Рейтинг@Mail.ru
В "новой" Москве идет хищническое проектирование - Недвижимость РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В "новой" Москве идет хищническое проектирование

Архитектор Андрей Чернихов

© Архитектурно-дизайнерская мастерская Андрея ЧерниховаАндрей Чернихов
Андрей Чернихов
Читать в
Международное жюри решило, что в конкурсе на концепцию развития московской агломерации победили французская команда Antoine Grumbach et Associes и американский коллектив Urban Design Associates. Однако среди российских участников конкурса тоже есть свой лидер. По оценке экспертов, работавших во время градостроительного соревнования, команда архитектурно-дизайнерской мастерской А.А. Чернихова набрала больше всего баллов во втором и третьем этапе конкурса. По мнению архитектора и главы авторского коллектива Андрея Чернихова, гармоничное развитие Москвы возможно лишь с учетом истоков культуры российского общества. В интервью РИА Новости он рассказывает о современных градостроительных реалиях новых территория столицы и своем представлении о "большой Москве", а также рассуждает о причинах, лежащих в основании транспортных и жилищных проблем города.

МОСКВА, 13 сен - РИА Новости. Международное жюри решило, что в конкурсе на концепцию развития московской агломерации победили французская команда Antoine Grumbach et Associes и американский коллектив Urban Design Associates. Однако среди российских участников конкурса тоже есть свой лидер. По оценке экспертов, работавших во время градостроительного соревнования, команда архитектурно-дизайнерской мастерской А.А. Чернихова набрала больше всего баллов во втором и третьем этапе конкурса.


По мнению архитектора и главы авторского коллектива Андрея Чернихова, гармоничное развитие Москвы возможно лишь с учетом истоков культуры российского общества. В интервью РИА Новости он рассказывает о современных градостроительных реалиях новых территория столицы и своем представлении о "большой Москве", а также рассуждает о причинах, лежащих в основании транспортных и жилищных проблем города.

- Андрей Александрович, ваша команда принимала участие в конкурсе на создание концепции развития московской агломерации. С какими ожиданиями вы шли на конкурс? Оправдались ли они?


- У нас было ожидание огромной, интересной работы. Когда приступаешь к новому проекту, если ты не дилетант, а человек, знающий свое дело, ты уже понимаешь, что хочешь сказать. Как говорил Ингмар Бергман: "Фильм у меня уже готов, его осталось только снять". В нашем случае замысел "фильма" – это твои собственные "упакованные" жизненные представления, ведь город - океан всего, квинтэссенция всего человеческого, а не только сама архитектура.


Невозможно создать концепцию развития города без понимания его исторического пути, без знания психологии нации и современных трендов, без представления, как устроено городское сообщество, в данном случае – именно московское. Я уже не говорю о транспорте, экологии, чисто градостроительных аспектах, связанных с плотностью, населением, наличием рабочих мест, устройством налоговой политики, формированием бюджета…


Работа над концепцией московской агломерации – фантастически интересная, феерическая работа. Все эти шесть месяцев можно было только досадовать, что параллельно шли любимые объекты нашего архитектурного бюро, над которыми мы тоже должны были работать, хотя хотелось полностью отдаться решению этой конкурсных.


- Вы привлекали специалистов других профессий. Как вы их выбирали?

 

- Как всегда по знакомству - один ведет другого. Например, многие годы мы дружим с Николаем Мефодиевичем Деминым – автором четырех генеральных плановКиева за последние 40 лет. Градостроитель, блестяще образован, автор огромного количества статей о городском строительстве и урбанизме. Его советы, его мудрость многого стоят.  Мои близкие друзья – Георгий Станишев и Эндрю Йоман, которые каждый по-разному в своей жизни занимались проблемой городов или крупных расселений. Георгий работал с компанией Нормана Фостера над несколькими проектами в Болгарии и Софии. Эндрю занимался градостроительством как бизнес-моделью.


- Какие основные моменты создания концепций крупнейших мировых городов вы учитывали?


- В градостроительстве нельзя перекидывать руль резко – все может опрокинуться, хотя и здесь бывают ошибки. Например, ошиблись голландцы, “децентрализуя” правительственный анклав и думая, что таким образом полицентрическая система власти создаст "новую Голландию". Мы делаем сейчас, переселяя министерства за МКАД, нечто похожее. Ничего подобного: сегодня все нидерландские министерства возвращаются на родину в Гаагу. Ошибся "Большой Париж", когда были созданы города-спутники, которые практически "болтаются", как наш Зеленоград – город за городом, который и не близко к Москве и не далеко, а люди сотнями стоят в дождь или при 20-градусном морозе в темноте и ждут автобус, а затем едут, сдавленные как кильки.  


Вот эта недодуманность впоследствии жестоко обращается с людьми. Мне запомнилось мудрая мысль одного из наших зарубежных экспертов-урбанистов, высказанная на очередном нашем семинаре, который сказал, что мы всегда проектируем прошлое, все время как черепахи носим его с собой, и никогда не можем сказать будущему, каким оно должно быть. Мудрость этого человека, который спроектировал много городов, состоит в том, чтобы чувствовать город как организм, которому, конечно, можно навязать какую-то идею, но он ее будет отторгать, как живой организм отторгает чужое сердце.


- И все-таки новая территория будет городом будущего?


- Если сказать по-честному, то тот, кто побывал в поселке Коммунарка, в Ватутинках, в Новомосковском сельском поселении на юго-западе Москвы, видел, что, помимо одного-двух кварталов, которые сделали финские архитекторы для концерна "Крост" и Алексей Бавыкин для "Авгура", все остальное – это тихий ужас.
Построенные объекты на этих территориях – это высоко урбанизированная застройка, некое клонирование Москвы, что абсолютно недопустимо на новых территориях. Там идет просто хищническое проектирование и строительство, раздербанивание участков. Корысть и только корысть, и никакой градостроительной, тем более архитектурной мысли там не присутствует! Слово "ансамбль" к десяткам тысяч метров построенных объектов вообще неприменимо. И все это безобразие творится под высоким флагом нового Градкодекса России, как теперь говорят, кодекса девелоперов и землемеров.


Как совершенно правильно отметил в своем юбилейном интервью  Андрон Кончаловский, мы на самом деле не отстаем от Запада и не догоняем его, мы просто вернулись на пять-шесть веков назад в свое родное русское Средневековье. В этом есть фантастический цивилизационный сбой, потому что, как выяснилось, обвалить империю легко, а представить, что будет после этого, – для этого просто-напросто не хватало ни ума, ни культуры ни у горбачевых, ни у ельцыных.


- Вы говорите, что, создавая концепцию города, нужно ориентироваться на будущее, но как понять, для кого мы построим город хотя бы на ближайшие лет тридцать?


- В отсутствии гуманитарных знаний мы имеем новую генерацию весьма прагматичных, а порой и циничных молодых людей. Все больше становится тех, кто хочет все и сразу – они видят в СМИ и заграничных поездках, как можно хорошо жить, но не понимают и не знают, в какой культуре все это выращивалось. А ведь у латинского слова "культура" есть несколько смыслов, и первоначальный был "взращивание". Культура, как известно, это процесс сложный и растянутый во времени.


Поэтому для нас одна из важнейших задач – научиться создавать кластеры, которые сами себя выращивают, где государство не донор, а бизнес-партнер. В них государство вкладывается землей, которая должна быть оценена по рыночной цене, инженерной инфраструктурой, дорогами, преференциями для бизнеса на тот, или иной период. Здесь должны образовываться частно-государственные консорциумы, которые ставят перед собой четкие бизнес-цели в каждой области, например, в образовании, где у нас сейчас отечественных опорных точек уже недостаточно, а западные университеты совершенно не горят желанием укреплять наше образование и клонироваться в нашей стране.


- Были какие-то открытия в процессе исследования, которые вас удивили?


- Мы обнаружили, что большинство министерств и ведомств, в том числе министерство обороны, практически не платит налог за землю. Исторически. Другие федеральные ведомства платят, но символически. В итоге Москва не добирает с "федералов" колоссальную базу налогообложения. Отсюда простая мысль - инвентаризацию города объявить как одну из первичных и приоритетных городских программ.


- Что вы предложили делать с промышленными зонами столицы?


- Когда мы смотрим на Москву с помощью спутниковых сервисов Яндекса или Google, то видим безумно засоренный город. Там просто надо с метлой, а иногда с маленьким веничком вычищать зияющие дыры мертвых промзон, складские, коммунальные объекты, бесчисленные мастерские, в которых люди "починяют примусы", ремонтируют автомобили, ведут какой-то маленький бизнес и так далее. В Москве порядка 20 тысяч гектаров резервных территорий, а мы на новых территориях объявили официально, что мы можем застраивать 22 тысячи гектаров. Конечно, в поле-то всегда приятнее строить: коммуникации тянуть, безумно дорогие дороги. Появляется дух новостройки – новых денег и так далее. А санировать город со всеми его проблемами – конечно, дело грязное, хлопотное, неблагодарное. Кто скажет тебе спасибо?


Больше, чем на 200 гектарах завода "ЗиЛ", уже который год производится восемь грузовиков в квартал! При этом у "ЗиЛа" образовался гигантский долг – за 20 миллиардов рублей. С чего и кто их будет платить? И что делать с территорией, реновация которой тоже дорога, потому что более чем за столетие существование "ЗиЛа" почва отравлена на два, а то и три метра? Ответы не слишком приятны, но все страны и все мегаполисы мира этот путь прошли. Рано или поздно ты должен сесть за стол с калькулятором и найти экономически разумную модель редевелопмента индустриальных зон.


- А как вы видите решение транспортных проблем столицы?


- Когда мы говорим о пробках, то нам "втюхивают", что сколько-то сот чиновников с мигалками - этакие враги города - ездят по нему и создают вот те самые страшные пробки. А пробки у нас совершенно не от этого, а от того, что мы с вами из Медведково и Бирюлево мчимся на другой конец города или все в центр, потому что у нас 40% рабочих мест в центре, и тратим на дорогу 1,5-2 часа в один конец.


Есть и другой аспект проблемы: чем лучше становятся дороги, тем больше автомобилистов хотят ими пользоваться. Соответственно, занимаясь только транспортом, ты никогда не сможешь решить транспортную проблему – это аксиома.


- Какой же выход?


- Надо заниматься созданием цивилизованного рынка арендного жилья. У нас существует черно-серый рынок квартир внаем, большая часть квартир сдается полуофициально, или неофициально, или договор фиксируется (если эту бумажку можно называть договором), а потом тихо, по факту замыливается участниками сделки. Никакой ответственности арендодатели не несут, но и доходных домов в России нет - они не выгодны.


Но этим тоже должно заниматься государство, так как одному городу неподвластно вылечить эту болезнь. Нужно садиться и моделировать управленческую и финансовую модель, как создать этот рынок. Если сегодня доходные дома невыгодны, то надо ставить задачу по-другому: доходные дома нужны - это программа, а теперь давайте сядем и придумаем, как сделать, чтобы она была рентабельна. Даже если государству на старте придется вложиться в эту историю, то оно выиграет через несколько лет больше, чем вложит. Это сэкономит людям колоссальное время на дорогу (а это миллионы и миллионы человекочасов), разгрузит город реально, сблизит жилье и работу, изменит психологию.


Нам за столько лет внушили, что квартира – это единственное, что у нас есть, потому что квартиру можно сдать и уехать на дачу и таким образом на старости лет иметь кусок хлеба, да еще и с маслом. У нас 60% дачников, колоссальный дачный фонд. Такого нигде в мире нет – люди имеют двойное жилье. Это тоже интересная особенность, когда вы изучаете Москву как мегаполис. А дачи уже дошли до Тверской губернии. Вот сколько интересных открытий вы совершаете, занимаясь городом.


- До конца года будет объявлен конкурс на разработку мастер-плана Москвы. Кто должен его создавать – НИиПи Генплана Москвы? Будете ли вы создавать свою команду для участия в этом конкурсе?


- Во всем том, что профессионально интересно, каждая профессиональная команда хочет участвовать.


- Можете пояснить, чем мастер-план должен отличаться от генплана?


- Сейчас разрабатывается техническое задание на новый генплан Москвы. Насколько он будет новым, покажет время. Кроме того  должен быть не только генплан Москвы, а документ единого территориального планирования Москвы и Московской области. У нас ведь термина "агломерация" в законодательстве нет, поэтому его надо вводить в федеральное законодательство. Агломерация – это не то, что проектируется, это то, что оформляется по факту и “додумывается”.


Задач получается много: надо разрабатывать единый генплан Москвы и Московской области, увязывать два этих очень важных проекта и превращать в единый мегапроект, формулировать управление и зоны ответственности, продумывать, через какой инструментарий гармонизировать управленческий процесс на пользу развития двух территорий вместе.


Мастер-план, скорее, отличается не от генплана, а от нашего достаточно слабенького проекта планировки. В мастер-плане присутствуют два компонента – это социальное и экономическое планирование. А наш проект планировки – это набор неких чертежей и технико-экономических показателей. Бумага вроде бы неплохая, только толку от нее немного. Учитывая, что Градостроительный кодекс переписывали с американского, получается то, что мы имеем сегодня на юго-западе  Московской области, – это созданные "в розницу" 150 проектов планировок, за которые никто отвечает, которые никто ни с чем не увязывает, потому что по Градкодексу это не нужно. На примере той же Коммунарки можно сказать, что это такая весьма жестокая карикатура на современное градостроительство. Проблему уже нужно исправлять хирургически. Нужно возродить понятия "градостроительного ансамбля", "градостроительной композиции", осмысленных территорий, а не просто, как вологодское одеяло, раздать на лоскуты землю, понастроить кучу недвижимости, потом продать непонятно кому и как, не интересуясь, что за люди там будут жить.


- Кстати о градостроительных ансамблях и композициях. При главном архитекторе обещали создать архитектурный совет. Он должен быть выборным? Какие задачи он должен выполнять в первую очередь?


- По Градкодексу, совет должен быть архитектурным, а не градостроительным, что тоже одна из грубейших профессиональных ошибок. По сути, это должен быть архитектурно-градостроительный совет. Нужно заниматься жилой средой, редевелопментом индустриальных зон, общественными пространствами, силуэтом города, наконец, –  фасадами, дворовыми пространствами, рекламой, внешним и внутренним благоустройством городских территорий, уличной навигацией. В идеале, совместно должны работать два архитектурно-градостроительных совета – Москвы и Московской области, где хотя бы раз в квартал рассматривались общие вопросы.


Еще один "назревший" вопрос – это проблема городского ансамбля. Я уже не говорю, что мы потеряли силуэт Москвы, который успешно стали “разбивать” после сталинской эпохи. При Сталине, напомню, жестко держался регламент застройки: Москву нельзя было застраивать домами выше 12-ти этажей. И если тогда хорошо "прочитывались" высотные сталинские здания и Кремль, то сегодня мы с трудом обнаруживаем в отдельных фрагментах города эти точки. "Москва-Сити" давит на город, а Кутузовский проспект превратился в провинциальную улочку.


Собственно, архитектурный совет должен не только и не столько рассматривать проекты, сколько формулировать проблемы "на завтра", вести диалог с властью и с городским сообществом и помогать этой власти и городскому сообществу.


Есть такое понятие "эффективная администрация", как было в Ванкувере, где сделали потрясающий апгрейд города, лучший по мировым рейтингам. Нам нужно добиться, чтобы лучшие из лучших архитекторов, экономистов и социологов всех поколений – примерно 30-40 профессионалов – вошли в архитектурный совет, чтобы он был современный и динамичный.


Город не может быть отдан конъюнктуре, рынку, менеджерам, он должен находиться в руках людей, которые понимают, что архитектура – это государство, а  менеджмент в данном случае нужен как механизм и как инструментарий, а не как "цель жизни".


- Если говорить о преемственности в архитектуре, насколько то, что предлагали русские конструктивисты 20-30-х годов XX века применимо сейчас?


- Надо воссоздать то, что мы породили как глобальный архитектурный тренд. Русский авангард – архитектурный и художественный – до сих пор эксплуатируется неплохо в мировой практике. Приезжаешь к Питу Айзенману в Нью-Йорк или к Захе Хадид в Лондон, и у них на столах стопками труды русских конструктивистов. В Москве же лежат книге о Фостере, Захе Хадид, том же Питере Айзенмане… Интересный обмен.


Еще когда начиналось "Москва-Сити", я предлагал не строить там безликие стеклянные палки, а реализовать конкурсный проект Ивана Леонидова для Наркомтяжпрома, который, конечно, невозможно было поставить на Красной площади, но три башни и зал которого прекрасно встанут на набережной Москвы в "Сити". Небоскребы Кринского, Ладовского, Якова Чернихова, Леонидова, Мельникова тоже можно было бы сделать реальностью, а не выставочными и музейными моделями. Кто сказал, что в XXI веке нельзя реализовать то, что создавали гении русской архитектуры 20-х годов XX века?


- Вы предлагаете реализовать проекты конструктивистов, но для этого надо изменить отношение хотя бы к тем зданиям, которые были ими построены…


- И которые сегодня находятся в жутком состоянии.


- Их можно реанимировать?


 - Не только можно, но и нужно. Это стоит небольших денег. Отлетите на какое-то расстояние, посмотрите из любого европейского или американского города на Россию, тогда у вас будут зажиматься пальцы – Чайковский, Рахманинов, Толстой, Чехов, Достоевский – те, кто оказали влияние на мировую культуру. А когда вы будете говорить об архитектуре, то вы зажмете один палец всего лишь – это палец будет русский конструктивизм.


Тогда вы поймете, что то, как мы относимся к этому глобальному явлению культуры и внутреннее преступление. Реконструкцию 20-30 зданий русского авангарда, которые в Москве и вообще в России в ветхом и жутком состоянии, ничего не стоит при наших деньгах сделать государственной программой.


Конечно, глядя на руины, где все облупилось и растут кусты, прямо скажем, испытываешь небольшой эстетический восторг, и хочется эту "дрянь" снести и поставить новый современный жилой комплекс. Только надо понимать, что от вкуса градоначальника не должна зависеть русская культура и будущее страны. Памятники авангарда и конструктивизма надо восстанавливать, делать их украшением города, предметом архитектурного туризма. Ведь пока не закрыли дом Мельникова, и там доживал его сын, в Кривоарбатский переулок ездил весь мир!


- А как вписать новую застройку в историческую?


 - Я не знаю лучшего примера, чем Стокгольм. В нем есть одна особенность - там нет ни одного современного здания выше старинного. Они мудро решили, поняв, что в XX веке сменились не менее десяти архитектурных стилей. Вообще архитектурные стили в XX веке менялись каждые 10 лет, из чего следует, что ты не успеваешь оценить правильность применяемых решений. Например, французы построили высотку на Монпарнасе и изгадили силуэт города, а теперь ее не снесешь. Потом они вдоль Сены поставили двадцать таких же дурацких ящиков, а затем они поняли, что это какая-то "лажа", и пошли в Дефанс строить то, что из Парижа несильно видно – и правильно сделали, отнеся эту историю из города. Это прямое доказательство, что тот или иной стиль и временное упоение модой может оказаться ошибкой, которую уже невозможно исправить. Так вот, стокгольмцы решили очень мудро - законсервировали высоты, и каждый раз им не приходится мучиться, правильно или неправильно поставлено здание. Так что это снова вопрос культуры. И куда с вами не пойдем, мы утыкаемся не в архитектуру, как в профессию, а в культуру, которая либо есть, либо нет.
 
Беседовала Елена Лыкова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала