Подъемный коллапс: в каком состоянии находится рынок лифтов в России

Рынок лифтов в России в последние полгода стал головной болью и чиновников, и общественности: раз за разом с подъемниками случают ЧП, а все потому, что почти треть всех лифтов в стране выработали свой срок службы. Редакция портала "РИА Недвижимость" решила выяснить, какие еще проблемы существуют на рынке лифтов в России и как их можно решить.

МОСКВА, 23 июня — РИА Новости, Вера Козубова. Рынок лифтов в России в последние полгода стал головной болью и чиновников, и общественности: раз за разом с подъемниками случают ЧП, а все потому, что почти треть всех лифтов в стране выработали свой срок службы. Редакция портала "РИА Недвижимость" решила выяснить, какие еще проблемы существуют на рынке лифтов в России и как их можно решить.

Смертельный подъем

По данным комитета Госдумы России по жилищной политике и ЖКХ, за последние пять лет из-за аварий в российских лифтах погибло 73 человека. Объемы устаревшего оборудования также растут — в 2016 году предполагается заменить порядка 8,5 тысяч старых лифтов, при этом в России каждый год успевают состариться еще около 10 тысяч лифтов.

"Только за четыре месяца, с конца прошлого года, произошло 20 несчастных случаев, погибло 14 человек, травмировано 10. То есть это, грубо говоря, два отделения солдат на войне", — гендиректор Ассоциации делового сотрудничества "Саморегулируемая организация "Лифтсервис" Алексей Захаров.

Причина лифтопада

Данные Общественного совета при Минстрое свидетельствуют о том, что в среднем по стране около 30% лифтов в жилищном фонде выработали свой срок службы (25 лет) и требуют замены. В 22 субъектах от 50% и выше лифтов можно считать небезопасными. Получается, что во многих регионах каждый третий, а в некоторых и каждый второй лифт не отвечает требованиям безопасности.

"Ситуацию усугубило снижение уровня государственного контроля и надзора за безопасной эксплуатацией лифтов, вывод их в 2013 году из категории "опасных производственных объектов". Это привело к необратимым последствиям в части увеличения смертности на лифтах", — говорит руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое РФ Сергей Чернышов.

Захаров в свою очередь отмечает, что в России, в жилом секторе, насчитывается более 430 тысяч лифтов, из которых на сегодня 120 тысяч лифтов устарели и требуют замены либо ремонта, которые потребуют порядка 200 миллиардов рублей.

Одной из причин несчастных случаев, связанных с лифтами, Захаров назвал отсутствие вертикали профессионально-технического надзора в лифтовой отрасли со стороны Ростехнадзора. "На данный момент в лифтовой отрасли на разных стадиях жизненного цикла лифта надзорными органами выступают Росстандарт, Росаккредитация, Минпромторг, Госстройнадзор, Ростехнадзор, МЧС России, Госжилинспекция, Минприроды, Роспотребнадзор. В сложившейся ситуации, получается, у семи нянек дитя без глазу", — подчеркивает Захаров.

По его словам, с отменой лицензирования и контроля со стороны Ростехнадзора появились организации по монтажу и обслуживанию лифтов, не владеющие необходимыми технологиями. "При этом были отменены правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов, которые были обязательными для исполнения заводом-изготовителем и монтажными организациями. Вновь разработанные нормативные документы носят рекомендательный характер. Сложившаяся система договорных отношений между управляющей компанией и специализированными организациями не позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию лифта", — объясняет эксперт.

Кто правит рынком

На рынке лифтового оборудования, безусловно, есть конкуренция, особенно между российскими и иностранными производителями, говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева. В России ежегодно вводится в эксплуатацию около 35 тысяч лифтов, из которых более 60% — российские, то есть на 70% и более состоящие из отечественных комплектующих.

Наиболее популярные производители российских лифтов: лидеры — Щербинский лифтостроительный завод, Карачаровский механический завод, "ОТИС Лифт Россия", Серпуховской лифтостроительный завод, "Евролифтмаш", "Нижегородлифтмаш" и "Кузбасс лифт".

"Как правило, в домах эконом- и комфорт-классов оптимальными считаются лифты от заводов "Могилевлифтмаш", Щербинского лифтового завода, компаний Otis, Mitsubishi и других. Для премиум-класса в основном это бренды Thysson, Shindler, SKG, Kone", — замечает гендиректор девелоперской компании "Леонтьевский Мыс" Игорь Оноков.

Чернышов отметил, что в кризис из-за курсовой разницы у российских производителей появилась возможность занять нишу лифтов бизнес и бизнес + классов.

Немеждународный стандарт

Согласно действующим СНИПам, в жилых домах до 10 этажей достаточно одного лифта на подъезд, если в доме от 11 до 17 этажей, то лифтов должно быть два, причем один из них грузовой. В высотных зданиях необходимо устанавливать четыре лифта, объясняет Оноков.

Что касается обслуживания лифтовых кабин, то механик-специалист должен хотя бы раз в месяц проводить обслуживание — осмотр, смазку и регулировку всех механизмов, а также дополнительно выходить на проверку по заявкам жильцов, добавляет Николаева. Еще одну проверку работы лифта он должен провести раз в три месяца, а затем раз в шесть месяцев. Один раз в год проводится полная подготовка лифта к техническому освидетельствованию, продолжает она.

Оценку лифтов должна проводить уполномоченная организация или инженерный центр, говорит Чернышов. Если в ходе проверки выявляется неисправность, то ее должна устранять управляющая компания.

"Если лифт необходимо заменить, то это можно сделать двумя путями: либо попасть в федеральную или региональную программу по его замене, либо собрать необходимую сумму с жителей. Стоимость подобных работ составляет около 1,5 миллиона рублей. Работы можно проводить в рассрочку — на квартал, на шесть месяцев, на год", — объясняет Николаева.

По словам Чернышова, конкурсы по выбору компаний, предоставляющих и монтирующих подъемники в жилые дома, обязаны проводить фонды капитального ремонта. Обычно в таких конкурсах участвует до 28 компаний.

При этом региональные фонды не вправе требовать продукцию конкретного завода-изготовителя, а могут только лишь указывать требования, которым должны соответствовать поставляемые лифты. Собственники жилья также не могут повлиять на выбор компании-производителя лифтов.

"Получается, что по большому счету за все отвечает управляющая компания, однако они не ведут работы самостоятельно, а нанимают подрядные организации — обслуживающие компании, качество работы многих из них оставляет желать лучшего. Новоиспеченные обслуживающие компании, выигравшие электронные торги, нередко даже не выясняют причин остановки того или иного лифта. Придут, перезапустят, и на этом все заканчивается. Заранее никакие механизмы не меняются — только когда что-то сломается", — рассуждает Николаева.

В большинстве таких подрядных компаний нет квалифицированного персонала, опытных специалистов катастрофически не хватает, из-за чего на работу часто берут совершенно неподготовленных людей, сетует Николаева. Нехватка кадров ощутима: к примеру, даже в Москве на одного электромеханика может приходиться до 150-200 лифтов, и эта цифра никак не регулируется.

В целом, опыт регулирования лифтовой деятельности в России значительно отличается от международного, причем не в лучшую сторону, резюмирует Николаева. Если во всем мире производители не просто имеют право — они обязаны осуществлять полный жизненный цикл своей продукции (они производят и затем обслуживают свои лифты), то в России существуют отдельно сотни компаний, которые монтируют лифты в домах, и еще сотни, которые потом их обслуживают.

Тем временем, как рассказала Елена Николаева, в Госдуму внесен законопроект, позволяющий отнести лифты к категории опасных производственных объектов и повысить требования их безопасности. Соответствующие поправки планируется внести в Градостроительный кодекс. Регулировать данный законопроект планируется на уровне правительства, что позволит детально прописать необходимые требования.

Новости партнеров
Интерактив
  • Ничего особенного - был один бардак, будет другой

    49.4%

  • Дались вам эти новостройки, «вторичка» куда лучше

    5.1%

  • Порядок наведут, но цены взлетят до недосягаемых высот

    24.9%

  • Давно пора, «долёвка» - это сплошное воровство

    20.6%

Проголосовали: 1002
Новости партнеров
Новости партнеров
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена