Уборка мегаполиса зимой включает в себя не только труд дворников и работу спецтехники, но и ряд мероприятий, которые помогают избежать транспортного коллапса. Очистка Москвы от снега – многоэтапный процесс, от которого зависит безопасность города и его жителей. Сайт "РИА Недвижимость" узнал, как проходят такие работы и в чем их особенность.
Схватка с погодой
Чтобы оперативно устранять последствия снегопадов, важно подготовиться к приближению осадков заранее. Городская метеослужба на базе ГБУ "Автомобильные дороги" круглосуточно следит за погодными явлениями, а специальные датчики измеряют атмосферное давление, температуру и влажность воздуха, а также направление и скорость ветра, количество выпавших осадков и высоту снежного покрова в городе.
Сотрудники метеослужбы передают справки коммунальным службам, чтобы те уже за три-четыре часа до снегопада или ледяного дождя вывели на улицы города уборочную спецтехнику.
С учетом масштабов Москвы есть своя специфика – очень часто бывает так, что в одном округе идет снег, а в другом осадков совсем нет. И хотя предсказать все природные катаклизмы невозможно, коммунальные службы города готовы к любому повороту событий.
Зимний автопарк
Основная сила Москвы в борьбе со снегом – специализированная очистительная техника, которую готовят к работе за несколько месяцев до начала первых заморозков. Еще в летний период все машины проходят диагностику, ремонт и промывку, а осенью на них устанавливают зимнее оборудование.
Для уборки снега с улиц столицы используют более 12 тысяч единиц дорожно-уборочной техники. А в тех случаях, когда Москву накрывают циклоны с аномальными осадками, привлекают до 14 тысяч уборочных машин и свыше 150 тысяч коммунальных специалистов. Кстати, круглосуточно в городе дежурят 1,5 тысячи аварийных бригад, что позволяет всем системам жизнеобеспечения работать в штатном режиме.
Все машины имеют свое предназначение и особый функционал. Например, чаще всего на дорогах, тротуарах и во дворах работают линейные снегопогрузчики, самосвалы, автогрейдеры, роторные снегоочистители, мобильные снегоплавильные установки. А очисткой труднодоступных мест занимаются специалисты на малогабаритных уборочных машинах и бригады ручного труда. Для прометания проезжей части используются машины с навесным плужно-щеточным оборудованием, для устранения гололеда – распределители твердых, жидких и комбинированных противогололедных материалов.
Уборка по очереди
В Москве насчитывается более 3,5 тысячи улиц – все эти территории невозможно убрать одновременно. Первоочередной вывоз снега производится от остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, мест концентрации пешеходов (торговые центры, рынки, театры, школы, поликлиники и т.д.), станций метрополитена, въездов в приемные покои больниц, станции скорой помощи и других объектов, определяемых индивидуально на каждом ОДХ. После окончания первоочередного вывоза снега производится сплошной вывоз в соответствии с установленной очередностью по каждому учреждению.
Скользкая ситуация под контролем
Эффективность городской уборки зависит в том числе от предварительной подготовки дорожного полотна и тротуаров. Когда температура в столице опускается ниже нуля, начинается обработка улиц и проезжей части противогололедными материалами (ПГМ), ведь практически невидимая ледяная корка (ее еще называют "черным льдом") очень опасна и для пешеходов, и для автомобилистов.
Чаще всего в Москве применяют несколько типов ПГМ: жидкие, твердые и комбинированные. Например, жидкие ПГМ используются до наступления сильных заморозков, твердые – при стабильных низких температурах, а комбинированные – для обработки тротуаров, дворов и пешеходных зон.
Противогололедные составы также необходимы на потенциально опасных участках: на крутых спусках и подъемах, на набережных, мостах и эстакадах, в тоннелях и на перекрестках.
На проспектах, магистралях и шоссе ПГМ распределяет спецтехника. Общественные пространства, тротуары и пешеходные зоны обрабатывают бригады ручного труда.
Обработка проезжей части противогололедными материалами
Ярко-рыжие контейнеры с противогололедными составами устанавливают и по всему городу для удобства жителей. Как правило, их размещают вблизи остановок общественного транспорта и на непростых дорожных участках. Тогда в случае необходимости человек может открыть контейнер и подсыпать немного крошки под ноги или шины автомобиля. При этом современные составы не содержат вредных для человека или животным веществ. Их основу составляет обычная соль (натрий и хлористый калий). Каждая партия проходит обязательный контроль на соответствие техническим, химическим и экологическим стандартам.
Снежный путь
Собранный с московских улиц и дворов снег отправляются в снегоплавные пункты. Ежедневно один такой пункт принимает сотни грузовиков. Каждая машина останавливается на несколько секунд для сканирования объема снега, чтобы спрогнозировать нагрузку на ту или иную точку.
После этого всю снежную массу сбрасывают в приемные бункеры с установленными в них сепараторами – так снег тает гораздо быстрее. Под измельчительными устройствами расположены приемные камеры, заполненные сточными водами, температура в которых не опускается ниже 12-15 градусов. Этого вполне достаточно, чтобы растопить снежную массу.
Всего в сутки на московских снегосплавных пунктах за зимний период утилизируют около 30 миллионов кубометров снега. При этом во время обильного выпадения осадков объем увеличивается до 450 тысяч кубических метров в сутки.
Прежде чем сбросить талую воду в Москву-реку, ее надо очистить. По системе городских коллекторов и канализационных каналов она поступает на очистные сооружения и только после полного цикла механической, биологической очистки и обеззараживания выпускается в природные водоисточники.