост сдал — пост принял

Впрочем, несмотря на все увиденное, настрой у меня был позитивный. Я подписала согласие и стала ждать повторного вызова в ДГИ для подписания договора мены, который и дает право получать ключи и въезжать в дом. Еще раз замечу, что согласие я дала в конце июня 2015 года. В ДГИ меня уверили, что максимум через 1,5 месяца мне позвонят, и я смогу спокойно начать переезд. Потирая руки, я планировала на осень отпуск, присматривала материалы, предварительно договаривалась со знакомыми мастерами о ремонте. Наивная, я считала, что вначале неспешно сделаю ремонт, а потом столь же неспешно перееду — и все это успею до наступления зимы.

…Меня вызвали в ДГИ 5 месяцев спустя, в самом конце ноября. На носу отчетный рабочий декабрь, в который просто не получится уйти в полноценный отпуск. Все знакомые ремонтные бригады ушли на другие заказы, а друзья и родные по уши в своих заботах, ибо на носу Новый год. В общем, весь декабрь я провела в аду, поскольку нанять рабочих, закупить стройматериалы, организовать переезд и все это не отрываясь от работы, ни разу не просто. Почему так получилось? По какому принципу идет подготовка документов в ДГИ (совершенно точно не по фамилиям владельцев в алфавитном порядке и не по нумерации квартир)?  На эти вопросы мне не смогли ответить даже в моем ДГИ.

Впрочем, на этом неприятные сюрпризы не закончились. После подписания договора мены я направилась принимать квартиру. Это действо происходит с участием инспектора (так мне его представили в ДГИ), которого еще надо поймать, так как работают эти прекрасные люди с 8 до 16. И хорошо, если ты его поймаешь, а то придется 30-40 минут ждать, когда он закончит другой показ. А сотрудник, к слову, оказался чрезвычайно неторопливым, и ускорить его было невозможно, так как по возрасту ему явно глубоко за 60.

Так вот когда мы с ним, наконец, отправились осматривать мою квартиру, оказалось, что бачок от унитаза, прекрасно функционирующий в июне, сейчас треснут и протекает. Загадочным образом пропал смеситель с раковины в ванной и гибкие шланги к нему. На вопрос "А где же смеситель?", инспектор спокойно ответил: "Ну как где? Рабочим надо было на бутылку, вот они и сняли. А мы же за всем уследить не можем". В довершении, я обнаружила, что из одной стены у меня торчит кусок арматуры. Все это мы отметили в акте приемки. Правда, дядя-инспектор с доброй и слегка лукавой улыбкой предупредил меня, что ждать устранения недоделок я могу долго. Вообще дяденька много чем порадовал. Например, он рекомендовал немедленно выкинуть электроплиту из кухни, так как она все равно сломается через пару месяцев (к слову, до сих пор работает, хотя и пришлось у нее заменить вилку, которая оплавилась из-за плохого контакта).

В итоге новый сливной бачок и смеситель я получила к концу декабря, когда в принципе уже были не нужны. А торчащую из стены арматуру мне отпилили мои ремонтники.

Спасение переезжающих — дело рук…

Помощь при переезде из аварийного жилья всем жильцам в принципе предоставляется. Но для этого надо долго ждать своей очереди, да и, по отзывам соседей, грузчики и их аккуратность оставляют желать лучшего. Поэтому большинство жильцов, включая меня, нанимали перевозчиков за свой счет.

За свой счет пришлось решать и вопрос вывоза строительного мусора из квартир. Дело в том, что, разумеется, почти все жильцы стали делать ремонт, выкидывать страшные двери из квартир, обои, плинтуса и так далее. Но, дело в том, что ни одного строительного контейнера (бункера) возле дома никто не потрудился поставить, хотя знали же, что ремонты будут. Люди выносили мусор к бакам на улице. На подъездах тут же появились объявления с запретом выкидывать строительные отходы в эти баки, так как они для бытового мусора. Грозились штрафом.

В итоге жильцы либо заказывали бункер самостоятельно, а в Москве это недешевое удовольствие, либо действовали втихую, приплачивая дворникам, которые утаскивали мусор к соседней "хрущевке", которую вот-вот должны были снести. Словом, переезжающие спасали себя сами.

Вот так это было, если вкратце. Много всего можно было еще рассказать, много на что посетовать. Но, знаете, я просто скажу спасибо этой программе, городу, застройщику, да и ДГИ за новый дом. С новосельем!

Новости партнеров
Интерактив
  • Тепло, топят нормально

    61.1%

  • Батареи едва теплые, но терпимо

    16.0%

  • Батареи холодные. Ходим в шубейках, как эскимосы

    6.2%

  • Спасают электрические радиаторы и/или пушистый кот

    4.2%

  • А у меня печь – топлю, когда хочу

    12.5%

Проголосовали: 3675
Новости партнеров
Новости партнеров
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена