МОСКВА, 10 дек - РИА Новости. Рыночную ипотеку сейчас в России частично берут те, кому выгодно дождаться срока окончания депозита, сказал в интервью РИА Новости заместитель президента - председателя правления ВТБ Георгий Горшков.
После серии повышений Центробанком ключевой ставки стоимость ипотечного кредитования достигла около 28%.
«
"Бывают разные ситуации в жизни. Сейчас падает количество кредитов, которые оформляются по таким высоким ставкам - 28-30% годовых. Но при этом остаются семьи, которые "перехватывают" кредитные средства на относительно небольшую сумму или относительно короткий срок, чтобы просто закрыть "кассовый разрыв", - сказал Горшков.
"Например, у семьи может заканчиваться срок крупного депозита через 5-6 месяцев. Она не хочет терять накопленные проценты при досрочном снятии денег и берет ипотечный кредит, потому что сейчас подвернулся хороший объект. И эти 5-6 месяцев ипотечный кредит выплачивается, а когда закрывается депозит - семья погашает кредит полностью. Такая ситуация достаточно жизненная, и доля таких сделок растет", - добавил он.
Топ-менеджер также рассказал, что ипотечные программы - это всегда сотрудничество нескольких сторон: клиента, банка и застройщика или клиента, банка и риелтора, если это вторичный рынок. Внутри этого треугольника есть взаиморасчеты. При этом если решается задача доступности ипотечного кредита, стороны будут договариваться так или иначе.
«
"Что не нравится регулятору? Когда за фасадом низкой ипотечной ставки возникают существенные дополнительные издержки: либо на стороне клиента какая-то переплата, либо на стороне застройщика. И банки стараются соблюсти все те принципы, о которых они, в том числе с регулятором, договариваются. ЦБ настаивает, чтобы банки не давали кредиты клиентам с уже высокой финансовой нагрузкой, чтобы ценовые и другие параметры кредитной сделки были прозрачными для потребителя. И банки следуют этому правилу", - отметил он.
Ранее ЦБ сообщал в "Обзоре финансовой стабильности" за II-III кварталы 2024 года", что российские банки и застройщики активизировали совместные маркетинговые программы на первичном рынке жилья - по ним в третьем квартале выдавалась почти каждая вторая рыночная ипотека, что привело, в том числе, к увеличению среднего размера кредита в сегменте строящегося жилья.