Александр Хрусталев: НДВ станет аналогом Booking.com для новостроек

© Группа НДВАлександр ХрусталевАлександр Хрусталев

Классические риелторские агентства, не использующие в своей работе новейшие технологии, рискуют в скором времени уйти в прошлое, считает глава группы НДВ Александр Хрусталев. В интервью РИА Недвижимость он рассказал, как его компания меняет формат работы и постепенно уходит в онлайн, и почему это позволит ей существенно увеличить свою долю на рынке.

- Некоторое время назад вы заявляли, что переформатируете компанию и измените ее философию. Уже есть результаты этой работы?

— Действительно, в последнее время компания значительно поменялась. Мы отказались от диверсификации, поняв, что попытки влезть во все бизнесы лишь распыляют наши усилия, и сосредоточились на тех направлениях, которые у нас лучше всего получаются. Мы провели оптимизацию штата сотрудников, сократив неэффективный персонал, но при этом усилив некоторые отделы. Также мы вплотную занялись цифровизацией компании и сейчас активно внедряем различные современные технологии в наши процессы. Кроме того, мы переходим на работу по принципам agile, а недавно переехали в новый офис, обустроенный как раз в соответствии с ними.

Работа за компьютером
Эксперт: цифровизация позволит застройщикам сократить четверть персонала

- Одно из ваших главных направлений — риелторская деятельность. Наверняка и здесь есть какие-то изменения?

— Если раньше мы продавали новостройки исключительно на эксклюзивной основе, то теперь переходим на ко-эксклюзивное партнерство. В каких-то случаях мы будем продавать совместно с собственными отделами продаж застройщиков, в каких-то параллельно с другими агентствами. При этом предполагаются разные тарифные сетки, в зависимости от набора услуг. Например, когда мы продаем эксклюзивно, то отвечаем и за рекламу, и за плановые показатели, и за организацию продаж, и многое другое, получая за это агентское вознаграждение в 4-5%. Если же часть ответственности берет на себя застройщик и, допустим, рекламой занимается сам, то здесь уже наша комиссия составит 2-3%. Сейчас мы ведем активные переговоры с рядом застройщиков и уже достигнуты предварительные договоренности.

Все это будет базироваться на единой платформе, которую мы разрабатывали несколько лет и сейчас готовим к запуску. По сути, НДВ превратится в своего рода marketplace по недвижимости. Можно даже сказать, что это будет аналог Booking.com в мире новостроек. Там можно будет выбрать квартиру как товар в супермаркете и провести сделку онлайн, практически не выходя из дома.

- По сути, вы хотите конкурировать с такими площадками, как ЦИАН и "Авито"?

— Эти площадки представляют собой скорее агрегаторы, и в их битве мы участвовать не хотим, мы не считаем, что это ключевые платформы. Мы больше будем онлайн-супермаркетом недвижимости, где все будет систематизировано, автоматизировано и заточено под максимальное самообслуживание. Это позволит нам увеличить объем предложения примерно в пять раз и заявить о себе как об IT-риелторе.

- Как вы думаете, как на это отреагируют конкурирующие агентства?

— Классические риелторы, такие, как "Миэль", "Бест" и остальные, особо эффективно не используют никаких технологий и новаций, думая, что если у них есть сайт с красивыми картинками, то они современные продвинутые компании. В общем, колхоз какой-то на рынке. С запуском нашей платформы мы сильно потревожим эту старую гвардию и внедрим впервые в истории нашего агентств новый формат работы не только на эксклюзивной основе, так что в ближайшие два-три года эти компании потеряют свою долю рынка.

- Но другие сервисы тоже не стоят на месте. Например, в "Домклике" Сбербанка недавно появилась опция для физлиц, которые могут выставлять объявления наряду с агентствами.

— Нам они жизнь никак не осложняют. Касаемо того же "Домклика" приведу похожий пример. Когда-то Winner был лучшей базой по недвижимости. И оставался ей до тех пор, пока обслуживал только риелторские компании. Но когда он стал продавать за три копейки доступ физлицам, то потерял свою уникальность. Это была стратегическая ошибка. "Домклик", конечно, крутой сервис, но он может повторить историю Winner. Кстати, и сам Сбербанк может потерять свой статус на рынке недвижимости, потому что его могут потеснить другие участники, в том числе "Дом.рф".

- Сегодня все больше застройщиков испытывают проблемы и оказываются неспособными выполнить обязательства перед дольщиками. Насколько это отражается на риелторах, продающих квартиры таких компаний?

— На рынке сегодня, пожалуй, нет ни одного риелтора, который так или иначе не пострадал бы от репутации застройщика. Конечно, риелтор не несет ответственность за достройку объекта, и де-юре ему ничего не предъявишь. Но репутационные риски ложатся на всех. С тем же "Урбаном" работали многие известные агентства, а когда начались проблемы — сразу все свои сайты почистили.

У нас тоже случались прецеденты — например, с тем же "Экспертом", строящим "Новокосино". Но мы никогда не уходили от проблем, всегда включались в процесс, помогая, в том числе, и финансово проекту. Именно поэтому многое удалось изменить, стройка так или иначе идет, и люди в итоге получат свои квартиры.

- Чему история с "Урбаном" научила рынок?

— То, что у "Урбана" назревают проблемы, участникам рынка было давно понятно. Они делали довольно качественный продукт — там были красивые концепции, общественные территории, большие холлы, высокие потолки. Соотношение продаваемых и общих площадей было один к двум. У такого продукта высокая инвестиционная себестоимость, а "Урбан" продавал его ниже рынка и фактически себе в убыток. Но чуда не бывает, и, в конечном счете, произошло то, что должно было произойти.

Эта история должна стать уроком не только непосредственным участникам рынка, но и властям, что если кто-то продает ниже рынка и себестоимости, то это не может не отразиться в будущем. И, боюсь, что "Урбан" — не последняя компания, наступившая на эти грабли.

- У вас тоже есть опыт девелопмента, хотя это направление и не является вашим основным. В нынешней непростой рыночной ситуации и при меняющемся долевом законодательстве вы планируете и дальше заниматься строительством или пока понаблюдаете?

— Мы будем заниматься этим более активно. Мы не будем застройщиками в чистом виде, скорее это будет инвестиционная деятельность с элементами девелопмента. Сейчас ведем плотные переговоры с будущими партнерами, в ближайшие пару-тройку месяцев уже сможем что-то озвучить. Речь идет о проектах в Москве и области.

- Вы планировали участвовать в достройке проблемного жилого комплекса "Терлецкий парк", но теперь его будет достраивать городская компания. Почему так вышло?

— Да, мы были готовы взять этот объект на себя. Провели подготовительную работу — наша юридическая группа бесплатно обеспечила включение физических лиц в реестр кредиторов, для чего подготовили необходимый пакет документов. Оформили право собственности на объект незавершенного строительства, что позволит новому застройщику быстро выполнить все обязательства перед дольщиками. Кроме того, мы взяли на себя хозяйственные проблемы: организовали электрификацию и охрану объекта, привели в порядок территорию, откачали воду, чтобы не разрушался объект и т.д. Нам уже давали компенсационную площадку, мы подошли к стадии подписания и готовы были выходить на стройку. Но в последний момент было принято политическое решение, что объект лучше достроить силами города. Насколько знаю, город будет достраивать все ключевые проблемные объекты Москвы.

- Сколько вы успели вложить в этот объект?

— Еще до конца не сосчитали, но где-то около ста миллионов рублей. Будем считать это инвестициями в отношения с городом, может, зачтут в каких-то дальнейших проектах.

- А какова ситуация с "Мегаполисом", который вы также хотите завершить?

— После банкротства предыдущего застройщика "Пересвет-инвест" (Косинское) мы через техническую структуру приобрели эту площадку, сейчас там завершается оформление документации, и к осени планируем выходить на стройку. На сегодняшний день в проект мы привлекли серьезного финансового партнера, который вместе с нами будет участвовать в развитии проекта. Мы столько сил и средств сами вложили в этот проект. Мы четко осознаем, что там есть люди, которые ранее приобрели недвижимость, и они должны ее безусловно получить, а мы, как ключевые участники проекта, должны все обязательства перед покупателями предыдущего застройщика выполнить. Другого не дано. 

- Помимо социальной ответственности у вас есть там и коммерческий интерес. Сколько вы планируете заработать на "Мегаполисе"?

— Данный проект может принести порядка 5-7 миллиардов рублей прибыли в течение 5-6 лет.

Беседовал Константин БАЛАКИН

Новости партнеров
Интерактив
  • Нормально. Оперативно и грамотно

    10.7%

  • Ужасно, ничего не делают

    25.0%

  • Хорошо, но медленно раскачиваются

    16.1%

  • Стихию нужно не устранять, а готовиться. С этим плохо

    32.1%

  • А у нас не было никаких стихий

    16.1%

Проголосовали: 56
Новости партнеров
Новости партнеров
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена