Крестовский мост – один из известных путепроводов столицы, построенный в 1937 году. Расположен он на проспекте Мира и проходит над путями Октябрьской железной дороги. Кстати, именно такой вид мостов правильно называть путепроводами. В XVIII веке на этом месте находились Крестовские заставы – таможенные пункты на границах города, где проверяли документы, товары, грузы приезжих. Отсюда и появилось название моста.
Уникальность Крестовского моста в том, что с обеих его сторон расположены по два фонтана, которые большую часть своего существования были исключительно декоративными. Сотрудники ГБУ "Гормост", которые занимаются обслуживанием столичных переправ, 2015 году решили их запустить, установили насосы и подвели к фонтанам электричество. Теперь в теплое время года можно полюбоваться на работу водных сооружений.
Живописный мост был построен по уникальному проекту и открыт 27 декабря 2007 года. Он соединяет Новорижское шоссе с проспектом Маршала Жукова и является продолжением Северо-Западного тоннеля.
Общая длина переправы составляет полтора километра, а самая высокая точка арки, на которой закреплен стеклянный эллипсоид, расположена на высоте более 100 метров. Изначально в эффектной конструкции, напоминающей НЛО, планировалось сделать ресторан и ЗАГС. Но из-за невозможности провести на такую высоту канализацию идею не осуществили.
В этом году сотрудники комплекса городского хозяйства установили там более 400 светодиодных осветительных приборов мощностью от 150 до 200 ватт теплого и нейтрального оттенков белого цвета. Лампы смонтируют внутри арки и в основании вант, они будут имитировать естественное освещение.
Парящий мост, находящийся в парке "Зарядье", собственно, мостом не является, однако именуется таковым. Он был открыт в 2017 году и сразу привлек внимание горожан и туристов. В народе мост называют "невесомый", "левитирующий" и не зря, ведь сооружение действительно будто висит в воздухе, у смотровой площадки нет ни одной выносной опоры, а удерживает всю систему расположенная на набережной сверхпрочная несущая конструкция из бетона и металла.
Кстати, парящий мост изображен на российской почтовой марке, выпущенной в 2018 году тиражом 184 тысячи экземпляров.
Интересно, что сотрудники "Гормоста" убирают конструкцию только в ручном режиме. Работники сметают щетками снег с прохожей части, формируют из него небольшие кучки и вывозят на территорию парка. Только после этого с помощью мини-погрузчиков снег перекладывают в самосвалы.
Есть чем похвастаться и торгово-пешеходному мосту "Багратион", который открыли к празднованию 850-летия Москвы в сентябре 1997 года. Местные жители называют его просто "мост "Москва-Сити". На нижнем уровне сооружения находится застекленная галерея, а на верхнем – работает смотровая площадка. Там можно не только посмотреть на столицу, но и пройтись по магазинам, зайти в кафе или рестораны.
У конструкции есть своя изюминка: 9 октября 2004 года в вестибюле моста была открыта композиция Эрнста Неизвестного "Древо жизни". Это единственная работа автора, которая состоит из серии скульптур, разбросанных по миру, и является олицетворением модели вселенной. Идея композиции пришла скульптору сне, он работал над ней в течение 48 лет. Сейчас на "Древе жизни" около 700 символов.
Ростокинский акведук – это не только один из старейших каменных мостов города, но и историческое гидротехническое сооружение. Он был построен по приказу Екатерины II как часть первого в Москве и в России водопровода. Открыт водный мост был уже не при Екатерине II, а при ее внуке Александре I, спустя примерно четверть века. Для проведения работ потребовалось много рабочей силы, в день были задействованы до 400 солдат. Сегодня акведук выполняет функцию пешеходного моста.
Для строительства акведука были привлечены иностранные специалисты: один из архитекторов был родом из Италии, а горные мастера – из Германии.
В 2023 году сотрудники комплекса городского хозяйства провели благоустройство территории у акведука: проложили прогулочные дорожки, экотропу и сделали смотровую площадку. Также теперь у сооружения есть специальное освещение, которое позволяет там гулять в любое время суток.
Арочный пешеходный мост Богдана Хмельницкого соединяет Бережковскую и Ростовскую набережные вблизи Киевского вокзала. Длина конструкции – 235 метров, а высота пролетов 135 метров. В 2020 году специалисты комплекса городского хозяйства Москвы провели работы по капитальному ремонту объекта. Там обновили прогулочную зону, заменили более 300 квадратных метров покрытия из хвойных пород, металлических конструкций пешеходной галереи и остекления.
Кстати, у моста есть свои рекорды: в 2002 году на нем одновременно поцеловались 2226 человек.
Большой Каменный мост интересен историей своего появления. На его месте раньше находился другой мост – Всехсвятский. Ширина сооружения была в три-четыре раза больше самых широких московских улиц. Поэтому мост был застроен с обеих сторон торговыми галереями и даже жилыми палатами, также там были устроены мельницы, лавки и питейные заведения.
В 1850 году мост разобрали и построили вновь только в 1938 году в рамках реконструкции Москвы. В 2007 году Большой Каменный мост был признан объектом культурного наследия. А в 2021 году прошло его масштабное обновление, в ходе которого заменили металлоконструкции, несущие элементы и дорожное полотно, привели в порядок бетонные поверхности и инженерные коммуникации.
Кстати, в ходе реставрации ограды специалисты извлекли из-под слоев краски художественную композицию скульптора Николая Андреева – статую Свободы, которая в первой половине ХХ века недолгое время стояла в центре Москвы и затем была изображена на ограде.
Третьяковский (Лужков) мост – один из пешеходных мостов через Водоотводный канал Москвы-реки, расположенный рядом с Болотной площадью. Он выполнен из прочной закаленной стали, а его ограда с медальонами оформлена в стиле исторических сюжетов, элементы которой создавались по эскизам скульптора Зураба Церетели. На Лужковом мосту стоят металлические деревья, на которые по традиции молодожены вешают замочки в знак вечной любви.
Специалисты "Гормоста" регулярно убирают и промывают переправу. Летом его украшают растениями, цветами и инсталляциями, а с самого моста открывается прекрасный вид на плавающие фонтаны.
Пушкинский (Андреевский) пешеходный мост был построен в 1999 году. Он соединяет Фрунзенскую и Пушкинскую набережные. С моста можно увидеть соседний Крымский мост и возвышающийся за ним памятник Петру I. Арочный пролет сооружения подсвечивается разными цветами. Всего для подсветки использовано почти 1,4 тысячи осветительных приборов: около 900 прожекторов и примерно 500 светильников.
Это единственный мост, на опоре которого действует целая диспетчерская, где круглосуточно дежурят сотрудники "Гормоста". Они смотрят за соблюдением правил, занимаются обслуживанием моста, лифтов и эскалаторов.
В июле 2024 года в столице появилось новое место для эффектных фотографий – новый пешеходный мост через Водоотводный канал, связывающий стрелку острова Балчуг и Крымскую набережную. Строительство сооружения было начато в марте 2023-го и завершено в июле 2024-го. Новый мост имеет длину 58 метров и ширину восемь метров. Установка моста осуществлялась без приостановки движения речного транспорта и с сохранением удобных пешеходных проходов по набережным. Он пока мост не успел обрасти легендами, но свои особенности у сооружения все же есть. Несущая балка словно горбик выгибается посередине моста, являясь одновременно основой для панорамных скамеек с обеих сторон и разделительной преградой для велосипедистов и пешеходов.